Подростковый или средний школьный возраст (от 10 до 14)

В этом переходном возрасте подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое промежуточное положение в обществе порождает у него чувство неуверенности, нестабильности.

Бурный рост и перестройка организма, промежуточное положение в системе «ребенок-взрослый», неадекватность ведущей деятельности (учебной) остро ощущаемым им психологическим потребностям приводят к подростковому кризису, который порождает личную неудовлетворенность и психическую напряженность. Половое созревание усиливает половую идентификацию. Подростки более ранимы и тревожны, чем кажется со стороны. По исследованиям Кельнского университета (Германия, 2006) каждый третий подросток от 11 до 17 лет боится потерять родителей, но понимают это лишь 5 % родителей. Причина повышенной подростковой тревожности - сильная привязанность детей к родителям, которую они стараются подавлять, а также чувство беспомощности перед неизвестностью внешнего мира.

Все эти особенности среднего школьного возраста следует учитывать при проведении осмотра или других медицинских процедур.

Придя на прием, подросток может вести себя довольно дерзко, его угловатые движения могут показаться развязными. На самом деле это лишь проявление неустоявшегося взаимодействия гормональной, нервной и скелетно-мышечной систем. Возрастной протест может выражаться нарочито небрежной, вызывающей одеждой, украшениями, макияжем. Для мальчиков более характерны неуправляемая мимика, ответы на вопросы резкими, деформированными фразами с использованием сленга. Пристальный взгляд собеседника подросток может воспринять как неодобрение и насмешку и «ощетинится иголками дерзости» или устранится от контакта.

Необходимо иметь в виду, что самооценка, мировоззрение и поведение подростка во многом зависят от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни старался выглядеть. Подростки в большинстве своем люди группы. Поэтому, общаясь с ними, надо учитывать внешнюю социальную заданность их отношения и к здоровью вообще, и к заболеванию в частности (мнения, господствующие в референтной группе, молодежные нормы, ценности, предрассудки сегодняшнего дня). Например, если в данной школе у многих есть брекет-системы, подросток согласится их носить, а если он наденет их лишь под давлением родителей, то с брекетами может часто «что-то случаться», или на них будет возникать нетипичная «аллергическая реакция». При этом защитные механизмы психики позволяют подростку вытеснять из сознания, забывать неприятные факты, помогают оправдать, и довольно аргументированно, собственные неблаговидные поступки.

Врачу также следует понимать, что в этом возрасте происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми: формирующаяся личность начинает бунтовать против опеки, нравоучений, запретов. Подростковый кризис у всех протекает различно как по времени, так и по проявлениям. Поэтому, строя свои взаимоотношения с пациентами 10-14 лет и их родителями, необходимо быть внимательным к самооценке подростка и к его семейной ситуации. В общении с таким пациентом изберите спокойный, как бы несколько отстраненный тон, будьте доброжелательны, внимательны, но обязательно сохраняйте дистанцию. Не вступайте в длительные дискуссии, тем более в споры и избегайте жаргона - в этом отношении ваш пациент может оказаться неуправляемым. Принимайте и манеру поведения подростка, и его внешний вид как должное, как бы соответствующее его возрастному статусу (даже если сами в его возрасте таким не были!), общайтесь с

ним как со взрослым, лаконичными емкими фразами. Не слишком демонстративно, но так, чтобы он почувствовал, отделяйте его от родителей: если для маленького ребенка доктор являлся продолжением родителей, то для подростка он - представитель социума, именно той сферы, куда тот стремится, и которая ему пока не доступна.

По последней классификации Всемирной Организации Здравоохранения, подростковый возраст длится с 10 до 20 лет, так как в европейских странах происходит инфантилизация населения, и многие психологические признаки подросткового возраста распространяются и на период ранней юности.

Ранняя юность

Это возраст, завершающий детство. Его сложность в том, что уже существует направленность на будущее, но также существует боязнь ответственности за него. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения, происходит формирование ценностных ориентаций, нравственного сознания. Центральное место занимает вопрос о смысле жизни и построение будущих планов. Юноши и девушки отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. И во всем этом большинство из них проявляют максимализм и своеобразный эгоцентризм суждений. Как правило, юношеству свойственна неадекватная самооценка: либо завышенная, порождающая беспочвенную самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым, нереалистические притязания, переоценку своих возможностей; либо заниженная, ведущая к трудностям в общении, напряженности, тревожности, замкнутости, болезненной реакции на любую критику. Необходимость поиска своего места во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису - кризису идентичности, обусловленному противоречием между желаемыми личностными и профессиональными планами и реальными достижениями. Это обусловливает психическую напряженность, эмоциональную неуравновешенность, неврозы и неврозоподобные состояния, причем у юношей от 14 до 18 лет такие проявления обнаруживаются в 6 раз чаще, чем у девушек.

Иногда старших беспокоит равнодушие молодых людей к собственным успехам. Часто это бывает из-за высокого уровня притязаний. Одержанные победы кажутся им мелкими, недостойными их

уровня. Кроме того, сила реакции зависит от элемента неожиданности: предсказуемая и легко достижимая победа перестает радовать, в отличие от времени раннего подросткового возраста. Для старших подростков важнее не сравнение себя с другими, а достижение собственных целей, не всегда понятных взрослым. Если же к этому возрасту молодые люди не выбирают свой путь, а идут по дороге, указанной родителями, то и успехи на этом пути они своими не ощущают.

Некритичное отношение к себе, к собственным поступкам способствует ранней алкоголизации и формированию наркозависимости, а сверхкритичное отношение к взрослым мешает подростку своевременно обратиться за помощью как к родителям, так и к врачам.

Наши рекомендации