Тема 2.7. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению
Задание № 1.Составление тематического словаря
Задачи изучения темы: уточнить значение основного понятия «психологической готовности к школе»; учиться анализировать определение понятия по разным учебным и методическим пособиям.
Содержание: студенты знакомятся с разными определениями понятия, обосновывают свой выбор и записывают в терминологический словарь.
Понятие для анализа:
- психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Литература:
1. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. М., 2002
3. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.
Задание № 2. Составление словаря
Задачи изучения темы: учиться работать с учебной и методической литературой, учиться анализировать определения понятий, выделять в них ключевое содержание.
Содержание: студенты знакомятся с разными определениями понятий, выделяют наиболее точные, записывают в терминологический словарь, выделяя в определении ключевые слова.
Понятия по теме:
- психомоторная (функциональная) готовность
- интеллектуальная готовность
- эмоционально-волевая готовность
- личностная готовность
- социально-психологическая (коммуникативная) готовность
Литература:
1. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. М., 2002
3. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.
Задание № 3. Составление блок-схемы
Задачи изучения темы:познакомиться и проанализировать существующие на данный момент в психологии и психодиагностике проблемы феномена готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, выявления и коррекции исследуемого феномена.
Содержание:студенты знакомятся с предложенным материалом, осуществляют анализ основных проблем готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, оформляют данные в виде блок-схемы
Литература:
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003. С. 39-44.
Задание № 4. Анализ диагностических комплексов, направленных на изучение психолого-педагогической готовности к школе детей с проблемами развития.
Задачи изучения темы: познакомиться с различными видами психодиагностических программам и комплексов, ориентированных на изучение психомоторной (функциональной), интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной, социально-психологической (коммуникативной) готовности детей с проблемами развития, учиться оформлять данные в виде карты-конспекта.
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 2.7., раздел 2).
Содержание: студенты анализируют психодиагностические комплексы, оформляют карту-конспект, ориентируясь на следующие критерии
Название комплекса, Авторы | Вид предполагаемой психодиагностики | Структурные компоненты психолого-педагогической готовности, на которые направлен психодиагностичес-кий комплекс | Перечень заданий | Показатели сформированности компонентов психолого-педагогической готовности |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Литература:
9. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. М., 2006.
10. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
11. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. С. 170-177.
12. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л.И. Переслени. М., 2006.
13. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе: уч.-метод. пособие / авт коллектив: О.Р. Ворошинина, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина и др.; под общ. ред. Л.В. Коломийченко: Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2006.
Задание № 5. Подготовка пакета диагностических методик для изучения различных компонентов психологической готовности к школе детей (с проблемами развития)
Задачи изучения темы: на основе проанализированных программ и комплексов учиться оформлять пакет диагностических методик, направленных на изучение структурных компонентов психологической готовности к школе.
Методические указания:материалы предоставляются для проверки до проведения лабораторного занятия № 3 (тема 2.8., раздел 2).
Содержание: студенты составляют картотеку методик для изучения каждого компонента структуры психологической готовности к школе, для каждой методики разрабатывают протокол проведения, ориентируясь на следующую схему:
1. Дата проведения обследования
2. Ф. И.О. ребенка, диагноз
3. Название диагностической методики
4. Цель проведения
5. Инструкция, предъявляемая ребенку
6. Описание последовательности предъявления ребенку вербального и невербального стимульного материала
7. Предполагаемые действия, высказывания ребенка
8. Обработка данных с указанием всех возможных параметров оценки действий и высказываний ребенка
Литература:
1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. М., 2006.
2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
3. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л.И. Переслени. М., 2006.
4. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе: уч.-метод. пособие / авт коллектив: О.Р. Ворошинина, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина и др.; под общ. ред. Л.В. Коломийченко: Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2006.
Задание № 6. Разработка рекомендаций
Задачи изучения темы: учиться определять мероприятия, направленные на развитие различных компонентов психологической готовности к школьному обучению
Содержание: студенты разрабатывают рекомендации по развитию функциональной, интеллектуальной, эмоциональной, личностной, социально-психологической готовности к школе
Литература:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. М., 2002
2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.
Задание № 7. Анализ программы развития психологической готовности к школе
Задачи изучения темы: знакомиться и учиться анализировать структуру программы, направленной на развитие компонентов психологической готовности к школе
Содержание: студенты анализируют программу развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста О.М. Бабич, исходя из 7 структурных компонентов программы:
1) теоретическое обоснование программы
2) описание диагностического комплекса
3) анализ результатов первичной диагностики
4) постановка цели и задач развития
5) структурирование программы в целом и отдельных занятий
6) методический материал занятий (пакет упражнений)
7) список литературы.
Литература:
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.