Возникновение и основные направления теорий психического развития ребёнка
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание. Он подчёркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических процессов, но имеет разный удельный вес. Элементарные функции (ощущение, восприятие и т.д.) больше обусловлены наследственно. Высшие (произвольная память, логическое мышление, речь) – продукт культурно-исторического развития, наследственные задатки, в данном случае, играют роль предпосылок, не определяя сами по себе развития. Чем сложнее функция, тем длиннее её путь развития в онтогенезе, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности.
По Выготскому, среда в отношении развития высших психических функций выступает как источник, движущая сила психического развития - обучение.
Развитие – формирование человека или личности, которое совершается путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних этапах.
Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, а исторических особенностей человека. Большинство психологов делит детство на периоды.
В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками: 1 Она должна быть смыслообразующей для ребенка.2 В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.3 В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста. Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные(ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.), а есть так называемые критические(ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Негативный характер развития.). Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития является социальная среда. Вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Законы детского развития. 1-й — цикличность развития. 2-й — неравномерность развития3-й — «метаморфозы» в детском развитии4-й — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. Ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.
Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. рассматривает ребенка как личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами. каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация: Этапы детского развития :дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет); младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы); средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Периоды детского развития. 1. Младенчество: 0-1 .2. Раннее детство: 1-3.3. Младший и средний дошкольный возраст : 3- 4/5. 4. Старший дошкольный возраст: 4/5 – 6/7. 5. Младший школьный возраст: 6/7 – 10/11. 6. Подростковый возраст: 10/11 – 13/14. 7. Ранний юношеский возраст: 13/14 – 16/17.
Жизненные кризисы по Эльконину 1 - кризис новорожденности. 2 - кризис 3 лет. 3 - кризис 7 лет . 4 - кризис подросткового возраста 5 - кризис юношеского возраста.6 - кризис середины жизни. 7 - кризис выхода на пенсию Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским. Первый шаг. в конце 30-х годов психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, ПЯ. Гальперин, Л.И. Божович и др.). Они показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. Следующий шаг связан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет. Он был сделан А.Н. Леонтьевым, углубившим разработку идеи Л. С. Выготского о ведущем типе деятельности.
Д.Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах "ребенок -- общественный предмет" и "ребенок -- общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности.
А.Н.Леонтьев, развивая взгляды Л.С.Выготского, указывал, что жизнь не складывается из отдельных видов деятельности. Один является на определённом этапе ведущим и имеет больное значение, другие – меньшее. Он указал на признаки ведущего вида деятельности:- внутри такой деятельности возникают и дифференцируются новые; - в ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы; - от ведущего вида деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности.
9. Возрастные кризисы психического развития в детстве.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — резко.
К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - социальная ситуация развития.
Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.
Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.
Именно в процессе развития (а не роста), как уже отмечалось, возникают качественно новые психологические новообразования. Это: - психические и социальные изменения, возникшие на данной ступени развития и определяющие сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; - обобщённый результат этих изменений, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребёнка следующего возраста. Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Для критических периодов характерны следующие особенности: 1Границы, крайне неотчетливы.
2.Трудновоспитуемость детей
3.Негативный характер развития. скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Возрастная периодизация Л.С. Выготского: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.
Кризисы -- переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Раскрыть психологическую сущность кризиса -- значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.
Гипотеза Д.Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, неновому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет -- кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет -- кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.