Семинар 12. Деятельность психолога в ПМПК
Цели:
1. Познакомиться с деятельностью психолога в ПМПК.
2. Освоить технику проведения консилиума, основы заполнения представлений и заключений на ребенка с проблемами развития.
3. Приготовить материалы для психодиагностического исследования особенностей психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Основные понятия темы: нормативные акты, обязательная и дополнительная документация психолога-педагога, работающего в коррекционно-образовательном учреждении. Анамнестическая карта развития ребенка. Схема психолого-педагогической характеристики личности ребенка дошкольного возраста. Схема сформированности значимых для школы функций и навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическое заключение об уровне готовности ребенка к школе.
Работа на занятии:
1. Обсуждение основных понятий темы.
2. Работа с документаций по ПМПК, основными нормативными документами, регламентирующими деятельность службы.
3. Приготовить и продемонстрировать первичный материал для диагностики особенностей психического развития ребенка.
Основные положения о деятельности ПМПК
Известно, что деятельность психолога не может протекать изолированно от других специалистов. Вопросы взаимодействия определены в Положении о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК). Согласно этому Положению и осуществляется работа психолога, в процессе которой психолог:
· устанавливает уровень и особенности актуального психического развития ребенка, в т. ч. и интеллектуального, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка;
· определяет уровень и особенности межличностных взаимоотношений со сверстниками, родителями и взрослыми;
· оценивает возможности овладения ребенком соответствующими программами развития и обучения;
· оказывает консультативную помощь родителям;
· является «защитником и выразителем» интересов ребенка;
· организует и координирует деятельность всего сопровождения развития.
Лабораторные работы
1. Диагностика школьной тревожности.
2. Диагностика периферических нарушений речи у детей.
3. Коррекция нарушений речи у детей.
4. Диагностика показателей и форм агрессии.
5. Предрасположенность личности к конфликтному поведению.
6. Исследование эмоционально-волевой сферы. Исследование самооценки (Т.В.Дембо).
7. Объяснение сюжетных картин.
8. Обучающий эксперимент «Клипец».
9. Исследование мышления. Установление последовательности событий.
10. Простые аналогии.
11. Существенные признаки.
12. Классификация фигур.
13. Исключение предметов.
14. Оценка определения и разграничения понятий.
15. Оценка классификации геометрических фигур.
16. Оценка осмысления рассказа.
17. Оценка складывания из картинок квадратов орнаментов по образцу.
РАЗДЕЛ 3. Система оценки качества
освоения студентами дисциплины
3.1. Оценка качества освоения студентами дисциплины включает:
– текущий контроль успеваемости;
– промежуточную аттестацию;
3.1.1. Текущий контроль.
В течение семестра студенты готовятся к лабораторным занятиям по предложенным темам и выполняют их. Результаты выполнения лабораторных работ и рефератов являются основанием для допуска студентов к экзамену. Студенты, не выполнившие в полном объёме лабораторные и реферативные работы, не допускаются к экзамену как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.
3.1.2. Промежуточный контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачётной книжки). В рамках данной дисциплины предусмотрены рефераты, целью которых является более подробное ознакомление с различными аспектами психического развития лиц с различными нарушениями онтогенеза.
Список вопросов для подготовки к экзамену.
Теоретическая часть
1. Факторы и закономерности отклоняющегося развития.
2. Параметры дизонтогенеза и их содержательное описание.
3. Направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.
4. Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребёнка.
5. Роль Л.С. Выготского в становлении и развитии психологии умственно отсталого ребёнка. Характеристика степеней умственной отсталости.
6. Особенности познавательного развития при умственной отсталости.
7. Специфика эмоционально-волевой сферы и деятельности умственно отсталых детей и подростков.
8. Классификации ЗПР.
9. Особенности психического развития детей с ЗПР.
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
11. Специфика работы психолого-медико-педагогического консилиума: его цели, назначение, алгоритм проведения.
12. Биологические и социальные факторы, определяющие психическое развитие детей с нарушениями слуха.
13. Развитие разных видов ощущения и восприятия у детей с нарушенным слухом.
14. Факторы, влияющие на формирование двигательных навыков у детей с нарушенным слухом
15. Своеобразие развития внимания и его свойств у глухих детей
16. Условия овладения речью глухими детьми
17. Своеобразие развития памяти у глухих детей.
18. Закономерности развития мышления у детей с нарушенным слухом.
19. Факторы, влияющие на развитие эмоционально-волевой сферы и самооценки глухих детей.
20. Основные направления работы по развитию личности, совершенствованию межличностных отношений детей и подростков с нарушенным слухом.
21. Объект и предмет тифлопсихологии.
22. Влияние нарушения зрения на формирование личности.
23. Роль деятельности в психическом развитии слепых и слабовидящих.
24. Особенности внимания при слепоте и слабовидении.
25. Влияние нарушений зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих.
26. Специфические особенности формирования образов внешнего мира у слепых.
27. Пространственная ориентация слепых и слабовидящих. Роль различных анализаторов в ориентации слепых.
28. Влияние слепоты и слабовидения на формирование высших познавательных процессов (памяти, мышления, речи).
29. Особенности эмоционально-волевой сферы слепых.
30. Психологическая реабилитация лиц с нарушением зрения.
31. Предмет и задачи логопсихологии.
32. Лингвистическая характеристика недостатков разных компонентов речи.
33. Клиническая характеристика нарушений разных компонентов речи.
34. Особенности различных видов восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
35. Особенности речевого развития при тяжёлых нарушениях развития речевой функции.
36. Развитие мыслительной деятельности детей с речевым недоразвитием.
37. Особенности формирования самосознания при речевом недоразвитии.
38. История становления психологии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
39. Формы ДЦП.
40. Особенности развития познавательных процессов при ДЦП.
41. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и деятельности у детей с ДЦП.
42. Принципы диагностики и психолого-педагогической коррекции отклонений при ДЦП.
43. Синдром раннего детского аутизма, характерные признаки его проявления.
44. Своеобразие познавательного развития детей с ранним детским аутизмом.
45. Особенности развития игровой и учебной деятельности детей с ранним детским аутизмом.
46. Принципы коррекционной работы с аутичными детьми.
47. Отличие психопатии от акцентуации характера.
48. Классификация акцентуаций характера и психопатий применительно к детскому возрасту К. Леонгарда.
49. Причины сложного нарушения развития у ребёнка. Понятия «сложный дефект» и «сложная структура нарушения развития».
50. Причины личностного отставания в развитии слепоглухих детей.
Практическая часть
1. Диагностика школьной тревожности.
2. Коррекция нарушений речи у детей.
3. Диагностика периферических нарушений речи у детей.
4. Диагностика показателей и форм агрессии.
5. Предрасположенность личности к конфликтному поведению.
6. Исследование эмоционально-волевой сферы у детей. Исследование самооценки.
7. Исследование памяти. Воспроизведение рассказа.
8. Обучающий эксперимент «Клипец».
9. Установление последовательности событий.
10. Исследование мышления. Простые аналогии.
11. Существенные признаки.
12. Классификация предметов.
13. Исключение предметов.
14. Оценка определения и разграничения понятий.
15. Оценка классификации геометрических фигур.
16. Оценка осмысления рассказа.
17. Оценка складывания из картинок квадратов орнаментов по образцу.
18. Варианты проведения методики «Клипец».
19. Особенности понимания сюжетных картин у детей, страдающих олигофренией.
20. Инструкция к проведению исследования с применением методики «Простые
аналогии».
21.Особенности мышления, выявляемые с помощью методики «Существенные признаки».
22. Отличия направленности методик «Классификация предметов» и «Исключение предметов».
23. Методика постановки свистящих звуков.
24. Методика постановки шипящих звуков.
25. Методика постановки звуков «Р» и «Л».