Принцип циркулярной причинности
Этот принцип гласит: все события, которые происходят в семье, подчиняются не линейной, а циркулярной (круговой) причинности.
Сравним: линейный процесс можно представить в виде А®В®С, т.е. событие А является причиной события В а событие В – причиной события С.
В семье А«В, В«С, С«А, т.е. событие В не есть следствие события А. Событие А порождает событие В точно в такой же степени, как событие В порождает события А. Это и есть циркулярная логика или причинность
В индивидуальной психотерапии используют линейную логику, которую выстраивают с помощью вопроса «Почему?». С точки зрения семейной системы этот вопрос бессмысленный. Лучше «Зачем?».
(# А.Я.Варга).
Обращается мама с жалобой на то, что сын 9 лет плохо учится в школе. В линейной логике причина детского нарушения видится в ребенке. Ребенок плохо учится, потому что у него наблюдаются нарушения развития высших психических функций, и он просто не справляется со школьными требованиями в силу нарушений памяти, внимания, мышления и т.п.; или ребенок плохо учится, потому что у него школьный невроз. Возможно и то и другое. Психологическая диагностика позволяет проверить обе линейные гипотезы. Заметьте, что линейная логика направляется вопросом: "Почему", и предполагает ответ: "Потому что". В очень многих случаях мы видим, что неуспеваемость не связана или целиком не объясняется вышеназванными возможными причинами.
При расспросе выясняется, что мама все время делает уроки с ребенком. Следовательно, у ребенка не выработано навыков самостоятельной работы, которые он мог использовать при работе в классе. Редкая мать этого не понимает, но, тем не менее, часами делает уроки с ребенком.
На этом этапе вопрос "Почему" оказывается бессмысленным. Разумнее задать себе вопрос: "Зачем?" Зачем мама делает своего ребенка беспомощным в классе? Зачем ей нужно проводить так много времени за уроками? Затем, что в это время она чувствует себя нужной и необходимой. Зачем маме нужно это чувствовать? Затем, что у мамы и папы не слишком хорошо складываются отношения, мама часто чувствует себя ненужной мужу, у нее возникает эмоциональный вакуум, она восполняет его в общении с сыном.
Если у сына будет все в порядке, интенсивность скандалов между мамой и папой увеличится, просто в силу того, что у мамы будет больше времени задуматься над своей семьей. Скандалы - угроза стабильности семьи. Их не хочет никто. Итак, круг замкнулся. Чем хуже мальчик учится в школе, тем больше времени мама и сын проводят вместе за уроками, тем меньше мама и папа выясняют отношения, тем стабильнее семья.
Эту круговую зависимость видит вначале терапии только психолог. Постепенно с помощью специально разработанного метода - циркулярного интервью - эту зависимость начинают видеть все. Как только это произошло, семья становится доступной психотерапевтическим воздействиям и способной к переменам.
Если психолог остается в линейной логике, он, разумеется, может либо наладить учебу ребенка в школе на короткое время, либо у ребенка возникнет другое нарушение поведения, которое вместо неуспеваемости будет стабилизатором семейной системы. В худшем случае успех ребенка приведет к распаду семьи.
Самое сложное в системной семейной психотерапии научиться пользоваться циркулярной логикой, видеть круговую причинность событий, отмечать круговые взаимодействия членов семьи между собой. Как только в голове психолога возникает циркулярная логика, выбор способа воздействия на семейную систему становится простой технической задачей.
Джанфранко Чеккин: «Линейное объяснении событий, происходящих в семье, лежит в основе насилия и жестокости. Ребенок плохо учится потому, что он ленив. Будем бороться с ленью беспощадно». После такого рассуждения ребенок становится лишь носителем лени, что позволяет родителям жестоко обходиться с ребенком и не испытывать чувства вины: ведь они имеют дело только с ленью. А лень – нечто абстрактное, не способное страдать и по сути своей являющееся злом.
2. Гипотетичность.
Основная цель общения терапевта с семьей – построение и проверка гипотез о целях и смысле семейной дисфункции.
Основной вопрос, который задает себе семейный психотерапевт: «Зачем (а не «Почему?») в семье происходит то, что происходит? Каким образом наблюдаемая дисфункция используется системой?».
Первичная гипотеза терапевта и определяет его стратегию беседы с семьей. В тех случаях, когда у терапевта не сформулирована первичная гипотеза, его беседа с семьей хаотична, психолог не знает, куда он идет. Нередко инициативу в ведении беседы берет на себя самый мотивированный член семьи.
Предварительно первичная гипотеза формулируется после первого телефонного разговора с инициатором обращения, до начала первой встречи. При очной встрече правильность гипотезы проверяется.
Гипотеза должна быть системной (круговой), т.е. описывать целостную ситуацию в семье, а не одного её члена (это линейная гипотеза). Гипотеза должна быть замкнутой.
3. Нейтральность.
Принцип нейтральности утверждает: эффективная психотерапия или консультирование требуют сохранения психологом нейтральной позиции. Он в равной степени сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым.
Этот принцип соблюдать не просто. Каждая открытая семейная система стремится поглотить, «засосать в себя» всякий элемент, оказавшийся в ее «орбите». Событийно это проявляется в том, что семья стремится распространить свои правила на общение с психологом, сформировать с ним коалиции, получить признание своего мифа и т.п. То есть происходит процесс, который называется семейным переносом. Если терапевт попадает под это влияние, а не попасть под него начинающему семейному терапевту, если он не осознает системных влияний практически невозможно, то он начинает свободно проецировать на семью свои проблемы, свой опыт семейной жизни, образует коалиции с членами семьи и немедленно теряет эффективность.
Наиболее частый вариант нарушения принципа нейтральности – попадание женщинами психотерапевтами в позицию суперматери. Как правило, в дисфункциональной семье страдают все, но страдание детей видится наиболее ярко, особенно в нашей центрированной на детях культуре. Кажется, что нерадивые родители неправильно воспитывают детей, несправедливо их обижают. Психолог занимает позицию защиты маленьких и беззащитных, сообщая тем самым родителям или матери этих детей: "Я была бы лучшей матерью этим детям, чем Вы". Это сообщение очень легко прочитывается, и мать, естественно защищается и сопротивляется. Это сопротивление, спровоцированное поведением терапевта, часто сводит все его усилия на нет.
Методологические принципы системного подхода обеспечивают защиту терапевта от влияния семейной системы. С семьей может работать один психотерапевт или психолог, но может работать и психотерапевтическая команда - т.е. человек, который непосредственно беседует с семьей и два или три супервизора, которые наблюдают за процессом, находясь за зеркалом Гезелла.
В классической Миланской модели с семьей работает команда, супервизоры могут в любой момент вмешаться в беседу с семьей, давать указания интервьюеру что ему спросить, у кого, как ему самому расположиться в пространстве в зависимости от особенностей складывающегося контакта с разными членами семьи. Проблемы командной работы - наиболее популярная тема всех последних международных конференций по семейной психотерапии.