Руководство по разумному потреблению научной информации
Марианна Лафранс
Marianne LaFrance. An Intelligent Consumer's Guide to Research. Из книги: Mayo C., LaFrance M. Evaluating Research in Social Psycholo-gy: A Guide For the Consumer. — Wadsworth Publishing Company, 1977.
Примечание редактора.Печатное слово обладает властью над людьми. Мы скорее поверим газетной статье,которую прочитали своими глазами, чем той же информации, услышанной от \ друга. Но печатная информация не просто кажется нам более убедительной — мы предполагаем, что издатели тщательно проверили свои источники и, таким образом, освободили нас от этой задачи. Вера в печатное слово особенно ярко проявляется в том, как мы читаем научные журналы и книги.
Начиная со статьи об оценке научных работ, мы предполагаем, что никакие научные данные не следует принимать на веру, даже статьи из этой книги. Вера в печатное слово при чтении научной литературы может превратиться в легковерие, особенно у студентов. Кроме того, такая критическая оценка порождает ин-теллектуальную полемику, которая дает пищу для ума и необходима для построения системы научных знаний.
В приведенной ниже статье, являющейся выдержкой из книги, Лафранс предлагает читателям руководящие принципы, которые помогут им оценивать научную литературу по социальной психологии, применяя критический подход и проводя разумные сравнения.
Сколько раз, слушая доклад о научных открытиях, вы говорили себе: «Меня этим не купишь»? Но если попросить вас выдвинуть конкретные возражения, то вы не знаете, с чего начать. В то же время, когда вы что-нибудь покупаете, например усилитель для стереосистемы, вы обычно точно знаете, какие качества являются хорошими, а какие — нет. Как потребитель вы на горьком опыте узнали, что вещи не всегда являются такими, какими кажутся, и, чтобы получать за свои деньги лучший товар, вам пришлось стать придирчивым покупателем. Точно так же, даже если вы этого не осознаете, вы являетесь потребителем особого продукта — научных исследований. Ежедневно на нас обрушивается град аннотаций, рассказывающих об интересных и «достойных публикации» психологических открытиях. Следует ли вам «покупать» их? Цель этой главы состоит в том, чтобы помочь вам научиться пользоваться литературой по проблемам поведения так же разумно, как вы уже потребляете товары и пользуетесь услугами.
Делая любую крупную покупку, вы, вероятно, принимаете во внимание много факторов. При покупке машины вы можете по справочнику потребителя выяснить рейтинг каждой марки или модели по таким показателям, как дизайн, расход горючего, стоимость при перепродаже и особенности технического обслуживания. Если решение о приобретении машины принято на основе лишь одного показателя или рекомендации одного человека, то впоследствии нередко приходится сожалеть о покупке. Машина, купленная лишь ради удовольствия быстро разогнаться и прокатиться на высокой скорости, может стать досадной обузой в период повышения цен на бензин, а хорошая рекомендация, возможно, была основана на опыте пользования единственной машиной этой модели, которая не являлась полным барахлом. С научными исследованиями дело обстоит так же. Перед тем как принять решение о
«покупке», необходимо рассмотреть ряд факторов. В этой статье предлагаются некоторые советы, которые помогут вам научиться разбираться в таком, на первый взгляд сложном продукте, как научные исследования. Эти советы заимствованы из покупательского опыта, чтобы вы могли воспользоваться уже имеющимися у вас знаниями и умениями.
ЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО
Разумные покупатели — это те, кто сразу ищет написанное «мелким шрифтом». Они читают этикетки и описания товаров, а не только их названия и рекламные лозунги. Они обращают внимание на ; количественные показатели и цены. При оценке научных исследований внимательное чтение также является отличительной чертой потребителя. Существует большое искушение поинтересоваться результатами исследования, пренебрегая главными ее составляющими, такими как вопросы о том, какие использовались процедуры и к кому они применялись. В любом отчете о психологических исследованиях эта важная информация изложена в методическом разделе, и на него надо обращать такое же внимание, как на фактические результаты. Интересными результатами, полученными с помощью сомнительных процедур, следует пренебречь с той же уверенностью, с какой мы пренебрегаем привлекательным на вид продуктом, сделанным из недоброкачественных составляющих. Качество результатов любого исследования определяется качеством средств, использовавшихся для их получения.
При чтении научного отчета кроме методического раздела следует также внимательно прочитать введение. Именно во введении автор пытается поместить свою работу в определенный контекст и доказать ее важность. Там вы найдете ответ на вопрос «Надо ли мне вообще это "покупать"»? Важен ли вопрос, рассматриваемый в работе? Содержит ли эта работа новые сведения или устраняет какие-либо недостатки или пробелы, имевшиеся в предыдущей работе?