Проектирование личностно ориентированных технологий

Профессионально обусловленные структуры дея­тельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентирован­ных технологий профессионального развития специ­алиста. Эта процедура включает следующие этапы.

1. Целеполагание, формулирование задач профессио­нального развития личности специалиста.

В качестве задач могут выступать:

• актуализация профессионально-психологиче­ского потенциала личности;

• стимулирование и мотивирование профессио­нального роста, карьеры;

• повышение социально-профессиональной компетентности;

• диагностика и коррекция профессиональ­но-психологического профиля специалиста;

• развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций;

• формирование социально-профессиональных и интеллектуальных умений;

• освоение компетентных технологий професси­онального поведения;

• развитие позитивной профессиональной «Я»-концепции и проектирование сценариев про­фессионального развития;

• преодоление деструктивного развития лично­сти специалиста: кризисов, стагнации, деформаций.

2. Определение содержания профессионально разви­вающего учебного материала и составление программы.

В зависимости от задач личностно ориентированно­го образования его содержанием могут стать социаль­но-психологические, правовые, экономические, управ­ленческие, профессиональные и специальные знания и умения. Самым важным на этом этапе является включе­ние в учебный материал субъективного опыта обучае­мых, а также субъективно значимых ситуаций и задач.

Для определения субъективной составляющей учебного материала оправданы такие методические приемы:

• диагностика готовности обучаемых к нововве­дениям, инновационной деятельности;

• рефлексия уровня своего профессионального развития;

• составление психобиографии своего професси­онального становления;

• заполнение карты индивидуального стиля дея­тельности;

• определение психологических барьеров и труд­ностей в профессиональной жизни;

• заполнение карты самооценки профессиональ­ных способностей.

Результатом этого этапа становится программа повышения профессионально-психологической компетентности, ориентированная на субъективный опыт обучаемых.

3. Определение состава активных форм и методов взаимодействия педагогов-психологов с обучаемыми.

Все многообразие форм и методов взаимодейст­вия можно свести к четырем группам, каждая из ко­торых ориентирована на развитие и обогащение под­структур личности специалиста:

1. Технологии обогащения социально-профессио­нальной направленности специалистов:

• знакомство с ситуационными нововведениями в социально-профессиональной области деятельности;

• интерпретация авторской концепции педаго­гов-психологов;

• рефлексивно-инновационный практикум;

• тренинг поощрения и похвалы;

• формирование имиджа специалиста.

2. Технологии повышения социально-профессио­нальной компетентности:

• диалогические лекции по инновационным проблемам;

• тренинг диадического взаимодействия;

• групповые дискуссии;

• психолого-педагогические консилиумы;

• организационно-деятельностные игры;

• профессионально-психологические мастерские;

• тренинг аргументации;

• тренинги интеллектуальных умений;

• тренинг ведения переговоров и разрешения конфликтов;

• тренинг делового общения.

3. Технологии развития профессионально важных качеств:

• тренинги личностного роста;

• тренинги ключевых квалификаций: рефлексии, корпоративности, креативности, коммуникативно­сти и др.;

• тренинги самопознания и общения;

• тренинг партнерского общения.

4. Технологии развития профессионально значимых психофизиологических свойств:

• тренинги внимания и наблюдательности;

• тренинг глазомера;

• тренинг координации движений;

• тренинг снятия психологического напряжения.

Профессиональное развитие специалиста реали­зуется посредством комплекса личностно ориенти­рованных технологий. Как выше уже было отмечено, к ним относятся целеполагание, проектирование содер­жания учебного материала, разработка средств диа­гностики, применение разнообразных развивающих психотехник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг профессионального развития. Комплексный подход к профессиональному разви­тию специалиста отражается в технологической карте. Ее обобщенная структура представлена в табл.

В зависимости от целевой установки профессии, должностных обязанностей, квалификации и стажа работы проектируется личностно ориентированная карта профессионального развития. Исходными дан­ными для ее проектирования являются должностные инструкции, профессиограммы, профессионально-квалификационцые характеристики, а также компетенция1 специалистов.

Таблица 20

Технологическая карта профессионального развития личности

Этапы проектирования профессионального развития личности   Основное содержание этапов
Цель Профессиональное развитие личности: актуализация професионально-психологического потенциала, формирование клю­чевых квалификаций, прогнози­рование профессионального роста
Принципы -Приоритет самоценности и ин­дивидуальности траектории про­фессионального становления -Конгруэнтность содержания профессионального образования инновационному характеру про­фессиональной деятельности -Обеспечение профессиональ­ной мобильности путем форми­рования ключевых квалификаций -Удовлетворение потребности личности в профессиональном са­моопределении, профессиональ­ном самосовершенствовании и профессиональном саморазвитии -Создание благоприятного пси­хологического климата в процес­се сотворчества всех субъектов профессионального развития - Обеспечение самоконтроля и самокоррекции профессионального становления
Задачи • Стимулирование и мотивирова­ние профессионального роста, карьеры • Повышение компетентности: социально-экономической, пра­вовой, психологической, специа­льной (профессиональной) • Расширение сферы компетен­ции личности: развитие напо­ристости, инициативности, от­ветственности, корпоративно­сти, приверженности организа­ции, предприятию • Диагностика и коррекция про­фессионально-психологическо­го профиля специалиста • Профессиональная адаптация молодых специалистов • Восхождение к вершинам про­фессионализма • Развитие профессионально важных качеств и ключевых ква­лификаций • Освоение компетентных техно­логий профессионального пове­дения • Рефлексия профессионального становления и формирование по­зитивной «Я»-концепции про­фессионала • Психологическая поддержка и профессиональное самосохране­ние личности • Проектирование альтернатив­ных сценариев профессиональ­ной жизни • Формирование индивидуаль­ного стиля деятельности • Преодоление деструктивных тенденций профессионального развития: кризисов, стагнации, деформаций
Содержание • Общие социально-экономиче­ские и правовые знания • Общеобразовательная, обще­техническая, общепрофессио­нальная и специальная подго­товка • Опережающая и инновацион­ная подготовка • Повышенное профессиональ­ное образование • Психолого-педагогическая подготовка • Субъективный опыт специа­листов •Квалификационно-должностные знания
Технологии • Технологии обогащения соци­ально-профессиональной на­правленности • Диагностика профессионально значимых характеристик • Рефлексивно-инновационные практикумы • Профессионально-психологи­ческие консилиумы • Организационно-деятельностные игры • Интенсивная групповая психо­логическая работа • Тренинги личностного и про­фессионального роста, делового общения, интеллектуальных уме­ний, ключевых квалификаций и др. • Технологии преодоления про­фессиональных деструкции • Коррекционные и реабилитационные активные методы
Мониторинг профессионального развития Уровни профессионального раз­вития: • репродуктивный, • адаптивный, • эвристический, • рефлексивно-оценочный, • творческий, • самоактуализационный

Наши рекомендации