Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер

___________________________

Ведущей идеей сопровождения выступает поведение самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его ро­дителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окру­жением. Очевидно, если одна из сторон «субъектного четырехуголь­ника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности окру­жения), то функции этой стороны принимают на себя другие носи­тели проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родите­ли; педагоги; окружение. На разных стадиях развития проблем спе­циалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить сво­ими советами «нера6отающие элементы» системы.

«На стороне ребенка». Принцип повторяет название известной монографии Франсуазы Дольто (1985), в нем отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и осо­бенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы нет объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, многочисленные возможно­сти независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. Очень часто на стороне ребенка только он сам и... специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для

ребенка.

Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерыв­ное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению очё­виден. Этот принцип означает также и то что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически

больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровожде­нием в течение всего периода их становления.

Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владе­ющих единой системой методов.

Автономность. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов шкоды или детского сада на те или иные рекомендации центра. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении «изба­виться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверж­даются специалистами.

С другой стороны, сотрудники независимого, автономного цент­ра оказываются малоинформированны ми о реальной жизни образо­вательного учреждения, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы , которые являются членами

педагогического коллектива.

Поэтому в практике наиболее часто развивается модель, для которой характерно, наряди с крупными независимыми центрами со­провождения, создавать в учреждениях службы или группы сопро­вождения. В состав последних могут входить самые разные педагогические работники школы или детского сада, объединенные в группу по принципу осуществления деятельности общего или тематическо­го сопровождения учащихся.

Деятельность современных центров и служб сопровождения на­правлена на обеспечение двух согласованных процессов:

o индивидуальное сопровождение детей в образовательных уч­реждениях;

o системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учрёжде­нии предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействи­ем одного или нескольких факторов риска) и гарантированную по‑

мощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы яв­ляется противоположностью так называемому «заявительному» со­провождению, согласно которому центры (или соответственные службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). Часто именно те, кто более все­го нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых.

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровож‑

дающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:

· участим в разработке и реализации программ развития образо­вательных систем с учетом создания более благоприятных ус­ловий для развития детей;

· проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обу­чения и Т. д.), в которых нуждаются дети;

· создание профилактико-коррекционных программ, направлен­ных на преодоление проблем, характерных для многих детей. Такими программами могут быть «Дети и наркотики», «Дети улицы», «Дети-мигранты» и Т. Д. Эти программы проектируют­ся с учетом специфики современного теоретического понима­ния сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом территориальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов.

В качестве примера мы рассматриваем организацию и содержание деятельности службы сопровождения в Санкт - Петербурге.

Следует отметить, что служба сопровождения в Санкт - Петербурге строится на 3-х уровнях (рис. 2)

1 уровень — образовательное учреждение (ОУ).

Как правило, в ОУ службой сопровождения является психолого­медико-педагогический консилиум. Эту службу представляют пси­хологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские специалис­ты, работающие в ОУ

Главная задача данных служб в ОУ

· защита прав и интересов ребенка;

· массовая диагностика по проблемам развития;

· выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

· консультирование по возможным путям решения всех участ­ников образовательного процесса (ОП) — учащихся, учителей,

· родителей;

· групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и уче никами по изменению стереотипов поведения, коммукикатив­ным навыкам.

2 уровень — районные службы сопровождения.

Это ППМС - центры, призванные оказывать психолого-педагоги- -ческую медико - социaльную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают психолого­медико-педагогические комиссии.

В Санкт - Петербурге в настоящее время создано 19 ППМС - цент­ров, в которых работают около 450 специалистов.

Специалисты этих центров в первую очередь призваны оказать помощь педагогам, родителям и специалистам ОУ, которые работа­ют с детьми. Взять на себя многие вопросы психологического про­свещения всех участников ОП, разработку и внедрение программ (психологических, социальных, логопедических и др.), оказание помощи по наиболее сложным проблемам, Т. е. тем, которые не могут или не способны решить на своем уровне специалисты ОУ.

Именно в центрах ведутся групповые занятия и тренинги по наи­более сложным проблемам, групповая и индивидуальная коррекция, а специалисты центров способны обеспечить независимую защиту прав и интересов детей.

Руководители ППМС - центров обеспечивают взаимодействие всех районных и городских служб, способных оказать помощь ребенку

3 уровень — это:

· все городские службы в системе образования и союз науки, практики и управления, направленный на развитие данной службы;

· научные профессиональные учреждения и ВУЗы;

· Комитет по образованию и Совет директоров ППМС - центров;

· городская межведомственная психолого -медико-педагогическая консультация (ГМПМПК).

Этот уровень обеспечивает разработку:

1) стратегии развития службы сопровождения;

2) нормативно-правовой базы;

Региональный центр сопровождения

городская межведомственная
психопого-медико-педагогическая
консультация

Районные центры сопровождения

Районные психопогo-педагогические

медико-социальные центры
с психологo-медико-педагогическими
комиссиями

Службы сопровождения

в образовательных учреждениях

Дошкольные о6разовательныв
учреждения (ДОЖ разных типов и видов,
общеобразовательные школы,
специальные (коррекционные) школы,
центры коррекции и реабилитации, наличие
постоянных служб или психологo-
медико-педагогических консилиумов

Рис. 2. Схема уровней сопровождения развития ребенка в Санкт -Петербурге

3) обучение кадров;

4) информированность.

Особую роль центры и службы сопровождения играют:

· в периоды возрастных кризисов ребенка;

· при переходе с одного этапа обучения на другой;

· при переходе в систему специального образования;

· при необходимости выбора коррекционно-развивающих про­грамм;

· при необходимости системных изменений в образовательном учреждении.

Каждая служба выбирает самостоятельный способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее общие элементы.

1. Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потен­циальной «группы риска».

2. Выделение из «потенциальной группы риска» реальной группы риска. Индивидуальная диагностика проблем детей.

3. Разработка адресных программ сопровождения проблемных

детей.

4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении.

На практике служба сопровождения начинает специальную рабо­ту с ребенком в следующих случаях:

· выявления проблем в ходе массовой диагностики;

· обращения родителей за консультациями;

· обращения педагогов, администрации ОУ;

· обращение самого ребенка по поводу проблем;

· обращения других детей за консультациями и помощью в от­ношении какого-либо ребенка;

· обращения специалистов других социальных служб.

В современной практике сложились общие представления о кри­териях эффективности работы по сопровождению детей. Такими критериями для служб сопровождения смогут выступать:

· востребованность услуг службы со стороны педагогов, детей (показатели: количество и содержание обращений);

· выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось.

Основанием для создания службы или центра сопровождения мо­жет выступать договор с учредителем. Содержанием такого договора будет гарантия деятельности центра (или службы) в следующих об­ластях:

· научно-методическое и организационное обеспечение разработки и реализации программ развития образовательных систем;

· сопровождение детей, о6учающихся в образовательном учреж­дении или воспитанников детского дома;

· разработка и реализация адресных профилактических и кор­рекционных (терапевтических) программ;

· повышение квалификации педагогических работников, обусловленное общими задачами сопровождения развития детей;

· организационное и научно-методическое сопровождение дея­тельности психологов, социальных педагогов, логопедов, кор­рекционных педагогов, служб, работающих в образовательных учреждениях (для крупных независимых центров);

· создание и научно-методическое обеспечение различных служб коррекционной и другой помощи детям (психолога-медика­педагогическая комиссия, «телефон доверия», «социальная гостиница» и т. д.);

· реализация образовательных программ дополнительного о6ра­зования для системы повышения квалификации и переподго­товки кадров (при наличии лицензии).

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

Наши рекомендации