Имеющими диагноз «ранний детский аутизм»
Общие подходы к методике коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими диагноз РДА:
1. Пространственно-временная «разметка» занятий. Необходимо, чтобы занятия проводились в определенном месте и в специально отведенное время.
2. Подключение педагога к деятельности ребенка. Выбор приятных для ребенка видов занятий, с ориентиром на его интересы и пристрастия.
3. Эмоционально-смысловой комментарий. Комментируются действия ребенка, им придается определенный смысл. Этот комментарий по возможности должен быть сюжетным и должен:
· быть привязан к опыту ребенка;
· вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляции;
· расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающей среде;
· прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представления об устройстве предметов и их сути явлений;
· передавать смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил;
· давать аутичному ребенку представления о человеческих чувствах, эмоциях.
4. Четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия.
5. Обыгрывание каждого упражнения или его привязывание к интересам ребенка.
6. Положительное подкрепление или эмоциональное поощрение.
7. Сюжетное рисование или оформление альбома о ребенке и его семьи и их взаимоотношениях с эмоционально-смысловым комментарием.
8. Изменение приемов в зависимости от принадлежности ребенка к одной из групп:
· при общении с малышом, который практически не имеет активных форм контакта с внешним миром (1 группа РДА), нужно попытаться привлечь внимание малыша и стремиться удержать его некоторое время, достаточное для выполнения двух, трех манипуляций с тактильными материалами;
· взаимодействуя с ребенком, активно отторгающим любые попытки налаживания отношений с ним (2 группа РДА), уже имеющим сложившиеся стереотипы поведения, наладить первичный контакт можно только в том случае, если мы сможем включиться в его стереотипы.
9. Ритм занятия:
· работая с отрешенным от окружающего мира малышом, поддерживать неторопливый, размеренный ритм;
· включаясь в систему стереотипов ребенка второй группы, важно очень быстро подстраиваться под переменчивое настроение малыша и динамично переключаться одного вида деятельности на другой.
10. Пищевое подкрепление:
· для ребенка первой группы РДА пищевое поощрение вводится позже, за выполнение задания;
· малышу со стереотипным поведением предлагается «вкусное» в качестве поощрения на первых занятиях, что значительно облегчит совместную деятельность ребенка и педагога.
Этапы формирования навыка.Развитие стереотипов, для включения сложившихся стереотипов в дальнейшую работу с ребенком (на примере обучения рисованию). Для формирования навыка необходимо разбить соответствующий процесс на отдельные этапы, чтобы ребенок мог легко справится с каждым из них. Формирование какого-либо навыка работы за столом (например, рисования).
1. Подготовить стол для занятий и какое-либо поощрение для ребенка (в случае успешного выполнения задания).
2. В процессе работы над заданием положить руку на руку ребенка и физически помочь ему, комментируя при этом выполняемые действия словами.
3. На следующем занятии повторить предыдущие действия, по-прежнему проговаривая их и постепенно ослабляя нажатие руки.
4. Когда ребенок научится выполнять предложенное задание, можно усложнить его, расширять и разнообразить материал.
1.3. Характеристика и содержание коррекционной программы
Аутизм как психопатологический синдром характеризуется недостаточностью общения и формируется на основе первичных структурных нарушений (неравномерности развития) предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение. Под предпосылками общения понимается широкий комплекс качеств психики, обеспечивающий:
· возможность восприятия и адекватной интерпретации внешних сигналов;
· достаточную адекватность выразительных средств общения;
· взаимопонимание и его регулирующее влияние на мышление и поведение;
· возможность планирования и гибкого построения коммуникативного поведения, выбора способов и путей общения.
Таким образом, работа, направленная на развитие психических процессов, может являться одной из основ формирования коммуникативной функции. В программе предлагается формирование коммуникативной функции через расширение знаний об окружающей среде, развитие познавательной сферы и регуляции поведения.
Цели коррекционно-развивающей программы:
1. Развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром;
2. Активизация психической деятельности ребенка и произвольно регуляторных форм поведения;
3. Формирование социально-коммуникативной функции.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
1. Установление эмоционального контакта с аутичным ребенком.
2. Расширение запаса стереотипов ребенка, структурирование их до уровня систем связей с окружающим миром.
3. Развитие речевой регуляции своих действий, речевого планирования, способствующих формированию целенаправленной деятельности.
4. Формирование коммуникативного инструментария: развитие понимания речи, развитие возможности активно пользоваться речью.
5. Формирование адекватного взаимодействия в социуме.
6. Развитие восприятия.
7. Развитие способности ребенка к эмоциональному отзыву на сложные человеческие переживания.
Структура коррекционно-развивающей программы:
При формировании зрительной перцепции в ходе занятий применяется соблюдение перехода от простого к сложному, от малого к большему, от объемных (живых) предметов к неживым и плоскостным изображениям.
Для наиболее точного и эффективного усвоения материала рекомендуется повторять пройденный материал в течение нескольких занятий, с постепенным переходом к новым заданиям. Поэтому условно программа подразделена на семь блоков. В каждом блоке несколько разных занятий, которые повторяются с элементарным усложнением заданий.
Блок 1.На начальном этапе проведения коррекционной программы к первому блоку относятся занятия, содержащие визуальный осмотр животных. Цель данных занятий: формирование положительного отношения к животному, установление контакта педагога и ребенка посредством манипулирования образом животных для дальнейшей стимуляции игровой деятельности в ходе занятий, основой которых будут являться живые животные, а также их изображения и макеты.
Блок 2.Занятия, в основе которых лежат игрушечные животные. Цель: формирование зрительного гнозиса, сопоставление живых объектов с неживыми. Параллельно с заданиями на развитие зрительного восприятия проводится объяснение и закрепление понятия «цвет», сопоставление цветов с живыми животными и игрушками.
Блок 3.В занятиях 3 блока производится переход от объемных предметов и животных к их плоскостным изображениям. Цель: формирование зрительного гнозиса, сопоставление реальных объектов с изображениями.
Блок 4.Цель: изучение частей тела человека и животных, ориентация в пространстве.
Блок 5.Цель: формирование тактильного восприятия.
Блок 6.Общий блок. Цель: повторение и закрепление пройденного материала.
Блок 7.Домашняя работа – работа с альбомом, в котором находятся изображения и речевые характеристики пройденного материала. Игры на закрепление пройденного материала.
Средняя продолжительность занятий – не более 30 минут. После каждого занятия ребенок самостоятельно осматривает экспозицию и контактирует с животными неограниченное время в зависимости от настроения и самочувствия.
Так как в ходе эксперимента не проводилась работа с контрольной группой, возникла идея осуществить «эксперимент в эксперименте». Диагностика детей проводилась с целью выявления уровня сформированности тактильного и зрительного восприятия. Одна из методик диагностики помогла выявить уровень сформированности представлений цвета и формы. В ходе разработки коррекционно-развивающей программы решено было не включать в саму программу занятия на формирование понятия «форма» для выявления изменений в ходе контрольной диагностики, проявится ли динамика без коррекционно-развивающей помощи в ходе осуществления работы по программе.