Проектирование личностно ориентированных технологий
Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий профессионального развития специалиста. Эта процедура включает следующие этапы.
1. Целеполагание, формулирование задач профессионального развития личности специалиста.
В качестве задач могут выступать:
• актуализация профессионально-психологического потенциала личности;
• стимулирование и мотивирование профессионального роста, карьеры;
• повышение социально-профессиональной компетентности;
• диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля специалиста;
• развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций;
• формирование социально-профессиональных и интеллектуальных умений;
• освоение компетентных технологий профессионального поведения;
• развитие позитивной профессиональной «Я»-концепции и проектирование сценариев профессионального развития;
• преодоление деструктивного развития личности специалиста: кризисов, стагнации, деформаций.
2. Определение содержания профессионально развивающего учебного материала и составление программы.
В зависимости от задач личностно ориентированного образования его содержанием могут стать социально-психологические, правовые, экономические, управленческие, профессиональные и специальные знания и умения. Самым важным на этом этапе является включение в учебный материал субъективного опыта обучаемых, а также субъективно значимых ситуаций и задач.
Для определения субъективной составляющей учебного материала оправданы такие методические приемы:
• диагностика готовности обучаемых к нововведениям, инновационной деятельности;
• рефлексия уровня своего профессионального развития;
• составление психобиографии своего профессионального становления;
• заполнение карты индивидуального стиля деятельности;
• определение психологических барьеров и трудностей в профессиональной жизни;
• заполнение карты самооценки профессиональных способностей.
Результатом этого этапа становится программа повышения профессионально-психологической компетентности, ориентированная на субъективный опыт обучаемых.
3. Определение состава активных форм и методов взаимодействия педагогов-психологов с обучаемыми.
Все многообразие форм и методов взаимодействия можно свести к четырем группам, каждая из которых ориентирована на развитие и обогащение подструктур личности специалиста:
1. Технологии обогащения социально-профессиональной направленности специалистов:
• знакомство с ситуационными нововведениями в социально-профессиональной области деятельности;
• интерпретация авторской концепции педагогов-психологов;
• рефлексивно-инновационный практикум;
• тренинг поощрения и похвалы;
• формирование имиджа специалиста.
2. Технологии повышения социально-профессиональной компетентности:
• диалогические лекции по инновационным проблемам;
• тренинг диадического взаимодействия;
• групповые дискуссии;
• психолого-педагогические консилиумы;
• организационно-деятельностные игры;
• профессионально-психологические мастерские;
• тренинг аргументации;
• тренинги интеллектуальных умений;
• тренинг ведения переговоров и разрешения конфликтов;
• тренинг делового общения.
3. Технологии развития профессионально важных качеств:
• тренинги личностного роста;
• тренинги ключевых квалификаций: рефлексии, корпоративности, креативности, коммуникативности и др.;
• тренинги самопознания и общения;
• тренинг партнерского общения.
4. Технологии развития профессионально значимых психофизиологических свойств:
• тренинги внимания и наблюдательности;
• тренинг глазомера;
• тренинг координации движений;
• тренинг снятия психологического напряжения.
Профессиональное развитие специалиста реализуется посредством комплекса личностно ориентированных технологий. Как выше уже было отмечено, к ним относятся целеполагание, проектирование содержания учебного материала, разработка средств диагностики, применение разнообразных развивающих психотехник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг профессионального развития. Комплексный подход к профессиональному развитию специалиста отражается в технологической карте. Ее обобщенная структура представлена в табл.
В зависимости от целевой установки профессии, должностных обязанностей, квалификации и стажа работы проектируется личностно ориентированная карта профессионального развития. Исходными данными для ее проектирования являются должностные инструкции, профессиограммы, профессионально-квалификационцые характеристики, а также компетенция1 специалистов.
Таблица 20
Технологическая карта профессионального развития личности
Этапы проектирования профессионального развития личности | Основное содержание этапов |
Цель | Профессиональное развитие личности: актуализация професионально-психологического потенциала, формирование ключевых квалификаций, прогнозирование профессионального роста |
Принципы | -Приоритет самоценности и индивидуальности траектории профессионального становления -Конгруэнтность содержания профессионального образования инновационному характеру профессиональной деятельности -Обеспечение профессиональной мобильности путем формирования ключевых квалификаций -Удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении, профессиональном самосовершенствовании и профессиональном саморазвитии -Создание благоприятного психологического климата в процессе сотворчества всех субъектов профессионального развития - Обеспечение самоконтроля и самокоррекции профессионального становления |
Задачи | • Стимулирование и мотивирование профессионального роста, карьеры • Повышение компетентности: социально-экономической, правовой, психологической, специальной (профессиональной) • Расширение сферы компетенции личности: развитие напористости, инициативности, ответственности, корпоративности, приверженности организации, предприятию • Диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля специалиста • Профессиональная адаптация молодых специалистов • Восхождение к вершинам профессионализма • Развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций • Освоение компетентных технологий профессионального поведения • Рефлексия профессионального становления и формирование позитивной «Я»-концепции профессионала • Психологическая поддержка и профессиональное самосохранение личности • Проектирование альтернативных сценариев профессиональной жизни • Формирование индивидуального стиля деятельности • Преодоление деструктивных тенденций профессионального развития: кризисов, стагнации, деформаций |
Содержание | • Общие социально-экономические и правовые знания • Общеобразовательная, общетехническая, общепрофессиональная и специальная подготовка • Опережающая и инновационная подготовка • Повышенное профессиональное образование • Психолого-педагогическая подготовка • Субъективный опыт специалистов •Квалификационно-должностные знания |
Технологии | • Технологии обогащения социально-профессиональной направленности • Диагностика профессионально значимых характеристик • Рефлексивно-инновационные практикумы • Профессионально-психологические консилиумы • Организационно-деятельностные игры • Интенсивная групповая психологическая работа • Тренинги личностного и профессионального роста, делового общения, интеллектуальных умений, ключевых квалификаций и др. • Технологии преодоления профессиональных деструкции • Коррекционные и реабилитационные активные методы |
Мониторинг профессионального развития | Уровни профессионального развития: • репродуктивный, • адаптивный, • эвристический, • рефлексивно-оценочный, • творческий, • самоактуализационный |