Возрастная периодизация»

Задание

По психологии

Для студентов 3 курса педагогического отделения.

Выполнение данной работы предполагает изучение основ общей психологии. Предложенные задания должны быть сданы в отведенные сроки. 1-й блок необходимо сдать до 10 декабря 2015 года,2 блок до 10 мая 2016 года. Материалы сдаются в папке с файла. Обязательно наличие титульного листа и содержания, а также перечень использованной литературы. Каждое задание вкладывается в отдельный файл. Рефераты оформляются в соответствии с ГОСТ.

Блок

Познавательная сфера личности.

Коды проверяемых умений, знаний и общих компетенций____ОК 1., ОК 6, З4., З9., У1., У2.

1. В чем исходная причина возникновения сознания у человека?

а) в эволюции головного мозга;

б) в развитии отдельных психических процессов;

в) в накоплении знаний человека о мире;

г) в социальном взаимодействии людей;

д) в социальной одухотворенности человека.

2. Выберите понятия, отражающие биологическую сущность человека:

а) индивид, б) личность, в) индивидуальность, г) субъект,

д) персона.

3. Выделите основные элементы структуры сознания:

а) познавательные процессы;

б) чувственная ткань сознания;

в) значение слов;

г) личностный смысл высказывания;

д) биодинамическая ткань движения и действия.

4. Исключите из списка то, что не относится к формам направленности личности: а) характер, б) влечение, в) желание, г) воля, д) стремление,

е) интерес, ж) склонность, з) мировоззрение, и) убеждение, к) идеал.

5. Исключите из списка, то, что не является характеристикой человека как личности: а) темперамент, б) характер, в) способности, г) чувства, д) воля,

е) направленность, ж) мотивация.

6. Соотнесите структурные компоненты

1 - Я - образа а) чувственная ткань сознания, б) поведенческий компонент,

2-сознания в) когнитивный компонент, г) значение,

д) эмоционально-оценочный компонент, е) личностный смысл

7. Из предложенного списка выделите:

1) черты характера; 2) виды мотивов.

а) внешние, б) волевые, в) внутренние, г) деловые, д) понимаемые,

е) действующие, ж) коммуникативные, з) инструментальные.

8. Соотнесите эмоциональные состояния и их психологические особенности.

1) настроение а) кратковременное, бурное, с потерей контроля;

2) аффект б) длительное, слабо выраженное;

3) стресс в) напряжение, приводящее к ошибкам действий;

4) депрессия г) переживание неудачи на пути к цели;

5) фрустрация д) снижение настроения и побуждений к жизни.

9. Перечисленные чувства отнесите к их видам:

1) моральные а) стыд

2) эстетические б) ирония

3) межличностные в) эмпатия

4) предметные г) удивление,

д) ненависть, е) чувство долга.

10. Какого человека можно назвать способным?

а) любознательного, б) любящего свое дело, в) быстро добивающегося успеха в своем деле, г) целеустремленного, д) трудолюбивого.

11. Какие виды способностей выделяют в психологии?

а) общие, б) врожденные, в) специальные (частные), г) смешанные,

д) приобретенные, е) творческие.

12. Какой тип темперамента характеризуется низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, стабильностью привычек, высокой устойчивостью?

а) холерик, б) сангвиник, в) флегматик, г) меланхолик.

13. Какой тип темперамента характеризуется склонностью к аффектам, быстрыми резкими движениями, быстрой неразборчивой речью?

а) холерик, б) сангвиник, в) флегматик, г) меланхолик.

14. Установите соответствие между названием темперамента и соответствующим ему типом высшей нервной деятельности.

1) Холерик а) слабый тип высшей нервной деятельности.

2) Сангвиник б) сильный уравновешенный инертный тип.

3) Флегматик в) сильный уравновешенный подвижный тип.

4) Меланхолик г) сильный неуравновешенный тип.

15. По И.П. Павлову классификация типов темпераментов строится с учетом:

а) соотношения жидкости в организме человека;

б) особенностей функционирования нервной системы;

в) строения тела; г) преобладания правого или левого полушария.

16. Установите соответствие между уровнем потребностей по А.Маслоу и его содержанием:

7 уровень а) потребность в уважении

6 уровень б) потребность в безопасности

5 уровень в) потребность в самоактуализации

4 уровень г) физиологические потребности

3 уровень д) эстетические потребности

2 уровень е) потребность в принадлежности и любви

1 уровень ж) познавательные потребности.

17. Установите соответствие между уровнем потребностей по А.Маслоу и его содержанием:

1 уровень а) ученик старается хорошо учиться, чтобы стать лучшим

в классе.

2 уровень б) на перемене студенты идут в столовую.

3 уровень в) члены хорового кружка с удовольствием ходят на

репетиции и выступают с концертами.

4 уровень г) жители Германии моют тротуары возле своих домов

и высаживают розы и лилии.

5 уровень д) школьник не пошел на контрольную работу, чтобы

избежать неприятностей.

6 уровень е) девочка любит читать и посещает библиотеку.

7 уровень ж) «Мама, ты меня любишь?» - часто спрашивают дети.

18. Установите соответствие между названием и характеристикой волевых качеств.

1. Настойчивость а) умение действовать точно и планомерно.

2. Решительность б) способность доводить до конца принятое

решение достигать поставленной цели,

преодолевая препятствие на пути к ней.

3. Целеустремленность в) подчинение человеком своего поведения

устойчивой жизненной цели, готовность

и решимость ее достичь.

4. Выдержка г) умение человека сохранять контроль над

своим поведением.

5. Организованность д) сознательное подчинение своего поведения

общественным нормам и правилам.

6. Дисциплинированность е) способность своевременно принять

обоснованное решение и устойчивое

решение и без задержки перейти к его

выполнению.

19. Установите соответствие названием формы направленности личности и ее содержанием.

1. Влечение а) система взглядов человека на мир, общество.

2. Желание б) познавательная потребность личности, связанная

с положительным отношением к изучаемому.

3. Стремление в) интерес в совокупности с волевым компонентом.

4. Интерес г) примитивная биологическая форма потребности.

5. Склонность д) предметная цель склонности, образец для подражания.

6. Идеал е) осознанное влечение к чему-либо определенному.

7. Убеждение ж) желание в совокупности с волевым компонентом.

8. Мировоззрение з) взгляды и принципы человека, в которых он не

сомневается, побуждающее его к определенным

действиям и поступкам.

20. Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, отражающими их детали, признаки, свойства.

1) Память а) устойчивость.

2) Внимание б) предметность.

3) Речь в) конкретизация.

4) Мышление г) образная.

5) Восприятие д) эгоцентрическая.

6) Воображение е) агглютинация.

21. Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, отражающими их детали, признаки, свойства.

1) Внимание а) запоминание.

2) Восприятие б) анализ.

3) Память в) переключение.

4) Мышление г) мечта.

5) Речь д) избирательность.

6) Воображение е) выразительность.

22. Какие познавательные процессы бывают непроизвольными и произвольными?

а) внимание, б) ощущение, в) восприятие, г) память, д) мышление,

е) речь, ж) воображение.

23. С какими познавательными процессами связано мышление?

а) внимание, б) ощущение, в) восприятие, г) память, д) мышление,

е) речь, ж) воображение.

24. Соотнесите виды мышления и их основания.

1) По генезису (уровням) а) теоретическая.

2) По продукту деятельности б) дискурсивное.

3) По степени новизны продукта в) интуитивное.

4) По степени развернутости г) репродуктивное.

5) По количеству вариантов д) наглядно-действенное.

решения задач е) творческое.

ж) конвергентное.

з) наглядно-образное.

и) практическое.

к) дивергентное.

л) абстрактно-логическое.

25. Соотнесите виды памяти и их основания.

1) По времени сохранения а) кратковременная. з) непроизвольная

2) По виду психической активности. б) зрительная (образная). и) оперативная

3) По мнемическим приемам в) непосредственная. к) слуховая

4) По участию воли г) произвольная. л) опосредованная

5) По участию мышления д) механическая. м) генетическая

е) долговременная.

ж) логическая.

26. Перечисленные слова распределите на две группы и назовите их:

а) запоминание, б) эмоциональная, в) образная, г) сохранение,

д) двигательная, е) воспроизведение, ж) припоминание, з) словесно-логическая, и) долговременная, к) заучивание, л) оперативная, м) узнавание,

н) кратковременная, о) произвольная, п) непроизвольная.

27. Перечисленные слова распределите на две группы и назовите их:

а) анализ, б) синтез, в) абстрактное, г) абстрагирование,

д) сравнение, е) обобщение, ж) наглядно-образное, з) наглядно-действенное, и) конкретизация, к) дискурсивное, л) интуитивное, м) продуктивное.

28. Перечисленные слова разделите на две группы и назовите их.

а) апперцепция, б) вкусовое, в) константность, г) предметность,

д) зрительное, е) категориальность, ж) слуховое, з) целостность,

и) осязательное, к) обонятельное, л) восприятие пространства,

м) восприятие времени, н) восприятие движения.

29. Перечисленные слова разделите на две группы и назовите их.

а) зрительные, б) абсолютный порог, в) двигательные, г) слуховые,

д) дифференциальный порог, е) контраст, ж) обонятельные, з) взаимодействие,

и) вкусовые, к) кожные, л) компенсация, м) сенсибилизация, н) синестезия,

о) осязательные, п) равновесия, р) органические, с) адаптация.

30. Распределите слова на три группы и назовите их.

а) наглядно-действенное, б) наглядно-образное, в) суждение, г) сравнение,

д) абстрактно-логическое, е) теоретическое, ж) практическое, з) умозаключение,

и) абстрагирование, к) дискурсивное, л) интуитивное, м) обобщение,

н) репродуктивное, о) творческое, п) понятие.

31. Распределите слова на три группы и назовите их.

а) содержательность, б) коммуникативная, в) устная, г) письменная, д) понятность, е) интеллектуальная, ж) мотивационно-регулирующая, з) внешняя, и) внутренняя,

к) выразительность, л) диалогическая, м) монологическая, н) вербальная,

о) невербальная, п) действенность, р) эгоцентрическая.

32. Установите соответствие между описанными явлениями и особенностями восприятия.

1) При объяснении нового материала учитель а) целостность

использует указку.

2) Чтение художественного произведения б) константность

нельзя прерывать замечаниями.

3) Учитель учит детей распознавать треугольники в) апперцепция

разного вида и размера по признакам.

4) Слушая песню «Во поле береза стояла», мы г) осмысленность

воспринимаем ее мелодию и она остается (категориальность)

одной и той же независимо от исполнителя.

5) В кинотеатре зал опустел, каждый увидел, д) избирательность

что мог и хотел.

33. Установите соответствие между закономерностями ощущений и их психологическими характеристиками.

1) Приспособление анализаторов к действующим а) абсолютный порог

раздражителям.

2) Относительная величина, показывающая, на б) взаимодействие ощущений

какую долю должна измениться сила

раздражителя, чтобы человек заметил изменение

ощущения.

3) Минимальная величина раздражителя, при в) порог различения

которой возникает ощущение.

4) Изменение интенсивности и качества ощущений г) адаптация

под влиянием предшествующего раздражителя.

5) Изменение чувствительности одной анализаторной д) контраст ощущений

системы под влиянием деятельности другой

анализаторной системы.

43. Установите соответствие между названием и описанием свойств внимания.

1) Объем а) деятельность учителя сложна: он должен

одновременно видеть класс, следить за

ответами учеников и помнить план урока.

2) Распределение б) начинающий учитель не видит всех учеников,

только тех, кто сидит возле его стола.

3) Переключение в) дети полутора лет могут играть 14 минут,

а шестилетние – полтора часа, не отвлекаясь.

4) Устойчивость г) учитель настолько глубоко овладел вниманием

учеников, что никто не услышал звонок.

5) Сосредоточенность д) первоклассники долго не могут успокоиться

после перемены, поэтому учитель тратит

много времени на организационный момент.

Возрастная периодизация»

Коды проверяемых умений, знаний и общих компетенций____ОК 1., ОК 6, З4., З9., У1., У2.

1. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:

А) генетическая психология Б) возрастная психология
В) генетическая эпистемология Г) сравнительная психология
Д) психология развития  

2. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:

А) метод клинической беседы Б) метод возрастных поперечных срезов
В) лонгитюдный метод   Г) экспериментально-генетическая стратегия исследования
Д) сравнительный метод  

3. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества:

А) принцип творческого характера развития

Б) исторический принцип психологии развития

В) принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии

Г) принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития

Д) принцип амплификации развития

4. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:

А) период Б) этап
В) кризис Г) хронологический возраст
Д) психологический возраст  

5. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:

А) теория рекапитуляции Б) теория социального научения
В) культурно-историческая концепция Г) теория конвергенции двух факторов
Д) эпигенетическая теория развития  

6. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого:

А) уровень умственного развития Б) уровень когнитивного развития
В) актуальный уровень развития Г) уровень потенциального развития
Д) зона ближайшего развития  

7. В ходе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:

А) экстериоризации Б) трансформации
В) идентификации Г) интериоризации
Д) амплификации  

8. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:

А) литические периоды Б) возрасты
В) этапы Г) возрастные кризисы
Д) индивидуальные кризисы  

9. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:

А) спонтанный тип развития Б) непреформированный тип развития
В) преформированный тип развития Г) детерминированный тип развития
Д) циклический тип развития  

10. Возрастная психология как наука возникла:

А) в середине Х1Х в. Б) в конце Х1Х в.
В) в начале ХХ в. Г) в начале Х1Х в.
Д) в ХV111 в.  

11. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, разработал:

А) Ж.Пиаже Б) Э.Эриксон
В) Л.С.Выготский Г) З.Фрейд
Д) В.Штерн  

12. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:

А) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью

Б) результат нарушения детско-родительских отношений

В) «болезни роста»

Г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого

Д) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов

13. Ведущая деятельность - это:

А) деятельность, которой на данной стадии развития ребенок посвящает большую часть своего времени

Б) деятельность, наиболее интересная для ребенка

В) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста

Г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый

Д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта

14. Обучение «ведет за собой развитие» тогда, когда:

А) его содержание строится как система научных понятий

Б) любое обучение выполняет ведущую роль

В) обучение строиться как проблемное обучение

Г) ребенок в ходе обучения стремится подражать взрослому

Д) у ребенка начинает развиваться рефлексия

15. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из:

А) социальная ситуация развития Б) ведущая деятельность
В) новообразования Г) вышеперечисленные
Д) кризис  

16. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие отделения его от матери и ранней институтуализации:

А) девиантное поведение Б) болезнь Альцгеймера
В) госпитализм Г) ассимиляция
Д) абулия  

17. Этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и такими симптомами как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм, завершающийся переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими:

А) кризис новорожденности Б) кризис 1 года
В) кризис 3 лет Г) кризис 7 лет
Д) подростковый кризис  

18. К предметным действиям относятся:

А) соотносящие Б) орудийные
В) вышеперечисленные Г) соотносяще-манипулятивные
Д) манипулятивные  

19. Психологические реакции: эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения (хобби-реакция) возникают:

А) дошкольный возраст Б) младший школьный возраст
В) подростковый возраст Г) юношеский возраст
Д) ранняя взрослость  

20. Субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», отстаивании собственной точки зрения:

А) дисмоморфомания Б) рефлексия
В) потребность в признании Г) чувство взрослости
Д) чувство отчужденности  

21. Вид деятельности детей, в ходе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту тли иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения:

А) непосредственно-эмоциональное общение Б) учебная деятельность  
В) учебно-профессиональная деятельность Г) предметно-манипулятивная деятельность
Д) игровая деятельность  

22. Чувство взрослости является психологическим новообразованием:

А) младенческий Б) раннее детство
В) младший школьный возраст Г) подростковый возраст
Д) ранняя юность  

23. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:

А) раннее детство Б) дошкольный возраст
В) младший школьник Г) подросток
Д) ранняя юность  

24. Компоненты психологической готовности к школе:

А) интеллектуальный Б) мотивационный
В) эмоционально-волевой Г) коммуникативный
Д) вышеперечисленные  

25. Период формирования наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления:

А) новорожденность Б) младенчество
В) раннее детство Г) дошкольный возраст
Д) младший школьник  

26. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период:

А) стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состо­яния

Б) противостояния инволюционным процессам в виде реституци­онных и конструктивных процессов

В) «психологического окаменения», выход на плато возможностей

Г) сложных процессов, нарушающих стационарное состояние

Д) начала неуклонной инволюции

27. Кризис зрелого возраста:

А) проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качествен­ных изменениях личности

Б) несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности

В) отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к ин­фантильному уровню развития личности

Г) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию

Д) не выявлен

28. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:

А) В. В. Фролькисом Б) И. В. Давыдовским
В) А. А. Богомольцем Г) И. И. Мечниковым
Д) В. Альперовичем  

29. В условиях нормального старения изменение ядра личности:

А) не происходит

Б) имеет место, но не является патологическим

В) зависит от стратегии адаптации к старости

Г) обязательно происходит, это естественный процесс инволю­ции

Д) не было предметом экспериментальных исследований

30. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:

А) «вербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уров­не, а «невербальный» интеллект проявляет тенденцию к угаса­нию

Б) «невербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «вербальный» интеллект проявляет тенденцию к угаса­нию

В) все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюции

Г) интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и па­мяти.

Д) интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процес­сов

Критерии оценки:

5 баллов – задачи выполнено правильно, без ошибок

4 балла – допущена 1-2 ошибки, не влияющих на сумму налога, подлежащей уплате в бюджет, ход решения соответствует требованиям законодательства к расчету налога

3 балла – допущены 1-2 ошибки, влияющих на размер налога, но ход решения соответствует требованиям законодательства к расчету налога;

0 баллов – допущены 3 и более ошибок, не верен ход решения задачи.

Раздел (тема)_ Раздел 3. Возрастная и педагогическая психология _ Тема 3.2. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании.

Коды проверяемых умений, знаний и общих компетенций____ОК 2., ОК 5, З7., З2., З1.У1., У2.

Тест

1. Подход к анализу психики ребенка, который расс

матривает развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих все остальные изменения:

А) функциональный Б) целостно-генетический
В) системный Г) структурный
Д) нормативный  

2. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:

А) развитие Б) социализация
В) воспитание Г) обучение
Д) адаптация к социальной среде  

3. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:

А) центральное новообразование возраста Б) уровень развития общения
В) ведущая деятельность   Г) социальная ситуация развития
Д) социальное пространство  

4. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:

А) генетическая эпистемология Б) генетическая психология
В) когнитивная психология Г) психология развития
Д) возрастная психология  

5. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:

А) приспособление Б) присвоение
В) приобщение Г) адаптация
Г) ассимиляция  

6. Закон психического развития, сформулированный Л.С. Выготским, согласно которому всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды: сперва - в социально плане, а затем - в психологическом плане:

А) закон метаморфозы Б) закон гетерохронности развития
В) общий генетический закон культурного развития Г) закон цикличности развития  
Д) биогенетический закон  

7. Автором культурно-исторической теории развития психических функций является:

А) С.Л.Рубинштейн Б) А.Н.Леонтьев
В) П.Я.Гальперин Г) Д.Б.Эльконин
Д) Л.С.Выготский  

8. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:

А) эгоидентичность Б) эгоинтеграция
В) самость Г) Я-концепция
Д) самосознание  

9. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:

А) концепция конвергенции двух факторов развития Б) концепция рекапитуляции  
В) концепция трех ступеней развития Г) культурно-историческая концепция
Д) социогенетическая концепция  

10. Представителями биогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:

А) С.Холл, В.Штерн, К.Бюллер Б) Н.Милер, Р.Сирс
В) Дж.Уайтинг, Дж.Доллар Г) У.Бронфенбреннер, Ж.Аронфрид
Д) А.Бандура, Р.Уолтерс, Дж.Гевирц  

11. Характеристики психологического возраста определяются:

А) конкретно-историческими условиями развития индивида

Б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида

В) сочетание вышеизложенных факторов

Г) спецификой развития функциональных систем

Д) особенностями роста

12. Отечественная психология рассматривает ход детского развития как:

А) путь от индивидуального к социальному

Б) путь от социального к индивидуальному

В) сочетание этих вариантов с преобладанием одного из них на разных этапах детства

Г) непрерывный эволюционный процесс

Д) процесс приспособления к общественным нормам

13. Феномен «зоны ближайшего развития» свидетельствует о:

А) о факте изменения темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении

Б) возможности возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения

В) уровне освоения ребенком социального пространства

Г) уровне развития, достигнутом благодаря подражанию ребенком взрослому

Д) ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка

14. Представителями социогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:

А) Ст. Холл, А.Гезелл Б) В.Штерн, К.Бюллер
В) Ж.Пиаже, А.Валлон Г) А.Бандура, Н.Миллер, Р.Сирс
Д) Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин  

15. Хронологический возраст определяется:

А) временными рамками Б) индивидуальными особенностями ребенка
В) физиологическими особенностями развития ребенка Г) психологическими особенностями развития ребенка
Д) когнитивными особенностями развития ребенка  

16. Положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых:

А) базальная тревога Б) аффективная реакция
В) атрибуция Г) базовое доверие
Д) депривация  

17. Поведенческий комплекс «гордость за собственные достижения» является психологическим новообразованием кризиса:

А) 1 года Б) 3 лет
В) 7 лет Г) подростковый кризис
Д) 16-17 лет  

18. Знаково-символическая функция сознания формируется в:

А) младенчестве Б) дошкольном возрасте
В) младшем школьном возрасте Г) раннем детстве
Д) новорожденности  

19. Интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности (периодизация Д.Б.Эльконина) в:

А) младенческий Б) раннее детство
В) младший школьный возраст Г) подростковый возраст
Д) ранняя юность  

20. Непосредственно-эмоциональное общение выступает в качестве ведущего вида деятельности (периодизация Д.Б.Эльконина) в:

А) младенческий Б) раннее детство
В) младший школьный возраст Г) подростковый возраст
Д) ранняя юность  

21. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем:

А) эмпатия Б) экспектации
В) просоциальное поведение Г) мировоззрение
Д) мудрость  

22. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием:

А) новорожденность Б) младенчество
В) раннее детство Г) дошкольный возраст
Д) младший школьник  

23. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием:

А) раннее детство Б) дошкольный возраст
В) младший школьник Г) подросток
Д) ранняя юность  

24. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:

А) «Пик развития» Б) «Кульминация»
В) «Акме» Г) «Предел развития»
Д) «Равновесие»  

25. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенети­ческого развития:

А) А. А. Бодалев Б) Б. Г. Ананьев
В) Л. С. Выготский Г) Д. Б. Эльконин
Д) Л. И. Божович  

26. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:

А) активность и направленность личности

Б) развитое самосознание и зрелая «Я-концепция»

В) сочетание этих характеристик

Г) открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости

Д) формирование рефлексии

27. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлет­воренности от подведения человеком итогов своей жизни и осоз­нание ее как единого целого — это:

А) эгоцентризм Б) целостность эго
В) «образ Я» Г) индивидуация
Д) катарсис старости  

28. Наиболее типичным психическим состоянием в старости являет­ся:

А) эйфория Б) фрустрация
В) тревожность Г) возрастно-ситуативная депрессия
Д) ипохондрическая фиксация  

29. Старость — это период:

А) инволюции на биологическом и психологическом уровнях

Б) биологической инволюции и стабилизации на личностном уров­не

В) возможного развития личности

Г) стабилизации на уровне познавательных процессов

Д) неизбежной деградации личности

30. Согласно исследованиям школы П. Балтеса мудрость — это:

А) экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни

Б) система глубоких теоретических знаний

В) эмоциональное принятие собственной старости

Г) принятие собственной жизни в целом в результате ее осмысле­ния

Д) оптимистическое отношение к действительности

Критерии оценки:

5 баллов – задачи выполнено правильно, без ошибок

4 балла – допущена 1-2 ошибки, не влияющих на сумму налога, подлежащей уплате в бюджет, ход решения соответствует требованиям законодательства к расчету налога

3 балла – допущены 1-2 ошибки, влияющих на размер налога, но ход решения соответствует требованиям законодательства к расчету налога;

0 баллов – допущены 3 и более ошибок, не верен ход решения задачи.

2. Выполнить индивидуальное проектное задание по одной из предложенных тем:

1. «Особенности агрессивного ребенка»;

2. «Особенности тревожного ребенка»;

3. «Особенности личности запущенных детей»;

4. «Методики диагностики педагогически запущенных детей»;

5. «Профилактика педагогической запущенности».

(Проект представить в напечатанном виде с обязательным приложением презентации на диске.)

Блок.

Выполнить задание

Задание 1.

Наши рекомендации