Психологические теории эмоций
Уже в психологии XVII-XIX вв. выявились две точки зрения на проблему эмоций. Согласно первой из них, эмоции – вторичные состояния, зависящие от познавательной деятельности (И. Гербарт и др.). Согласно второй – они носят первичный, самостоятельный характер и тесно связаны с биологическими функциями организма. Раскрыть биологическую природу чувств впервые попытался Ч. Дарвин. В 1872 г. он опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой им было высказано свое понимание связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций, и предложена «эволюционная» теория эмоций. Эмоции и чувства человека, согласно этой теории, имеют животное происхождение, появились они в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, например, движения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, и по мере развития психики эмоции будут исчезать.
Идеи Ч. Дарвина оказали огромное влияние на воззрения ученых и были развиты в широко известной теории эмоций, предложенной американским философом и психологом У. Джемсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в телесной, двигательной сфере, в определенных физических состояниях, с которыми они связаны. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило их выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Эти органические изменения, отражаясь в голове человека через систему обратных связей, порождают соответствующие эмоциональные состояния. Их Джемс и Ланге считали первопричинами эмоций. Плач, смех, страх, гнев, восторг и т.п. трактовались как источники эмоций. По этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.
Своеобразная теория эмоций в свое время была разработана немецким психологом В. Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения – это внешний коррелят переживания. Ученый при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в человеке.
Другие представители психоорганической теории эмоций У. Кеннон и П. Бард высказали иную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов, приводя факты, несоответствующие подходу к природе эмоций Джемса и Ланге. Такими фактами являются: 1) органические изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, весьма похожих друг на друга; 2) внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения, в то время как эмоции возникают и развиваются довольно быстро; 3) искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Главная особенность их точки зрения состоит в том, что появление нервно-мышечной реакции организма (органических изменений) на соответствующие стимулы и возникновение эмоционального переживания, связанного с ней, возникают почти одновременно.
На основе психоорганической теории возникла активационная теория Линдсея–Хебба, развитая под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга и возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. В настоящее время появились новые концепции эмоций, в которых эмоциональные состояния человека объясняются динамическими особенностями когнитивно-психологических процессов. Одна из таких теорий – это теория когнитивного консонанса-диссонанса Л. Фестингера, согласно которой положительное переживание возникает у человека, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними (консонанс). Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемым и действительным результатом деятельности имеется расхождение, несоответствие (диссонанс).
Когнитивно-физиологическая концепция С. Шехтераобосновывает влияние на эмоциональные переживания человека памяти и мотивации. В соответствии с этой концепцией на возникновение эмоциональных состояний оказывают воздействие, помимо стимулов и порождаемых ими телесных изменений, прошлый опыт человека и оценка.
Биологическая теория эмоций П.К. Анохинапостроена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции. Согласно теории, положительные эмоции возникают в том случае, если обратная информация совпадает или превышает ожидаемую, и, наоборот, недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции.
Исследования по психофизиологии эмоций позволили П.В. Симонову выдвинуть информационную теориюэмоций и показать, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют настрой и поведение личности. Он представил в краткой символической форме совокупность факторов, влияющих, по его мнению, на возникновение и характер эмоции и предложил следующую формулу:
Э = F (П , (И н – И с ...)) ,
где Э – эмоция, ее сила и качество; П – величина и специфика актуальной потребности; F – оценка возможности удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Таким образом, по П.В. Симонову, сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.