Теоретические основы психокоррекции творческим самовыражением
Одной из наиболее значимых проблем психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами, находящимися в кризисных ситуациях, а также пациентам с соматическими и психическими заболеваниями, имеющим невротические, психосоматические расстройства, характерологические девиации и личностные аномалии.
Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо - и неврозоустойчивости.
Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию.
На занятиях по психокоррекции творческим самовыражением в основном используются психологическое консультирование и психокоррекция. Психотерапия (в широком толковании этого термина) включает в себя все виды направленного психологического воздействия на индивида: консультирование, коррекцию и терапию. Так как эти виды психологической помощи представляют собой воздействие на различные стороны личности, имеют различные цели и способы – на творческих гостиных, занятиях по творческому самовыражению эти два вида психологической помощи применяются как раздельно – так и в сочетании.
Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения, формирование иерархии ценностей.
В контексте психокоррекционного варианта метода ТТС – это формирование личностной активности в исследовании собственной индивидуальности. Психолог, используя различные способы информирования, обучает в доступной форме «азбуке психологии». Знакомит с существующими подходами к исследованию таких важных для понимания своей характерологии понятий, как: «врожденное» и «приобретенное» у человека, типы нервной системы: слабый, сильный (И.П. Павлов); типы темперамента, понятие об акцентуациях характера (А.Е. Личко); с классификацией характерологических радикалов (М.Е. Бурно).
Большое практическое значение на этом этапе психологической помощи имеет оценка проблем, обратившихся за помощью к психологу. Психологическая оценка- это очень широкое понятие. Например, Сох говорит о трех аспектах возможной оценки клиентов:
1) нозологическом (причисление клиента к определенной нозологической категории);
2) психодинамическом (выделение доминирующих механизмов психологической защиты, обусловленных онтогенетически);
3) экзистенциальном (анализ субъективного мира клиента).
Так как мы работаем со здоровыми личностями, страдающими расстройствами дефензивного характера, психологической оценке подлежат самые разные сведения об особенностях личности: оценивается информация, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, творчество во всем многообразии его проявлений – стихи, проза, рисунки и т. д. Оценка проблем клиента применяется во многих областях психологии, однако ее применение в данном случае имеет один очень важный аспект: мы предоставляем людям, обратившимся за консультацией, новые сведения о них, о сущности метода ТТС и перспективах совместного творчества на группах творческого самовыражения.
Психологическая коррекция в формате занятий по творческому самовыражению начинается с психологического консультирования. Психолог, работающий индивидуально или с группой творческого самовыражения может использовать вновь приобретенные людьми знания о своей характерологии как основу для выработки и овладения навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельностью.
Психологическое консультирование в рамках нашего метода предполагает совместное обсуждение врача, психотерапевта и психолога, возникших у человека проблем. В нашем случае – проблем дефензивного характера. Так, например, течение 4-х лет на краткосрочные и долгосрочные циклы по ТТС и городского психоневрологического диспансера направлялись подростки после терапевтических сессий, лечебных групп для адаптации на занятиях по творческому самовыражению в среде сверстников. На данный момент существует практика совместного ведения с клиническими психологами, психотерапевтами пациентов, обратившихся за помощью после различных посттравматических эпизодов.
Основной целью помощи на таких занятиях является обучение способам восстановления, закрепления и сохранения эмоционального комфорта через занятия творчеством.
Обсуждение с обратившимся за помощью человеком состояний, препятствующих (нарушающих) гармоничное, комфортное состояние – с целью выбора возможных вариантов их преодоления и профилактики через конкретные методики ТТС.
Информирование личности, страдающей расстройствами дефензивного характера о ее индивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования с целью выработки осознанной активной позиции человека по отношению к своим психологическим проблемам.
Диагностический процесс в структуре психологического консультирования включает интервьюирование и использование батареи экспериментально-психологических методик.
Существует несколько стратегий информирования, принципиально различающихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкой и используемой терминологией. Не ставя своей целью исследовать имеющиеся стратегии информирования, приведем основное содержание стратегии информирования в рамках нашего метода.
Опираясь на схему анализа методов психологического лечения Karasu, мы выделили следующие основные характеристики психокоррекционного варианта метода ТТС.
Основные тематические параметры | Основные характеристики психокоррекционного варианта ТТС |
Природа человека | Единство врожденного и приобретенного |
Основная проблема | Переживание собственной неполноценности, стремление уйти «в тень жизни». |
Концепция патологии | Базовый конфликт дефензивной личности – конфликт собственной неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо – инертная нерешительность; тревожная мнительность, ощущение ненужности и бесполезности. |
Концепция здоровья | Стойкое улучшение состояния у личностей с дефензивными особенностями, снижение тревоги, сглаживание симптомов, улучшение социальной адаптации. |
Вид изменения | Осознание природных характерологических особенностей, принятие своих слабостей и их диалектической ценности. Раскрытие скрытых резервов дефензивной личности. Развитие и укрепление творческой индивидуальности, новых поведенческих и ролевых установок. |
Временной подход и «фокус» | Работа с субъективным (объективным) прошлым и настоящим (здесь и сейчас). Прошлое – в контексте врожденного и приобретенного с анализом и осознанием особенностей конкретной личности. |
Задача психолога | Взаимодействие в атмосфере «душевной», человеческой заботы в раскрепощающей обстановке уютного кабинета. Создание креативной атмосферы, способствующей раскрытию, активизации творческой индивидуальности личности. |
Основные техники | Основные методики психокоррекции творчеством: Психокоррекция созданием творческих произведений, - творческим общением с природой, искусством, наукой, - ведением дневника и записных книжек, - творческим поиском одухотворенности в повседневном. |
Роль психолога | Сочетание: учитель и равноправный партнер, ориентированный на обучение, раскрепощение скрытых резервов личности, улучшение социальной адаптации. |
Характер связи между психологом и клиентом | Реальные взаимоотношения |
Лечебная модель | Сочетание взаимоотношений учитель – ученик, партнер – партнер. |
4. Основные этапы психокоррекционного варианта ТТС.
Собственно психокоррекционной работе предшествует этап формирования групп, который осуществляется с помощью психологов – консультантов, психотерапевтов. Сначала проводится обследование и отбор подростков с дефензивными особенностями личности. Диагностика индивидуально-личностных особенностей, выявление симптомокомплекса дефензивности личности.
Затем проводятся индивидуальные консультации о сущности метода, особенностях и проявлениях дефензивных расстройств.
По итогам диагностики и консультаций осуществляется формирование групп для занятий психокррекцией творчеством.
Собственно коррекционным звеном в работе является организация и проведение психокоррекционных занятий с последующей диагностикой, анализом и интерпретацией результатов работы.
Основные этапы психокоррекционной работы.
1. Психообразовательные занятия.
Знакомство подростков со своей характерологией, особенностями душевного склада. На этом этапе участники группы изучают под руководством психолога типологию личностей по современной научно - популярной литературе и по классическим научным трудам, читают книги об известных людях с дефензивными свойствами, автобиографии, письма, воспоминания о них, рассматривают картины и репродукции, слушают музыку композиторов-классиков.
Цель этого этапа - знакомство с типологией характеров, особенностями дефензивной личности в доступной возрасту форме. Участники наших групп также говорят о том, что полученные знания помогают им понять, что, по их словам, есть некоторая данность - темперамент, фенотип, генотип, которая обуславливает некоторые особенности их собственного поведения, поступков, эмоциональных реакций, которые раньше казались необъяснимыми, а иногда просто пугали, помогает им понять, что они не одиноки в своих особенностях. Люди, являющиеся ранее не досягаемыми авторитетами, имели аналогичные слабости и проблемы.
Темы и краткое содержание занятий.
1) «От Гиппократа до наших дней». Основное содержание - обзор существующих подходов, теорий, исследующих индивидуальные и типологические особенности личности.
2) «Врожденное и приобретенное». Знакомство с учением о типах высшей нервной деятельности и психологических механизмах, лежащих в основе их функционирования.
3) «Психологические новообразования возраста». Понятие о «кризисе идентичности» (Э. Эриксон, 1968), об акцентуациях характера (А.Е. Личко 1983).
4) «Такие разные характеры». Знакомство с характерологическими особенностями дефензивных личностей по работам - М.Е. Бурно «О характерах людей» (1998), В.П. Волков «Люди с трудным характером» (2001).
5) Метафора «Дом». Создание визуального проекта врожденных и приобретенных качеств личности, представленных в виде рисунка-проекта дома, нарисованного, оформленного с учетом индивидуально- типологических качеств автора. В том случае, если это групповой проект - с отражением основных знаний об особенностях человеческой психики.
6) Завершающие занятия. Подробное обсуждение наиболее интересных и спорных проектов «Дом». Осмысление ценности и практической пользы полученных знаний.
В результате первого этапа работы приобретаются новые, более полные знания об особенностях личности. Приходит понимание того, что существуют некоторые закономерности поведения, эмоциональных реакций, обусловленные принадлежностью к определенной типологии (особенности темперамента, тип ВНД).
Происходит снижение некоторого психо-эмоционального напряжения, облегчение от осознания того, что и «великим мира сего» (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Н. Некрасов, А.П. Чехов) свойственны дефензивные переживания.
Приходит понимание того, что есть закономерности типа характера, которые возможно узнать, а значит - корректировать, лучше владеть собой. Механизмом психокоррекционного эффекта в данном случае является развитие психологической защиты – рационализации. Понимание и объяснение ранее необъяснимых и пугающих эмоциональных состояний (тревожных, депрессивных настроений, срывов, зажатости и др.). Что приводит к облегчению от осознания того, что есть объективные составляющие этих состояний. Познавая себя в поисках созвучного и чуждого ему в других характерах, участник группы учится понимать и уважать не только свое, но и не свойственное ему и тоже общественно ценное в поступках и переживаниях людей.
2. Знакомство со своей индивидуальностью.
На этом этапе осуществляется знакомство со своей индивидуальностью, «слабыми» и «сильными» чертами характера через сравнение, отождествление, разотождествление с героями, авторами художественных произведений.
Целью этого этапа является идентификация себя, своих индивидуально-типологических особенностей в сравнении с великими писателями, художниками и музыкантами.
Содержанием данного этапа является просмотр репродукций, слайдов, чтение произведений, слушание музыки известных авторов с дефензивными особенностями личности.
Темы занятий составлены с учетом характерологических особенностей известных авторов, так, чтобы были представлены основные характеры, особенности дефензивных личностей. Нами используются в качестве иллюстрации произведения А.П. Чехова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, репродукции картин К.Васильева, К. Брюллова, С. Дали и других.
В рассматриваемых источниках достаточно ярко и зрелищно представлены дефензивные личности с особенностями характерологических радикалов.
Психокоррекционным результатом второго этапа становится осознание участниками творческих групп своих дефензивных индивидуально-типологических особенностей. Происходит понимание того, что ты не одинок в своих переживаниях неполноценности. Ведь и великие художники, страдая, находили отдохновение и помощь себе в процессе целительного творчества, создавая шедевры мирового искусства.
Размышляя о прочитанном, и сравнивая свой характер с характером литературного героя, известного художника или ученого, человек познает самого себя в поисках созвучного или непохожего, чтобы «основательней понять через все это себя и других (как ладить с людьми), прочувствовать собственные духовные богатства, раньше не представлявшиеся богатствами».
На этом этапе четко прослеживается групповая динамика. Участник группы понимает: «И рядом со мной есть такие же страдающие, остро переживающие свою неполноценность люди». И можно увидеть их сочувствующие глаза, получить и принять их поддержку.
3. Знакомство с «силой своей слабости»
Содержанием данного этапа является чтение любимых книг, слушание любимых музыкальных композиций своих сверстников - участников группы. Осуществляется обсуждение и анализ созвучных своей внутренней природе фрагментов, характеров. Происходит обращение особого внимания на произведения, героев, которые «не подошли», не соответствуют внутреннему складу души, вызывают дискомфорт - с целью понимания-принятия - чем такое творчество может быть целебным и полезным для других людей.
Темы творческих гостиных.
1) «Музыкальная антология характеров».
Слушание песен, анализ текстов, характеров героев, соотнесение с реальными событиями, конкретными жизненными ситуациями. Обсуждение и ответы на вопросы: «Я также поступаю? Кто из героев песен мне близок? Кого бы я не взял в свои друзья?…»
2) «Сила слабости».
Творческая переработка, переосмысление «негативных» качеств. Основное содержание: выбор наиболее «неприглядных» качеств и анализ каждого качества в разных контекстах. Проводится обсуждение: «Всегда ли это качество мешает? Всегда ли плохо быть, например, застенчивым, нерешительным? В каких жизненных ситуациях, контекстах «слабое» качество может пригодиться, превратиться в сильное (например, Гамлет, мучимый сомнениями «быть или не быть?»).
3) «Театр характеров».
Проживание ролей, соответствующих определенным характерам: истероидная кошка, астеничный щенок и другие. «Примеривание» на себя разных характеров, выбор наиболее близких, обозначение неподходящих, с обращением внимания-акцента на трансформацию слабых качеств в сильные.
Психокоррекционным результатом является еще более полное проживание и осмысление-осознание своей индивидуальности. Знакомство с собой на более глубоком уровне. Участники психокоррекционных занятий переосмысливают личные качества, переходят к более объективному отношению к некоторым качествам, которые раньше казались уродливыми и ненужными. Происходит переоценка ценностей - перевод некоторых качеств из «мешающих» в помогающие жить. Формирование адекватного отношения к своим отрицательным чертам характера помогает принятию и пониманию других людей.
Происходит принятие своих слабостей, смягчение напряженности, снижение требовательности к себе и к окружающим, «обогащение» новыми положительными эмоциями, налаживаются отношения с родными, близкими, окружением. В поведении появляется уверенность, в эмоциональном плане - большая стабильность. Снижение уровня переживания базового конфликта дефензивной личности приводит к улучшению социальной адаптации в кругу сверстников, коллег.
4. Знакомство с конкретными методиками творческого самовыражения.
На этом этапе производится подбор методик, наиболее подходящих индивидуальности личности, с перечисленными ранее особенностями характера.
Содержанием этапа является знакомство, освоение и развитие на практических занятиях с различными видами творческой деятельности. Участники обучаются творчеству, осваивают и развивают навыки творческой деятельности. На этих занятиях подростки пробуют свои силы в создании собственных творческих произведений, по-своему отражая в них собственные черты характера.
Целью данного этапа является знакомство с конкретными методиками психокоррекции творчеством, и выбор наиболее подходящих методик для коррекции дефензивных расстройств и развития индивидуально-личностных качеств.
Темы творческих гостиных.
Психокоррекция созданием творческих произведений (художественных и научных);
- творческим общением с природой;
- творческим общением с литературой, искусством, наукой;
- творческим коллекционированием;
- проникновенно-творческим погружением в прошлое.
- ведением дневника и записных книжек;
- творческими путешествиями;
- творческим поиском одухотворенности в повседневном.
Психокоррекционным результатом данного этапа является обогащение и обновление набора собственных психокоррекционных средств для снижения остроты тревожных или депрессивных состояний и приобретения стабильного уравновешенного состояния. Обогащается ролевой и поведенческий запас.
Приобретается направленность в выборе творческого пути, интереса, увлечения, хобби, что помогает в выборе будущей профессии, коррекции проблем в настоящей деятельности.
Человек приобретает внутренний стержень личности, положительную «Я – концепцию», принимает и понимает свои особенности, менее критично относится к своим недостаткам.
Результатом участия в наших группах стало: в школе (ВУЗе) - улучшение успеваемости, укрепление контактов со сверстниками. Приходит желание помогать знакомым, друзьям и просвещать их. Со слов родителей, дети становятся самостоятельнее, увереннее, улучшается их коммуникабельность.
Одним из ценных психокоррекционных достижений нашего варианта ТТС является приобретение участниками наших групп «стойкого светлого мироощущения».
В социальном смысле для взрослой аудитории происходит поиск и создание социально-дружественного пространства. Появляется мотивация на интерес и успех в жизни, любимое дело. В целом можно сказать о сглаживании (а в отдельных о разрешении) базового конфликта дефензивной личности.
Одной из новых методик, вызывающих большой интерес у участников групп психокоррекции творческим самовыражением, является использование ресурсов фотоискусства.
5. Психотерапевтические и психокоррекционные аспекты фотоискусства[2]
Создание фотографии, включающее в себя такие разнообразные виды деятельности, как выбор объекта, процесс печатания, фотомонтаж, фотоколлаж, организация выставок, рассматривание и т.д., глубоко и разнопланово переплетается с разными сферами душевной жизни человека.
Когда мы задумываемся о том, как отражаются наши переживания и внутренний мир в общении с фотоискусством, мы можем обратить внимание на то, как проявляется индивидуальность в выборе темы или объекта: фотографии животных, людей, картин природы, архитектурных памятников, улиц города, событий. Фотографии подобного плана могут использоваться для диагностики и коррекции состояния человека, например, в гештальт-подходе. Интересным является выбор фокуса внимания - фигуры и фона. Так, на одних фотографиях в качестве фигуры присутствует природа, а люди являются фоном, на других - наоборот. Выбор темы и объекта для фотографии могут служить иллюстрацией также для исследования проекций.
В контексте терапии творческим самовыражением можно исследовать, как проявляется характерологическая индивидуальность личности в выборе объекта и темы, цветового и светового решения, композиции, с каким эмоциональным состоянием человека это резонирует.
Процесс печатания также сам по себе является творческим, это глубокая естественная медитация, погружение в волшебство изменений. Изготовление фотографий - процесс целостного действия, который для дезадаптивной личности является доказательством способности человека начать дело, произвести действие, затратить энергию и увидеть результат. Фотомонтаж, фотоколлаж как разновидность фотоискусства, усложнение процесса создания фотографий также является творческим процессом, позволяющим раскрыть возможности человека, поверить в себя.
Одной из задач психотерапии и одновременно ее механизмов является достижение интеграции или преодоления дезинтеграции (невротизации) личности. При рассматривании фотографий актуализируются процессы ассоциации-диссоциации: ассоциации с тем, что близко внутреннему состоянию и диссоциации с тем, что вызывает диссонанс, отторжение. Таким образом, происходит более глубокое самопознание и создаются условия для дальнейшей интеграции, готовится база для последующей работы по принятию (изменению) себя. В дополнение к вышеуказанным психокоррекционным эффектам, характерным для фотографии является возможность медитации повседневностью. Фотограф, запечатлевая процесс, останавливая поток реальности, создает возможность для нарастающего углубления в детализацию образов. Мгновение остановлено, значимо и детализировано, внимание зрителя не отвлекают другие ускользающие образы.
Обращение к собственным детским фотографиям является эффективным способом активизации ресурсов «внутреннего ребенка». Воспоминания с помощью фотографий счастливых моментов жизни позволяют получить доступ к состоянию, когда открываются внутренние аптеки человека, нейтрализовать негативные переживания, приобрести солнечное светлое мироощущение. Семейные фотографии напоминают о родовых корнях, активизируют память, поддержку поколений, позволяют прояснить сценарные механизмы. Как озарение могут возникать аналогии внешнего сходства с родителями и прародителями с похожестью переживаемых трудных ситуаций и вариантов разрешения проблем. Фотографии друзей, любимых - это пространство любви, в котором можно ощутить свою защищенность, принятие, реальное признание человека в этом мире. Как писал Б.Окуджава в своем стихотворении «Фотографии друзей»: «Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь в которых вся, до дна, с нашей переплетена». С кадра даже расплывчатого, искаженного, обесцвеченного, но изображающего кого-то близкого, на зрителя обрушивается океан воспоминаний, актуализируя эмоциональные связи, заставляя вновь ощутить пережитое. Можно сказать, что в данном случае рассматривание фотографий оживляет все модальности события либо травматичного, либо ресурсного.
Фотография также используется в ходе терапии как способ запечатления достигнутого состояния (например, при арт- и имидж-терапии), тем самым создается уникальная возможность возвращаться к материально-воплощенному результату творчества, к фотографиям, которые ассоциируются с ресурсным состоянием. Можно вновь рассматривать «остановленные прекрасные мгновения», дарить друзьям и т. д.
Организация фотоальбомов, фотовыставок - создание своей микрореальности, в которой можно поставить авторские акценты, высветить какие-то наиболее значимые события, объекты, раскрывая в этом свою индивидуальность и видение.
Внутри каждого из этих этапов существует много вариаций, которые достаточно информативны для исследователя, могут быть эффективным подспорьем в психодиагностической и психокоррекционной работе.
Обращение психолога к фотографии основано на уникальности, особой психологичности этого вида искусства. Фотография часто представляется как некая интимная творческая деятельность, индивидуальная по своей сути. Однако специфика фотографии состоит в том, что она сочетает как импрессивную, так и экспрессивную деятельность. На первый взгляд, фотография по сути своей импрессивна - она не пишется, не ваяется; это скорее часть реальности, которую человек видит, воспринимает и запечатлевает. В то же время, фотография - это результат авторского выбора, уникальное обрамление одной из сцен многообразного неисчерпаемого потока жизни. Но в этом обрамлении нет вторжения, нет навязывания, нет изменения. Фотограф соприсутствует, присоединяется к существующему. Он одновременно и создатель, и созерцатель созданного Природой и Богом. Созерцательность фотографии делает эту разновидность искусства более близкой людям так называемого дефензивного склада личности, которым свойственны тревожность, стеснительность, болезненное переживание своей неполноценности и, в силу этого, - социофобия, отчуждение и одиночество. Наличие дефензивности в структуре личности является своеобразным показателем для терапии творческим выражением, и фотографией в том числе. Как творение фотохудожника фотография является выражением его личности, результатом творческого процесса. И, выступая в качестве искусства, фотография призвана воздействовать на других людей. Одной из центральных задач фотографии как искусства является не только постижение человеком реальности, движение его к истине, восхождение к мудрости, но и приглашение на этот путь других.
Таким образом, возможности фотографии как средства психодиагностики и психокоррекции основываются на том, что познаваемый человек может выступать не только свидетелем собственного прошлого, зрителем, воспринимающим произведение искусства, но и фотографом - творцом, художником (в последнем случае фотография выступает как разновидность экспрессивной деятельности).
Анализ впечатлений от фотографии представляет собой вариант проективной психодиагностики. При этом, поскольку восприятие фотографии меняет эмоциональное состояние человека, она создает возможность для глубинной психотерапевтической и психокоррекционной работы. Основным условием для стимулирования этого процесса является то, что воспринятая фотография становится толчком к собственному творчеству клиента (метафора, создание рассказа и т.п.).
В том случае, когда фотография (фотографирование) выступает как самостоятельное творчество, результаты (фотоснимки) также могут служить материалом для психодиагностики. При обращении к терапевтическому потенциалу фотографирования мы обнаруживаем, что занятия фотографией сами по себе не гарантируют целительного эффекта, если этому не сопутствуют определенные условия. Фотография, как и любая другая творческая деятельность, становится психотерапевтичной только при условии глубинного переживания человеком своей сопричастности миру.
При психотерапевтической работе с личными фотографиями (семейный альбом), которые являются инструментом доступа к уникальному прошлому опыту человека, особым средством, триггером, запускающим процесс погружения в эмоционально насыщенные значимые переживания, базовым целительным моментом вновь становится то, что эти переживания могут быть разделены с психотерапевтом, психологом, группой. Особенно психотерапевтичен эффект фотовыставок, когда непрофессиональный фотохудожник рискует раскрыть свой внутренний мир в фотоэкспозиции, когда появляются зрители - свидетели проявления индивидуальности, и тем сильнее и проникновеннее это чувство понимания, принятия.
«...Мы вольны,
распахнуты нам двери всюду,
где находим мы своё.
Ищем робко. Путаются тропы.
Слишком юн для старого наш опыт.
Слишком стар к небывшему наш иск.
Но и это славим мы сквозь слезы,
Ибо мы - ах, ветви суть и лозы,
Ножницы и сладкий спелый риск».
(P.M.Рильке в переводе К.Свасьяна)
6. Использование фотографии в психокоррекционном варианте терапии