Понятие об опыте по Дж. Локку. Психология как наука о внутреннем опыте. Учение о простых и сложных идеях. Образование сложных идей: обобщение, ассоциация идей
Джон Локк (1632-1704) – отец эмпирической психологии. Основное сочинение – «Опыт о человеческом разуме». Задача психологии – изучение явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это психология без души. Методология исследования строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действия человека в материальном и идеальном мире одинаковы.
Цель – исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Критиковал теорию врожденных идей.
Душа – некоторая пассивная, но способная воспринимать среда. Метафора чистой доски, пустой комнаты, «tabula rasa». Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицает природных наклонностей, задатков, конституционных различий между людьми.
Источник знаний – опыт как индивидуальная история жизни индивида.
Источники опыта: 1. Объект (ощущение – внешний: объекты природы, внешние материальные вещи; рефлексия – внутренний: идеи, приобретенные ранее); 2. Орган (ощущение – внешнее чувство: зрение,слух и тп; рефлексия – деятельности, способности нашего ума: восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и тп); 3. Продукт (ощущение – идеи, знания об окружающем мире; рефлексия - идеи другого рода, которые не могли быть получены от внешних вещей; Знание человека о самом себе, о различных процессах сознания и понятии об этих процессах).
Все идеи происходят из одного из источников. Ощущение – начало познания, рефлексия возникает на основе ощущения®ощущение – источник всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве».
Ощущения рассматриваются как пассивный процесс, в результате которого появляется более или менее точная копия (идея) вещи.
Отрицал активность ощущений®отрицание объективности®невозможность познания внешнего мира.
Виды знания по Локку: 1.Интуитивное – душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Оно является самым достоверным, т.к. предполагает ясное видение отношений между идеями. Это знание человека о самом себе.2.Демонстративное знание – усмотрение необходимых отношений между идеями посредством других идей. Достоверно, в его основе лежит интуитивное знание. Это выводы, доказательства, которые требуют напряжения внимания и памяти. Оно может быть ошибочным: чем больше опосредующих звеньев, тем больше вероятность ошибки. Познание Бога, этические и математические понятия.3.Сенситивное знание – сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств. Это наименее достоверное знание. Знания о внешнем мире.
4.Мнение. Недостоверное знание. Согласие или несогласие идей только предполагается с большей или меньшей степенью вероятности.
По мере увеличения количества идей душа посредством упражнения развивает свою способность к мышлению; затем сочетанием ощущения и рефлексии она увеличивает свой запас и развивает легкость запоминания, воображения, рассуждения и др. способов мышления.
Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.
Учение об идеях:Идея – объект мышления. Человек сознает, это он мыслит, а значит идеи находятся в уме человека.
Локк выделяет простые и сложные идеи. Идеи, получаемые из ощущений и рефлексии, - простые идеи. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал для знания. Идеям в душе соответствуют качества в вещах. Три рода качеств: Первичные – реальные, совершенно не отделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет (плотность, форма, протяженность).Вторичные – на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы их ощущаем, и зависят от первичных качеств (цвета, звуки, запахи).Третичные по существу сводятся к вторичным.«Первичные качества есть подобия, вторичные считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются, и не бывают ими».
В результате различных логических операций и способности к абстрагированию из простых идей могут образоваться сложные, общие понятия, которые не могут возникнуть непосредственно из ощущений и рефлексии. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате: Соединение, суммирование простых идей®сложная идея; Сопоставление, сравнение®идея отношения; Абстрагирование®обобщение.
Схема процесса обобщения. 1.Эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых надо получить общее понятие. 2.Эти объекты расчленяются по составляющим их свойствам и сравниваются по этим свойствам. 3.Идеи, которые не повторяются в объектах отбрасываются (абстрагирование). 4.Выделяются идеи, которые повторяются во всех объектах. 5.Эти идеи суммируются®совокупность идей, составляющая искомую общую сложную идею. 6.Полученная совокупность обозначается словом.
Долгое время эта теория обобщения была единственной основой организации процесса обучения в школе. Ей свойственна ограниченность и упрощенная трактовка общего.
Критику этой теории дали Давыдов и Рубинштейн: на основе эмпирического обобщения невозможно теоретическое познание.
Локк ввел термин «ассоциация идей» (понятие существовало еще в античности). Ассоциация – неверное, не отвечающее единственному соотношению, соединение идей, когда идеи сами по себе не родственны, в умах некоторых людей соединяются так, что их трудно разделить (симпатия, антипатия, суеверия).
Локк выделял разные ассоциации: 1.Ассоциация по смежности в пространстве. Это внешняя ассоциация. Мозг так устроен, что при встрече идей у них образуется связь. Образование связей – это механистический процесс, лежащий в основе работы нашего мозга. Эта связь проявляется в поведении.
2.Ассоциация по эмоции – эмоциональное состояние, которое имеет человек в ситуации, когда возникла связь, может оказаться основой ассоциации.
Ассоциациативные связи противопоставляются связям на основе разума.
Приобретаются в процессе воспитания. Задача воспитания – предупреждение образования нежелательных связей сознания. («Мысли о воспитании»).
Локк ввел понятие ассоциации ограниченно, но после него этот механизм разрабатывался, на этой базе возникла и развивалась ассоциативная психология.