Общение как возможность совместной деятельности
В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлений. Согласно словарю С. И. Ожегова, взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений[16]. В философском словаре взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния», «всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями»[17].
Взаимодействие определяется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность»[18]. По выражению В.А.Петровского, «в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми»[19]. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние.
Межличностное взаимодействие - это реально функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие «межличностное взаимодействие» объединяет такие частные понятия, как «взаимопонимание», «взаимопомощь» («взаимное содействие»), «сопереживание», «взаимное влияние». Эти составляющие имеют свою противоположность: «взаимное непонимание», «противодействие» или «отсутствие действия», «отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния».
В чем же сущность понятия общения в контексте взаимодействия?
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:
обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;
выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;
восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.
Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий «общение», «социальные отношения», «межличностные отношения». Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику. Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутригрупповых межличностных отношений. Социальные отношения - безличностные - проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы образования) и т. п. Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.
Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном планах. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношений, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т. е. имеет место как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.
Межличностное взаимодействие предполагает совместимость и срабатываемость партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных отношений. Совместимость как удовлетворенность партнеров друг другом и сработанность, проявляющаяся в успешности выполнения совместных задач, свидетельствуют о наличии реального межличностного контакта. Контакт считают промежуточной формой взаимодействия, посредством которой оно может перейти или не перейти в общение.
Понятие «контакт» употребляется в нескольких значениях. «Контакт» может означать прикосновение (от лат. contactus, con-tingo - трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях[20]. В связи с этим в одних случаях говорят о хорошем и тесном, непосредственном или, наоборот, о слабом, неустойчивом, неустоявшемся, опосредованном контакте; в других случаях - о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т. е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.
В условиях реализации непосредственных влияний людей и их взаимодействия в регуляцию психической деятельности включаются такие механизмы, как подражание, внушение, конформизм. Наивысший уровень взаимосвязанности, имеющий место там, где деятельность одного человека невозможна без деятельности другого, а общение пронизывает все стороны совместной деятельности, характеризуется максимальным уровнем влияния общения на психические проявления индивидов.
ОБЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: «Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их». В соответствии с этим убеждением общение во многом зависит от того, как человек воспринимает мир и как он думает о мире. Эту мысль так или иначе подтверждали в своих работах Платон, философы-идеалисты И. Кант и Г. В. Гегель, 3. Фрейд, американские и английские позитивисты и прагматики В. Джемс, Б. Рассел и другие.
Восприятие другого человека есть процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами воспринимаемого индивида и осуществление на этой основе понимания его внутреннего мира и поведения.
Проблема взаимодействия когнитивных процессов и процессов общения активно изучается зарубежными и отечественными исследователями. В фокусе внимания ученых - понятия «межличностное восприятие», «межличностная перцепция», «восприятие человека человеком» и др. В психологической науке ведутся экспериментальные разработки, посвященные различным сторонам этой проблемы. При этом большинство ученых анализируют особенности субъекта и объекта межличностного восприятия, механизмы межличностного восприятия и др.
Особый вклад в развитие представлений о том, как взаимосвязаны общение и когнитивные аспекты психики, внесли гештальтпсихологи, которые пытались ответить на вопрос, как человек воспринимает свое существование и как это восприятие детерминирует его бытие в мире.
Американский психолог Дж. Келли рассматривал человека как ученого, который общается с миром на основе своих личностных конструктов или мыслей. Обладая творческими возможностями, человек объясняет свое окружение, используя для этого различные построения или языковые конструкции. Свое бытие в мире человек описывает в виде группы предложений. Таким образом он конструирует мир, в котором и разворачивает свое общение. Высказываемые предложения (так же как и невербальное поведение) человека - это очень важный ключ к пониманию того, каким человек представляет себе мир, в котором он общается. Случается, что люди имеют неэффективную систему построений и поэтому они не способны выработать новые пути решения своих проблем, возникающих в общении. Задача психолога - помочь человеку построить более эффективные языковые конструкции о мире и таким образом изменить свой мир общения. Для этого необходимо прежде всего понять, как человек воспринимает мир и как он о нем думает. А затем при необходимости помочь ему изменить свои языковые конструкты о мире.
ОБЩЕНИЕ И ПАМЯТЬ
Самой нашумевшей теорией, утверждающей основополагающую роль индивидуальной памяти в общении, стал психоанализ Зигмунда Фрейда, хотя сам З. Фрейд, вероятно, не рассматривал свою концепцию как вклад в теорию общения.
Известно, что З.Фрейд в первые годы своей практической деятельности определял с помощью гипноза симптомы болезни у пациентов. При этом он констатировал обращающий на себя внимание факт пробелов в памяти, препятствующий понять причину заболевания. Позже 3. Фрейд научился делать выводы о забытом материале уже без гипноза - на основе анализа болезненных черт характера, фантазий и грез пациента и создал психоаналитический метод и теорию. Открыв бессознательное, известный венский психиатр лечил своих пациентов осознанию вытесненных в подсознание болезненных фактов жизненной истории. И именно осознание забытых по той или иной причине травмирующих эпизодов приводило человека к переживанию катарсиса и последующему излечению и нормализации общения.
Методы психоанализа могут быть определены как «терапия снятия покровов», поскольку они направлены на раскрытие вытесненных из памяти подсознательных процессов, управляющих общением человека. Психоаналитик обычно помогает обратившемуся к нему человеку осознать скрытые причины его затруднений: тревогу и напряженность, происходящие из страха, причинами которого обычно являются сознательная или подсознательная память о событиях детства, опасные импульсы подсознания, чувство вины или неспособность разрешить конфликт. Все это обычно спрятано глубоко в подсознании.
Одним из важных дополнений к классическому психоанализу является так называемая «теория предметных связей». Предметные связи - это рабочий термин, который означает примерно то же самое, что «прошлые межличностные связи».
Эта теория удачно дополняет классический психоанализ, детально раскрывая то, как прошлый опыт неосознанно отражается во взрослых стереотипах поведения. Теория предметных связей специально занимается проблемой зависимости настоящего стиля жизни и поведения от прошлого. Основной постулат теории «предметных связей» гласит: человек развивает свой стиль жизни по образу и подобию ранних взаимоотношений со значимыми другими, в основном с матерью.
Например, в период от рождения до двух лет (в психоанализе этот возраст называют оральным периодом развития) ребенок должен научиться взаимодействовать с другими, освоить умение присоединяться к людям и одновременно выделять себя из массы остальных людей. Чтобы в дальнейшем стать творческой личностью, человек уже в раннем детстве должен научиться отстаивать свою индивидуальность в отношениях с родителями. А те, в свою очередь, должны грамотно вести себя, чтобы помочь ребенку справиться с кризисом. Оказывается, весьма важно знать, как следует держать ребенка на руках. Если ребенка «держат» слишком крепко, могут развиться чувства зависимости или чрезмерной привязанности. Если взаимоотношения ребенка и матери отличаются холодностью, ребенок станет «отдаленным» или слишком независимым. Любопытно и то, что мальчиков надо «держать» на большей дистанции, чем девочек. В своем первом опыте взаимодействия со взрослым ребенок набирается опыта общения и учится соблюдать баланс между близостью и уединенностью. Неумение достичь этой сбалансированности на оральной стадии может повлечь за собой серьезные эмоциональные проблемы в дальнейшей жизни.
А вот с 2 до 4 лет (по Фрейду, это анальный период развития) у ребенка развивается чувство ответственности за свое поведение. Классическая теория З. Фрейда гласит: первым шагом к контролю за своим поведением является приучение ребенка проситься на горшок и тем самым нести ответственность за выделительные процессы.
Если ребенок научился контролировать себя слишком сильно, он станет излишне внимателен к деталям или обнаружит склонность контролировать жизнь других людей. Слишком слабый контроль ведет к захламленным комнатам, неорганизованной жизни, однако это может компенсироваться чувством спонтанности. И снова главной трудностью для ребенка будет нахождение адекватного баланса между слабым контролем и сверхконтролем. В большинстве культур мальчиков чаще всего учат ответственности за свою судьбу. Девочек обычно учат подчиняться контролю других. Каждая личность характеризуется своей неповторимой степенью развития контроля, но в каждой культуре существует и традиционное распределение социальных ролей по признаку контроля над поведением. Опять же если ребенок не научится соблюдать приемлемый баланс между организованностью и разбросанностью, между лидерством и подчинением, в дальнейшей жизни его ждут большие затруднения.
Возраст от 4 до 7 лет (Эдипов период развития) - время принятия и примеривания социальных ролей. Ребенок начинает ходить в школу, учится читать, расширяет круг своего общения, подолгу остается без родителей, изменяет характер своего отношения к ним. Если на предыдущих стадиях и для мальчиков, и для девочек особенно важна была близость с матерью, то теперь эта привязанность ослабевает. При этом если для девочек мама остается объектом подражания, то для мальчиков таковым становится отец. В этом сложном взаимодействии, конечно же, есть культурные и индивидуальные оттенки, но неизменно одно: каждый ребенок ищет свой путь повторения родителей и осознает себя их частью.
Некоторым из нас покажется странным стремление психоаналитиков объяснить проблемы взрослого человека, страдающего от замкнутости и неумения общаться, совершая экскурс в детство. Однако на Западе это стало традицией: корни трудностей межличностного взаимодействия обычно ищут во взаимоотношениях с родителями. Осознание ранних личностных неразрешенных конфликтов и кризисов помогает обрести покой и уверенность в настоящем.
Поэтому чрезвычайно важно понять, как устойчивые личностные характеристики тиражируются во взрослом поведении. Внимание при этом обычно сосредоточено на выделении постоянных, повторяющихся стереотипов поведения и мышления, например повторении конфликтных ситуаций, постоянных колебаниях при принятии важных решений и т. п. Узнавание поведенческого паттерна, который повторяется и вызывает тягостные переживания, - первый шаг на пути к продуктивному взаимодействию. Второй шаг - интерпретация - предполагает осознавание того, как повторяющиеся стереотипы поведения связаны между собой и с детским опытом. Объяснение происходящему дается в терминах психоанализа.
К сожалению, мы не можем использовать психоанализ без специального обучения. Но некоторые его идеи могут стать достоянием каждого человека, заинтересованного в том, чтобы выбраться из лабиринтов неудачного общения.
Прежде всего, это осознание того, что проблемы наши имеют поверхностную и глубинную структуру. Мы обычно заняты внешней стороной: осуждаем, злимся, обвиняем себя или других. Многие из нас могут заниматься этим часами, сутками, неделями. Такое застревание утомляет, уносит силы. Однако немногие из нас знают: материал, лежащий под этой поверхностной структурой, обычно связан с широким полем бессознательных, а потому неведомых нам сил, мыслей и чувств. Добраться до них куда полезнее, чем бесконечно ходить по кругу известных обид, страстей, желаний понять или отомстить. Психоаналитики используют метод свободных ассоциаций для того, чтобы помочь человеку выйти на круги бессознательного.
Кроме метода свободных ассоциаций полезным может оказаться и другой известный метод З. Фрейда - переноса и обратного переноса. Суть переноса заключается в том, что во взаимоотношениях с психоаналитиком человек воспроизводит свои взаимоотношения со значимыми людьми. Знание этих взаимоотношений помогает понять некоторые оттенки общения. Например, один человек изначально склонен относиться к другому положительно: надеется на его способности, верит в то, что он может понять, быть отзывчивым, добрым и т. п. Однако через некоторое время убеждается в обратном: его партнер словно намеренно выпрашивает осуждение, демонстрируя худшие стороны своей натуры. Почему? Да именно потому, что он тиражирует привычные семейные стереотипы взаимодействия. В его семье на него никогда не надеялись, не любили. Единственный способ, которым он мог обратить на себя внимание, - вывести родителей из себя. То же самое продолжается и в общении с другими людьми. И вот друг, который обычно внимателен и терпелив со всеми, вдруг начинает злиться на того человека, у которого в семье не было опыта доброжелательного общения. Сорвавшись, он обвиняет и себя; однако не в силах найти объяснений своему гневу, привыкает к тому, что виноват все-таки не он, а его друг. Так во взаимоотношениях появляются изгои, нелюбимые, вечно виноватые. Не осознавая подсознательных ловушек, мы переносим стереотипы семейных отношений в повседневное общение.
Повторение стереотипов общения возможно и в обратную сторону: по отношению к тому, кто играет роль родителей. В терминах психоанализа, это обратный перенос или контрперенос. Сущность этого феномена в общих чертах схвачена в предыдущем примере: наш герой переносит свои семейные проблемы на взаимоотношения с другом. Пытаться что-то сделать с таким сложным феноменом, как обратный перенос, очень трудно. Здесь может помочь совет и консультация опытного мастера психоанализа. Однако, поскольку таковых в нашей стране пока еще маловато, лучший способ справиться с обратным переносом - откровенно признаться себе в том, что он существует. Здесь нам могут помочь не только психологи, но и просто внимательные, умеющие выслушать нас друзья, коллеги, близкие. Главное - обнаружить, что в общении с людьми мы воспроизводим модели нашего детского общения с родителями.
Психонализ как метод имеет свои ограничения. Сам З.Фрейд считал, что основная область его применения - это фобии, истерия, неврозы навязчивости и нарушения характера в результате этих заболеваний. Однако это не исключает возможности использования идей психоанализа, вошедших в мировую психотерапию, в психологическом консультировании.
Психоаналитическая теория постоянно развивается и адаптируется. Здесь мы остановимся на краткой характеристике теорий знаменитых учеников З. Фрейда - А. Адлера, К. Юнга, В. Райха.
Альфред Адлер - фигура весьма заметная и значимая, он вошел в историю как лучший ученик З. Фрейда, впоследствии порвавший с учителем. Событие весьма мучительное для переживших его, но плодотворное для науки и практики классического психоанализа, получившего оригинальное развитие. Индивидуальная психология рассматривает человека через призму его отношения к своим социально установленным задачам. Признавая исходный постулат З. Фрейда о влиянии детского опыта на жизненный план личности, А. Адлер утверждает непреходящую значимость стремления индивида к личному превосходству. Если чувство общности является врожденным свойством, то стремление к превосходству приобретается в ходе жизни и направлено на использование общности для достижения собственного престижа.
Исходный тезис индивидуальной психологии побуждает специалиста обратить внимание на первостепенную значимость цели в жизни человека: любое душевное явление может быть понято как движение к осознанной или неосознанной цели. При этом истинной целью признается лишь та, которая проистекает из системы отношений всей жизни данной личности. И если человеку удается понять цель своих душевных движений или жизненного плана, он может осознанно строить все свое поведение в соответствии с этой главной целью и жизненным планом.
Положение А. Адлера об исключительной значимости для понимания поведения человека его основного жизненного плана чрезвычайно ценно для психологии общения.
В соответствии с исходной позицией А. Адлер формулирует утверждение, что независимо от предрасположенности, среды и событий все психические силы целиком находятся во власти соответствующей идеи, и все акты выражения чувства, мысли, желания, действия, сновидения, а у больного человека и психопатологические феномены пронизаны единым жизненным планом. Из этой самодовлеющей целенаправленности проистекает целостность личности.
Утверждая существование «общей цели людей», А. Адлер считает, что таковой является не что иное, как цель достижения превосходства. Признавая ее вездесущность, ученый честно указывает и на теневую сторону этой «противоречащей действительности фиктивной цели превосходства»: «она легко привносит в нашу жизнь враждебную воинственную тенденцию», не только лишая человека непосредственности ощущений, но и подталкивая его к насилию. И поскольку человек носит в себе идеал превосходства, столь же часто он склонен и к подчинению, принижению, дискредитации других. Каждый человек обладает этой особенностью, невротики - лишь в крайне выраженной степени. Но поскольку эта цель противоречит чувству общности, находящемуся в более благосклонных отношениях с нравственностью, то, естественно, стремление к власти скрывается людьми и проявляет себя тайным, хитрым или болезненным образом.
Теория и практика А. Адлера, построенная на тщательном анализе поведения невротической личности, глубоко, многосторонне и основательно исследующая «комплекс превосходства и неполноценности», весьма любопытна для понимания общения. Невротическая личность, анализируемая А. Адлером, служит для нас тем самым «изломом кристалла», который дает возможность заглянуть в тайные глубины психики здорового человека, скрытые от наблюдателя.
Анализ поведения животных помогает выделить и в человеческом общении две основные неконструктивные стратегии контакта - подавляющую и избегательную. В самом деле, любое живое существо, испытывая страх, демонстрирует два базовых типа реакций: нападение и уход. Адлеровский анализ поведения невротиков подтверждает правомерность выделения этих двух полярных стратегий контакта: подавляющей, являющейся проявлением склонности к борьбе, и избегательной, вызванной потребностью спрятаться, укрыться.
И еще одна любопытная деталь: А. Адлер обращает внимание на цепочку ключевых моментов в поведении невротика: страх перед партнером, стремление к превосходству, склонность к борьбе и стремление укрыться от опасности взаимодействия. Однако страх перед партнером, являющийся, на наш взгляд, глубинной причиной неконструктивных стратегий контакта, упоминается А. Адлером лишь мимолетно, часто в другом контексте. Источником воинствующего отношения индивида к своему окружению, принимающего формы открытого возвышения над другими с помощью силы или скрытого подчинения других себе посредством использования слабости, А. Адлер считает чувство неполноценности ребенка по отношению к родителям, братьям, сестрам и окружающим. Сам по себе факт, что ребенок маленький, незрелый, слабый и испытывает потребность в поисках защиты, в опоре на более сильного, А. Адлер считает фундаментальной причиной стремления к превосходству, к «богоподобию». И именно этот факт - по мнению А. Адлера - вызывает воинствующее отношение индивида к окружению. Встав на путь борьбы, ребенок может добиться своей «цели богоподобия» двумя основными способами: прямой агрессией или предосторожностью.
Таким образом, если следовать логике А. Адлера, возраст ребенка изначально обусловливает его позицию «ниже других», а притязание на признание, которое в отношениях с окружающими не может быть удовлетворено ребенком в силу его возрастной слабости, обусловливает его негативное «воинствующее» отношение к людям, его позицию «встать над всеми». Стремясь уравнять позиции, ребенок компенсирует свое чувство неполноценности и переживаемую при этом тревогу тем, что возвышает себя над другими. Путь освобождения от «властолюбивых фантазий» А. Адлер видит в «усилении чувства реальности, ответственности и замене скрытой враждебности взаимной доброжелательностью, чего, однако, можно добиться лишь через сознательное развитие чувства общности и сознательное разрушение стремления к власти»[21].
Анализируя невротическую личность, А. Адлер указывает на две взаимодополняющие тенденции, берущие начало из детского опыта: стремление к превосходству над другими и тенденцию к подчиненности, несамостоятельности, послушанию, смешанные с чувством обиды и упорного недоверия окружающим. Детские несамостоятельность, нерешительность, робость, чрезмерная чувствительность к боли обычно у одного и того же человека дополняются затаенной враждебностью: жадностью и завистью, упрямством и неповиновением. В этом смешении пассивных и активных черт всегда преобладает тенденция к прорыву от послушания к упрямству, питаемая, по убеждению А. Адлера, стремлением добиться признания, внимания, привилегий. Эта «как бы двойная жизнь», присутствующая в умеренных пределах и у нормальных людей, лишает невротика возможности адекватно воспринимать действительность.
Неадекватно разросшееся притязание на признание затрудняет адекватное восприятие ситуации, себя и партнера в ней. Личность, переживающая внутренний конфликт, неспособная увидеть позитивные стороны ситуации, невольно обращает внимание на негативные аспекты, видит опасность там, где ее нет. В результате, переживая страх быть непризнанным, человек использует неконструктивные подавляющие или избегательные формы контакта.
А. Адлер отмечает существование у одного и того же человека обеих тенденций - превосходства и подчинения. Следовательно, можно предположить, что подавляющая и избегательная стратегии контакта дополняют друг друга. Человек, склонный к агрессии и подавлению в одних ситуациях, с не меньшим успехом проявит и другую свою склонность - к избеганию. А. Адлер неоднократно подчеркивает: стремления доминировать и подчиняться являются двумя сторонами одного и того же процесса - внутреннего конфликта, «диссоциации» или «расщепленности сознания». Средством преодоления внутреннего конфликта А. Адлер, как мы уже знаем, считает осознание ранее непонятных побуждений: «Индивидуальная психология должна здесь принять решительные меры и путем углубленной интроспекции и расширения сознания обеспечить господство интеллекта над дивергирующими, ранее непонятными, а теперь осознанными побуждениями»[22].
Рассматривая невроз как ошибочную, с позиций культуры, попытку избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства, А. Адлер делает еще несколько утверждений, важных для понимания проблем межличностного взаимодействия.
Путь невроза не ведет по линии социальной активности: он избавляет человека от ответственности, позволяет уклониться от требований общества и решения жизненных задач. Этот путь, по мнению А. Адлера, ведет человека к изоляции. Вот как сам Адлер описывает путь невротика, склонного завоевывать признание, к изоляции, отчуждению: «Нетерпимость невротиков к принуждению со стороны общества основывается, как это явствует из истории детства, на постоянном, имеющем, как правило, многолетний опыт состоянии борьбы с окружением. Ребенок вынужденно вступает в эту борьбу в связи с ситуацией, опосредствованной физическими или психическим факторами, в которой он постоянно или обостренно испытывает чувство неполноценности, но которая не является полностью правомерной для такой генерализованной и постоянной реакции. Смысл состояния борьбы состоит в завоевании власти и признания; цель - сформированный с детской неумелостью и переоценкой идеал превосходства, осуществление которого в самом общем виде дает компенсацию или сверхкомпенсацию и в преследовании которого всегда также происходит ориентация на победу над принуждением со стороны общества и волей окружения. Как только эта борьба принимает более острые формы, она сама по себе создает нетерпимость ко всякого рода принуждению: воспитанию, действительности и обществу, посторонним силам, собственной слабости, ко всем природно данным факторам, таким, как работа, опрятность, прием пищи, сон, любовь, нежность и дружба, одиночество, равно как и общение. В конечном счете создается образ некомпанейского человека, человека, который не освоился, не укоренился, чужого на этой земле»[23].
И в этом смысле многие из нас в тех или иных жизненных ситуациях мало чем отличаются от невротиков, когда воспринимают как тягостное принуждение необходимость уважать другого, прислушиваться к его мнению, подчиняться, говорить правду, быть пунктуальным, проявлять доверие, признавать правоту, быть благодарным, признавать равные права и положение другого, соблюдать меру, хранить верность, находиться в одиночестве.
Сам А. Адлер так и утверждает: невротические черты характера, борьба за свое признание, постоянное стремление вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности «не совсем чужды жизни здорового человека»[24].
Карл Густав Юнг - всемирно известный швейцарский психолог и психиатр, один из основателей глубинной психологии, изучавшей глубинные уровни психики личности: влечения и другие мотивационные тенденции. Его аналитическая психология не только снискала всемирную славу автору - исследователю психоанализа, восточных религий, алхимии, парапсихологии и мифологии, но и оказала значимое влияние на развитие западной философии и культуры, психиатрии и психологии, антропологии, этнологии, сравнительной истории религии, педагогики, литературы.
К. Юнг - фигура столь же заметная и значимая, сколь и А. Адлер. Оба вошли в историю как лучшие ученики З. Фрейда, разделившие сходную участь - разрыв с учителем. К. Юнг разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как к энергетической противоречивой системе, однако отказывается от фрейдовского понятия «либидо» как только сексуального влечения. Основой личности и источником ее конфликтов К. Юнг считает не половое влечение, а просто психическую индифферентную энергию: «всякий процесс есть энергетический феномен» и «энергия может порождаться лишь напряженным единством противоположностей». Эта энергия проявляется не только в неврозах, но, главным образом, в нормальной психике в виде символических содержаний сновидений, фантазий и творческих актов. Именно к первобытным образцам спонтанной творческой фантазии - фольклору и мифам обращается К. Юнг в поисках материала для исследования бессознательного, которое, по убеждению ученого, является суммой психического опыта всех поколений предков.
Взгляды аналитической теории важны для нас по нескольким причинам. В о - п е р в ы х, К. Юнг, имеющий дело прежде всего с психическими болезнями, развивал идею о здоровье как естественном состоянии души, «основном задании человеческого существования», «истинном бытии человека». Создав общую картину строения и развития нормальной человеческой психики, К. Юнг считал душевную болезнь не противоположностью здоровья, а только частным случаем проявления универсальных законов, управляющих психикой.
Педагог, психолог, воспитатель, руководитель - любой человек, стоящий перед проблемой изменить свой стиль общения к лучшему, должен помнить: он сам и окружающие его люди — здоровые. И хотя нам иногда очень хочется считать некоторые проявления индивидуального стиля взаимодействия «ненормальными», «больными», весьма важно и чрезвычайно ценно оставаться при этом в рамках тенденции двигаться от настоящей ситуации развития личности и личностного взаимодействия, признаваемых нормальными, к оптимизации личностных и групповых ресурсов.
Во-вторых, К. Юнг разработал известную в истории психологии идею об интроверсии и экстраверсии, положенную в основу знаменитой типологии характеров. Задавшись вопросом, как индивид реагирует на препятствия, К. Юнг утверждает, что каждый обладает своим, характерным для него способом реагирования[25]. Признавая неисчерпаемость индивидуальных многообразии, ученый выделяет основные свойства, присущие определенным группам людей.
Создавая классификацию характеров, К. Юнг сначала делил людей на активных и пассивных. Затем предположил, что существуют натуры «задумывающиеся» и «незадумывающиеся». И наконец, выделил людей, которые «в момент реакции на ту или иную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря “нет”, и только вслед за этим реагируют; и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный»[26]. Первый класс, который характеризуется негативным отношением к объекту, соответствует интровертированной установке, а второй - носитель экстравертированной установки.
Интроверсия и экстраверсия, таким образом, - это два типа установки, которые детерминируют предрасположенность человека к тому или иному типу реагирования, образ действия, вид субъективного опыта и характер бессознательной компенсации. Позже К. Юнг обнаружил значимые различия внутри самих групп интровертов и экстравертов, выделив в качестве критериев различий определенные психические функции. Оказывается, тот или иной интроверт совершает поступки, например отступает перед объектом и колеблется, не так, как любой другой интроверт, а совершенно особым образом, инстинктивно используя при этом свои сильные стороны, свою наиболее развитую функцию, которая становится критерием привычного способа реагирования. Четыре основных типа функции: мыслительный, ощущаемый, чувствующий и интуитивный - варьируют в зависимости от общей установки - экстраверсии и интроверсии - и дают в итоге восемь вариантов характеров.
Типология характеров К. Юнга - это признанный во всем мире вклад в психологию, в том числе в проблему стиля взаимодействия. Исходя из важности наличия контакта между людьми в любом взаимодействии, обратим внимание на два факта: склонность интровертов отстраняться от контакта с окружением из-за присущей им внутренней настороженности, негативного отношения к себе и миру в целом и склонность экстравертов к непосредственному реагированию, открытому контакту, основанную на их безусловной уверенности в правильности, правомерности любой своей реакции. Это наблюдение К. Юнга позволяет утверждать: отношение человека к себе и другим является решающим фактором, определяющим его стиль взаимодействия с окружением.
Другая важная идея К. Юнга: бессознательное - это не только биологически детерминированные, инстинктивные слои психики, а сумма или «осадок» психического опытавсех предыдущих поколений. К. Юнг различает два слоя бессознательного - личное бессознательное и сверхличное коллективное бессознательное. «Личностный слой оканчивается самыми ранними детскими воспоминаниями; коллективное бессознательное, напротив, охватывает период, предшествующий детству, т.е. то, что осталось от жизни предков»[27].
Коллективное бессознательное действует внутри психики как энергия, имеющая символические формы выражения. Эти, идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии и носящие достаточно обобщенный абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека, К. Юнг называет архетипами коллективного бессознательного. Архетипы можно понимать как совокупность определенных принципов или предрасположенностей бессознательного, которые при определенных обстоятельствах актуализируются и вторгаются в сознание в виде энергетических потоков, принимающих наглядные символические формы или выражающиеся в стереотипных реакциях и способах поведения. Психическая энергия имеет свойство к регрессу. При этом она может не только вернуться к периоду раннего детства, но и выйти на «наследие жизни предков», пробуждая, таким образом, мифологические образы - архетипы.