Гарольд Оливер Галликсен
Родился в 1903 г. в Вашингтоне. Степени бакалавра (1926) и магистра (1927) получил в Вашингтонском университете, затем продолжил образование в университете Огайо, где посещал семинары Терстоуна. В 1929 г. покидает университет в Огайо и работает ин- структором по психологии в Чикагском университете, где под руководством Терстоуна защищает докторскую диссертацию(1931).С 1933 г. работает в Чикагском университе- те как ассистент Терстоуна, занимаясь обработкой данных, полученных в первых иссле- дованиях, обращенных к изучению первичных умственных способностей. В последующие годыработаетвэкзаменационнойкомиссии,занимаясьразработкойтестовитеорети- ческими основами тестирования. Ассистент-профессор (1938) и ассоциированный про- фессорпсихологии(1942)Чикагскогоуниверситета.ВгодыВтороймировойвойныраз- рабатывает процедуры оценки для школ военно-морского флота, в том числе тесты для отбораофицеров. В1945г. профессор психологии Принстонскогоуниверситета. После создания Службы образовательного тестирования становится советником и директором Программ по психометрии в том же университете, сочетая эту работу с преподаватель- ской деятельностью. Уходит в отставку из университета в 1972 г., а позднее (1974) — из Службы образовательного тестирования. Основные работы Галликсена посвящены пси- хологическому шкалированию («Парные сравнения и логика измерения», 1946) и теории тестов («Теорияментальныхтестов»,1950), они многиедесятилетия оставалисьпризнан- ными руководствамидля всехработающихвэтой области специалистов и послужили ос- новой для разработки современной статистической теории тестов. Умер в 1996 г.
Наблюдается значительный прогресс в области личностных измерений. Пяти- десятые годы ознаменованы развитием нового типа личностных опросников — так называемых факторных опросников.Одним из пионеров данного направления исследований стал Раймонд Кеттелл, который использует факторный анализ как средство снижения размерности описания личности — от множества словарных, бытовых названий свойств личности к немногочисленным, наиболее обобщенным факторам личности. Для него, в отличие от Дж. Гилфорда (о его работах упомина- лось ранее), факторный анализ служит методом выявления основных свойств лич- ности.Опубликованный впервые в 1950 г. и быстро ставший популярным среди психологов всего мира опросник 16 личностных факторов, или 16PF, — наиболее весомый результат исследований Кеттелла и его сотрудников.
Среди других личностных опросников стоит отметить шкалу проявлений тре- вожности Дж. Тейлор(1953). Тревожность впервые изучается не в качестве си- туативного явления, а как личностная особенность.
Продолжается развитие уже известных и позитивно зарекомендовавших себя личностных опросников. В первую очередь это, пожалуй, относится к MMPI. В 1951 г. публикуется уникальный атлас, предназначенный для содействия в ин- терпретации данных, получаемых с помощью этого опросника. Атлас содержит описание 968 клинических случаев с профилями MMPI для каждого. А Джордж Шалагер Велшв 1956 г. вместе со своими коллегами, бывшими студентами Гран- том и Л. Дальстром, публикуют ставшую классической «Хрестоматию по MMPI в психологии и медицине». Задания MMPI достаточно часто используются иссле- дователями для конструирования собственных опросников, например вышеупо- мянутой шкалы Дж. Тейлор.
Ганс Айзенк, вслед за Моудслейским медицинским опросником, предлагает в
|
|
1.3. Психодиагностика в XX в. 59
Джордж Шалагер Велш
Родился в 1918 г. в Кингстоне (Пенсильвания). Бакалавр (1940) и магистр (1943) Пенсиль- ванского университета. Доктор философии Миннесотского университета (1949). В годы войны работал психометристом в армейском центре. Позднее в качестве психолога в разных центрах и госпиталях. В 1956-1957 гг. профессор Института психологии во Фло- ренции. Клинические исследования начал в 1947 г. в Миннесотском университете. Его исследования были посвящены созданию невербального MMPI (задания в виде картинок, на которые нужно было ответить: «нравится — не нравится»), В 1953 г. в университете Северной Каролины начинает серию исследований, посвященных MMPI, итогом которых стала публикация широко известных работ-руководств по этому тесту. С 1963 г. Велш проводит исследования, посвященные креативности. Вводит два новых понятия: intel- lectence (способность пользоваться абстракциями) и origence (способность продуци- ровать новые идеи). Были опубликованы соответствующие шкалы для MMPI, Калифор- нийского психологического опросника и профессиональных интересов Стронга Бланка. Умер в 1990 г.
ского личностного опросникаи разрабатывался в соответствии с теоретически- ми воззрениями его автора.
Как известно, MMPI изначально был предназначен для обследования лиц, стра- дающих психическими заболеваниями. Как своеобразная альтернатива MMPI выступает Калифорнийский психологический опросник,предложенный X. Гоу- хом в 1956 г. В основном он базировался на заданиях из MMPI, но был предназна- чен для обследования нормальных индивидов. 18 шкал опросника были предназ- начены для идентификации качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.
В это десятилетие разрабатываются новые методики для измерения личности, отличные от традиционных опросников и ситуационных тестов. Разработанная Чарльзом Эгертоном Осгудом техника семантического дифференциала(1957) предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемы- ми. В качестве стимула в этой технике мог выступать фактически любой объект (слово, знак, понятие и т. д.), оцениваемый путем соотнесения с одной из фикси- рованных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще все- го выраженными с помощью прилагательных, например «контактный—замкну- тый»). На основе этой техники были созданы разнообразные конкретные психо- диагностические методики, нашедшие широчайшее распространение в психологи- ческих исследованиях.
Дальнейшее развитие получают методики вынужденного отбора, появившиеся еще в 1940-х гг. В частности, в предложенной В. Стефенсоном Q-классификации (1953) есть элементы, сближающие ее с семантическим дифференциалом. Выпол- нение заданий этой методики состоит в сортировке карточек с названиями свойств личности на группы (в зависимости от близости данного свойства обследуемому). Количество групп может быть выбрано произвольно, но обычно используются
9 групп, что удобно при статистической обработке данных.
Q-классификация, так же как и «Список личностных предпочтений» Алле- на Л. Эдвардса(1959), реализующий принцип попарных сравнений отдельных высказываний, дает в руки исследователя, возможность так называемой ипсатив- нойоценки личности. Иначе говоря, каждый полученный показатель приобрета-
60 Глава 1. История психодиагностики. Введение
|
Родился в 1916 г. в Соммервилле штата Массачусетс. Степень бакалавра получил в Дартмутском колледже (1939), степень док- тора философии в Йельском университете (1945). Работал вме- сте А. Гезеллом. С 1945 по 1949 г. работает в Коннектикутском университете, затем — в Иллинойском университете. В своих на- учных исследованиях он исходил из того, что теории, построен- ные по принципу «стимул-реакция» не могут объяснить сложного поведения, связанного с языком и мышлением. Он постулирует существование ненаблюдаемых реакций смысла. Разрабатывает теорию смысла, предполагая, что слова репрезентируют вещи, потому что представляют собой как бы сжатое повторение акту-
ального поведения по отношению к этим вещам. Совместно с Суси и Танненбаумом со- здает семантический дифференциал как инструмент объективного измерения смысла. Ч. Осгуд был активным борцом за мир. Полагал, что психологи могут внести большой вклад в этот процесс. По сути дела, предложенная им стратегия взаимных инициатив по снижению напряженности опередила известные политические решения ядерных дер- жав. Президент Американской психологической ассоциации (1963). Скончался в 1991 г.
ет свой смысл не при соотнесении с нормативными данными, а с другими показа- телями. Позднее появится Личностный опросник Эдвардса,последняя рестан- дартизация которого относится к 1990 г.
В 1955 г. в США выходит в свет книга Джорджа Александра Келли «Психо- логия личностных конструктов».Также была опубликована и новая методика ис- следования личности — методика репертуарных решеток.Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом и методиками классификации, одна- ко она значительно более универсальна и гибка. По сути дела, это матрица, кото- ру заполняет обследуемый или диагност. Столбцам матрицы соответствует опре- деленная группа элементов, в качестве которых могут выступать люди, понятия, звуки, цвета — все то, что интересует исследователя. Строки матрицы — конструк- ты или биполярные признаки, шкалы. Конструкты могут задаваться исследовате- лем либо выявляться с помощью специальных процедур. Заполняя репертуарную решетку, обследуемый оценивает каждый элемент по каждому конструкту. Ана- лиз репертуарной решетки позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты. Как видно из ска- занного, это не просто конкретная методика исследования личности, а, по сути, ди- агностический подход, позволяющий исследователю гибко приспособлять, как бы настраивать, решетку для решения интересующих его задач. Репертуарные мето- дики быстро становятся популярными, чему в последующие десятилетия будет способствовать их идеальная приспособленность для реализации в виде диалого- вых компьютерных программ.
Исследование взаимосвязей между перцептивными и личностными фактора- мив направлении, получившем название «Новый взгляд»,оказалось весьма про- дуктивным и способствовало выделению параметра полезависимости/поленеза- висимости, оказавшегося стилевой характеристикой, проявляющейся на разных уровнях функционирования индивидуума (не только на перцептивном, но и на личностном). В этот период начинается разработка тестов, позволяющих диагно- стировать различные параметры стиля: полезависимость/поленезависимость,
1.3. Психодиагностика в XX в. 61
Аллен Л. Эдвардс
|