Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. 10 страница
Ход работы: психолог зачитывает ребенку рассказ, а затем просит пересказать его как можно подробнее и сформулировать основную мысль. Если ребенок не заканчивает пересказ самостоятельными выводами, свидетельствующими о понимании рассказа, ему задают вопросы:
- Почему Лида сказала: "Стыдно перед соловушкой"?
- Почему Лида не бросила мусор, как Оля?
В качестве еще нескольких рассказов, которые можно использовать с обозначенной выше целью, в психологической литературе рекомендуются следующие25.
Муравей и голубка
"Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела".
Лев и мышь
"Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: "Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро". Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев и перегрызла веревки. Вот так и спасла ему жизнь".
Обработка и анализ результатов. Следует проанализировать пересказ ребенка с точки зрения следующих параметров:
- 1) понимание прослушанного рассказа. При этом понимание можно проанализировать на трех уровнях: на уровне целого текста, на уровне отдельных тем, на уровне отдельных предложений и слов;
- 2) возможность программирования ребенком текста-пересказа - способность ребенка к построению программы высказывания и ее вербальной реализации;
- 3) лексический состав речи - те средства, с помощью которых осуществляется программа пересказа;
- 4) речевая активность - способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль, строить сюжетный рассказ.
Для того чтобы дать в целом характеристику речевого развития ребенка, вводится балльная оценка по каждому параметру.
1. Понимание - оценивается максимальным количеством баллов, поскольку понимание является основой коммуникативного взаимодействия учителя и ученика. Адекватные ответы на вопросы по смыслу текста оцениваются 10 баллами. При наличии в пересказе специальных высказываний, указывающих на то, что основная мысль текста понята ребенком правильно,
дополнительно к 10 баллам за понимание ставится 1 балл за проявление речевой активности.
В некоторых пересказах может наблюдаться неадекватное фантазирование, изменение сюжетной линии рассказа и, соответственно, его общего смысла. Это фантазирование скорее всего можно ожидать в тех случаях, когда ребенок не понял какой-либо части текста или упустил что-либо по невнимательности. Этот феномен следует отличать от творческого фантазирования ребенка, когда он может придумать предысторию или продолжение рассказа, дополнить действия в рассказе подробностями, новыми деталями и событиями, сохраняя его общий смысл.
2. Программирование текста-пересказа - оценивается по умению воспроизвести все темы текста в соответствии с основным смыслом. Если пересказ содержит все темы - 5 баллов. Если ребенком дается краткий пересказ с наличием основных тем, необходимых для передачи смысла, - 3 балла. Если в пересказе имеются лишь элементы для связывания тем - 1 балл.
3. Использование собственной лексики, правильность употребления слов, правильность образования формы слов - 1 балл. Введение ребенком в пересказ собственной лексики является проявлением речевой активности, за что дополнительно ставится 1 балл.
4. Речевая активность. О речевой активности свидетельствуют некоторые показатели оценки понимания и лексики - это специальные высказывания, указывающие на понимание смысла текста, и введение ребенком в пересказ собственной лексики (см. выше). Кроме того, речевая активность оценивается в 1 балл по показателям отсутствия пауз в пересказе и способности ребенка самостоятельно, без подсказок и наводящих вопросов, пересказать текст.
Для заключения об особенностях речевого развития ребенка в целом требуется соотнести его сумму баллов с максимально возможной (по группе обследованных детей).
Приложение 3
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
ГОТОВНОСТИ
МЕТОДИКА "РИСУНОК ШКОЛЫ"26
(А.И. Баркан)
Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к школе детей 6 - 8 лет27.
Материал: 1) стандартный лист белой нелинованной бумаги; 2) набор карандашей из 6-ти стандартных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный.
Ход работы: психолог предлагает ребенку на одной стороне листа бумаги нарисовать школу, а на другой - детский сад или дом (в том случае, если выясняется, что ребенок не посещает детский сад). Время работы не ограничивается. После окончания рисования ребенка спрашивают, куда бы ему хотелось пойти: в школу или детский сад (домой). Затем с ребенком проводится беседа, из которой экспериментатор узнает его самые любимые и нелюбимые цвета.
Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, на одной стороне этого листа школу, а на другой - детский сад (дом)". Больше ничего ребенку не говорят. Если он спрашивает, как рисовать и т.п., психолог должен ограничиться фразой: "Как умеешь, как хочешь, так и рисуй".
Критерии анализа рисунка. Эмоциональное отношение испытуемого к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов на рисунке школы и другого коллектива.
Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых (первая половина спектра) или холодных
(вторая половина спектра) тонов. Для более детального уточнения площади каждого цвета может быть использован планиметр. Цвет передает все эмоциональные оценки ребенка по отношению к изображаемому. Известно, что дети свое положительное отношение к предмету выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение - при помощи темных тонов (черный, серый, темно-коричневый, темно-синий). То, что дети считают красивым, они изображают в теплых тонах, то, что считают некрасивым, - в холодных. Для большей эмоциональной убедительности дети используют "неподражательный цвет", несущий гамму положительных чувств к изображаемому. Причем чем замысловатее соотношение цветов, тем эмоциональнее относится ребенок к изображаемому предмету (имеется в виду положительное эмоциональное отношение).
Сюжет рисунка, отражающий социальный опыт ребенка, имеет большое значение в анализе. О положительном отношении к школе может свидетельствовать тема учения в рисунке и связанные с ней атрибуты, например, появление цифр: 2, 3, 4, 5. Причем 5, как правило, - это самое красивое число, а 2 - самое некрасивое, плохое. Оценка сюжета рисунка включает следующие компоненты:
- 1) предпочитаемый сюжет (школа или детский сад);
- 2) характер сюжета в динамике (застывший или варьирующий);
- 3) наличие декоративных элементов, орнамента, симметричных изображений;
- 4) время года на рисунке;
- 5) как изображено солнце (сияет или в тучах);
- 6) наличие дополнительных элементов, оживляющих сюжет.
Линия рисунка также является информативным признаком. Красивое, нравящееся дети обычно вырисовывают очень старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины. Как средство украшения рисунка они используют орнамент и симметричные изображения, что подчеркивает их положительное эмоциональное отношение
к объекту изображения. Общая длина линий всех предметов определяется курвиметром.
Интерпретация некоторых аспектов рисунка. При отрицательном эмоциональном отношении к школе рисунок ребенка содержит гораздо больше черных, темно-синих, коричневых тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду (дому), на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. При негативном эмоциональном отношении к школе площадь холодных тонов, как правило, хоть незначительно, но превышает общую площадь тех же тонов при изображении другого коллектива, к которому ребенок настроен более благоприятно. В этом случае на рисунке царит траур: черные стены, окна, двери, занавески; даже детские фигурки изображены с черными волосами, черными глазами, в черных одеждах. Сюжет, рассказывающий о школе, как правило, носит застывший, сглаженный характер. На рисунке отсутствуют декоративные элементы в оформлении сюжета. Если изображено здание школы, то оно, обычно, некрасивое, около него нет людей и цветов. Почти не встречается изображение класса, других элементов учебной деятельности. Как правило, на таких рисунках преобладают зима и осень; если осень, то обязательно идет дождь.
Как крайний вариант отрицательного эмоционального отношения к школе следует отказ ребенка выполнить рисунок на тему школы.
При положительном эмоциональном отношении школа на рисунке обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. Сюжет варьируется. В него включается много дополнительных элементов, оживляющих рисунок. Если нарисована школа, то чаще всего в окружении признаков лета или весны. На небе сияет солнце. Изображение на рисунке учебной деятельности (в частности, класса, доски, на доске пятерки) отражает желание ребенка идти в школу. Если изображается здание школы, то перед ним всегда дети, спешащие на урок. На дверях школы надпись "Добро пожаловать!"
При не сформировавшемся у ребенка определенном эмоциональном отношении к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.
МЕТОДИКА "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР"28
(Г.А. Цукерман)
Цель: изучение характерных для ребенка эмоциональных состояний в разных жизненных ситуациях.29
Материал: 1) бланк, на котором нарисован "эмоциональный термометр"; 2) чистый "эмоциональный термометр" (без каких бы то ни было значков). Можно использовать просто лист белой нелинованной бумаги; 3) набор фишек - значков всех пяти цветов, вырезанных из бумаги с клеящимся слоем.
Каждый значок термометра цветной:
- # # # # "Мне крайне скверно" - черный,
- ~ ~ ~ ~ "Мне плохо" - коричневый,
- @ @ @ @ "Мне несколько не по себе" - зеленый,
- * * * * "Мне хорошо" - желтый,
- ! ! ! ! "Я блаженствую" - красный.
Цветовые обозначения выбраны совершенно произвольно, без учета культурной символики цветов.
Цветные обозначения на термометре особенно важны для тех детей, кто еще не умеет читать.
Инструкция: "Я предлагаю тебе сыграть в одну интересную игру. Давай измерим твое настроение. Я покажу тебе, как это можно сделать. Вот это термометр. Но он необычный. Он измеряет не температуру тела, а твое настроение. Вот такой же термометр, но пока он ничего не показывает. Возьми эти фишки, которые обозначают разные настроения. Я буду спрашивать тебя о разных случаях в твоей жизни, а ты будешь прикреплять на термометр те фишки, которые
будут обозначать, как ты чувствуешь себя обычно в тех или иных ситуациях".
Ход работы: эксперимент проводится индивидуально. Психолог рассказывает ребенку, какое настроение обозначено каждым из пяти значков, а затем показывает, как можно приклеивать фишки на термометр. Убедившись, что ребенок понял инструкцию, психолог задает ему ряд вопросов. Приведем несколько примеров подобных вопросов.
Для дошкольников:
- Как ты себя чувствуешь в детском саду?
- Когда ты играешь в школу, как ты себя чувствуешь?
- Как ты себя чувствуешь на подготовительных занятиях в школе?
Для первоклассников:
- С каким настроением ты идешь в школу?
- Как ты себя чувствуешь, когда общаешься с одноклассниками ?
- Когда учительница спрашивает тебя на уроке, как ты себя чувствуешь?
Проводится качественный анализ ответов испытуемого.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМЕНИЯ СОХРАНЯТЬ ЦЕЛЬ
В УСЛОВИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ УСПЕХА30
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)
Цель: изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха у детей 6 - 8 лет.
Материал: 1) 7 разных открыток, разрезанных на 4 части по диагоналям; 2) 2 одинаковые открытки, одна из которых разрезана на 4 части по диагоналям.
Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Включает 4 серии.
Серия 1. Психолог на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.
Инструкция: "Собери одну открытку".
Серия 2. Психолог дает ребенку перемешанные части других пяти открыток, показывает целую и предлагает собрать такую же. При этом образец не убирается, способ действия не показывается.
Инструкция: "Собери такую же открытку".
Серия 3. Психолог дает ребенку тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагает собрать из частей одну открытку. Образец не дается, способ действия не показывается.
Инструкция: "Собери одну открытку".
Серия 4. Ребенку дается тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагается собрать из этих частей как можно больше открыток.
Инструкция: "Собери из этих частей как можно больше открыток".
Во всех сериях в случае затруднения психолог подсказывает ребенку решение. Время выполнения задания не ограничивается.
Анализ результатов. Путь решения значения не имеет. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности, при неудачах, а также как это зависит от возраста испытуемого. Деятельность ребенка анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями. Отсюда делается вывод об уровне волевого развития ребенка.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
В УСЛОВИЯХ ПОМЕХ31
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)
Цель: изучение достижения цели в условиях помех у детей 6 - 8 лет.
Материал: лист белой бумаги в клетку, цветной карандаш, колокольчик, яркая игрушка, детская книжка, секундомер.
Инструкция: "Заполни весь лист, рисуя в каждой клеточке черточку".
Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания психолог создает помехи: звонит в колокольчик, ставит перед ребенком яркую игрушку, кладет на стол детскую книгу, предлагает ребенку вместе поиграть и т.д.
Обработка данных: во время исследования психолог ведет протокол. Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, то в протоколе отмечается отсутствие отвлечения, т.е. выполнение задания (+). Если ребенок на время прерывает деятельность, например рассматривает игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, в протоколе фиксируется наличие отвлечения (±). Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, в протоколе отмечается невыполнение (-). Фиксируется время отвлечений.
Анализ результатов. Анализируются особенности поведения ребенка в ходе выполнения задания, их зависимость от содержания раздражителя. Делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях помех, об уровне его волевого развития.
Приложение 4
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ
БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ32
(Т.А. Нежнова)
Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.
Материал: бланк с программой беседы.
Ход работы: обследование проводится индивидуально с первоклассником в первые месяцы обучения (если беседа проводится с дошкольником во время приема в школу, то времена глаголов в вопросах соответственно изменяются). Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.
Вопросы:
- Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).
- Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).
- Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили) ? (какие собственные действия или действия родителей ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе).
- Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей).
- Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы).
- Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока - о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (место школьно-учебных интересов среди всех в условиях свободного выбора).
- Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (предпочтение школьным организационным формам учения).
Оценка беседы: за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, приписывают А; за формальный, внешний, "дошкольный" и прочие ответы - Б; за отказ от ответа - С.
Оцениваются вопросы 3 - 6. За каждый ответ присуждается 1 балл (кроме ответов на 1 и 2 вопросы).
Критерии оценки полученных результатов.
Высший балл - 4А - говорит о сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.
Низший балл - 4Б - говорит о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ
"БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ"33
(Т.А. Нежнова)
Цель: выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного и младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:
- а) ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
- б) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: 1) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям "дошкольного" типа (рисование, пение, физкультура, труд), 2) имеет содержательное представление о подготовке к школе;
- в) отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: 1) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, 2) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), 3) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки и т.п.);
- г) признает авторитет учителя.
Материал: набор коротких историй.
Ход работы: беседа проводится строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются также данные наблюдения за ребенком во время беседы с ним.
Психолог знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задается 1-й вопрос "Беседы":
1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало или случалось, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой".
2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?" (С воспитанниками детского сада речь идет об отсрочке поступления в школу). Что ты ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась и поступила по-своему) - договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже б лет, но он не ходит ни в нулевой класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к 1-му классу?" Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так: чтобы не ты ходил каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты согласился бы учиться дома?
6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?
7. Представь себе, что есть две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А" расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка, не чаще раза в неделю. А в школе "Б" все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
8. В школе "А" от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б" не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спросу. В какой школе тебе бы хотелось учиться?
9. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница
сказала: "Сегодня Миша (называется имя ребенка) учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить его за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?
Оценка беседы: ответ на каждый вопрос оценивается как "школьный" или "дошкольный" (соответственно "А" или "Б"). Некоторые примеры.
1-й вопрос. "А": уроки грамоты и счета - это занятия, присущие именно школе, по содержанию и форме они не имеют аналогов в дошкольной жизни ребенка и олицетворяют для него новую, собственно школьную действительность. "Б": дошкольные виды деятельности - уроки художественно-физкультурно-трудового цикла - близки и знакомы ребенку по предыдущему периоду и продолжаются в школе. В эту же группу включаются и прочие не связанные с собственно учением занятия: игры и внеурочное времяпрепровождение, еда, гуляние, общение с товарищами и т.д.
3-й вопрос. "А": учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены те или иные действия по самообразованию: самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у товарищей и выполнение их и т.п. "Б": дошкольные и прочие - игры, гуляние, рисование, конструирование, помощь родителям по хозяйству и т.д. без упоминания о каких-либо учебных действиях.
4-й вопрос. "А": содержательные - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. "Б": формальные - приобретение формы, школьных принадлежностей.
Интерпретация вопросов и ответов в соответствии с компонентами внутренней позиции школьника.
- Общее отношение к школе и учению.
- 1.1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предлагаемого отпуска или отсрочки) - 2-й вопрос.
- 1.2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения) - 3-й вопрос.
- Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.
- 2.1. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамотой и счетом заменены уроками художественно-физкультурного цикла) - 7-й вопрос.
- 2.2. Предпочтение уроков грамоты и счета "дошкольным" видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.) - 1-й вопрос.
- 2.3. Содержательное представление о подготовке к школе - 4-й вопрос.
- Ориентация на новые собственно школьные формы организации деятельности и поведения.
- 3.1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуально-домашней форме обучения - 5-й вопрос.
- 3.2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно - 8-й вопрос.
- 3.3. Предпочтение отметки как формы оценки учебной работы другим видам поощрения - сладости, игрушки - 9-й вопрос.
- Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями) - 6-й вопрос.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
И ПЕРВОКЛАССНИКОВ34
(М.Р. Гинзбург)
Экспериментальные материалы и система оценок предложены И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой (1993).
Цель: изучение доминирующей мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
Материал: текст рассказа и шесть сопроводительных картинок.
Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ" (зачитывается рассказ35 и одновременно перед ребенком на столе выкладываются картинки, иллюстрирующие его).
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: передней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".
Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)
Четвертый мальчик сказал "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".
Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль (Позиционный мотив.)
Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь".
Выкладывается карточка с рисункам № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
Шестой мальчик сказал:
"Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки". Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
Ход работы: после прочтения рассказа ребенку задаются вопросы: