Теории личности в отечественной психологии
Гуманитарная
Академия
Дистанционное образование
________________________
РУ.01;2
Рабочий учебник
Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________
Направление подготовки_______________________________
Номер контракта______
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ЮНИТА 2
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
МОСКВА 2010
Разработано Э.П. Утликом, д-ром психол. наук, проф.
Под ред. И.В. Сыромятникова, д-ра психол. наук, проф.
Рекомендовано Учебно-методическим
советом в качестве учебного пособия
для студентов СГА
КУРС: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Юнита 1. Методологические основы психологии личности.
Юнита 2. Теории личности.
ЮНИТА 2
Представлен систематизированный материал по широкому кругу теорий психологии личности. Показаны персонологические взгляды и концепции видных отечественных и зарубежных психологов, создателей и приверженцев основных психологических школ современности: глубинной психологии, когнитивной психологии и бихевиоризма.
Продемонстрировано, как разными, подчас противоречивыми подходами создается целостная картина личности как психологического атрибута человека, ее структура, мотивация, механизмы развития, основы психического здоровья.
Рабочий учебник составлен на основе дидактических единиц учебников, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации или Учебно-методического объединения:
1. Холл, К. С. Теории личности [Текст] / К. С. Холл, Г. Линдсей. – М. : Психотерапия, 2008.
2. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [Текст]
/ Л. Льелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2009.
Для студентов Современной Гуманитарной Академии
_________________
© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2010
(настоящее учебное пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано
и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)
Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено
Сертификатом соответствия Стандарт-тест
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4
ЛИТЕРАТУРА 5
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 7
ВВЕДЕНИЕ.. 7
1 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 8
1.1 Развитие теории личности в трудах А.Ф. Лазурского. 8
1.2 Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна 17
1.3 А.Н. Леонтьев о личности. 22
2 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ 28
2.1 Теория личности З. Фрейда 28
2.2 Теория личности А. Адлера 37
2.3 Теория личности К.Г. Юнга 42
2.4 Теория личности Э. Фромма. 50
3 КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.. 57
3.1 Особенности когнитивистского подхода к проблеме личности. 57
3.2 Теория когнитивного стиля и личность 62
3.3 Теория личностных конструктов Д. Келли. 67
4 БИХЕВИОРИСТСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.. 75
4.1 Взгляд на личность Б. Скиннера. 77
4.2 Необихевиористские социально-психологические трактовки личности. 82
4.3 Личность в концепции социального научения. 87
4.4 Гуманистический образ человека 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 98
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 100
ГЛОССАРИЙ.. 103
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Теории личности в отечественной психологии. Развитие теории личности в трудах
А.Ф. Лазурского. Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна. А.Н. Леонтьев о личности.
Теории личности в глубинной психологии. Теория личности З. Фрейда. Теория личности
А. Адлера. Теория личности К.Г. Юнга. Теория личности Э. Фромма.
Когнитивные теории личности. Особенности когнитивистского подхода к проблеме личности. Теория когнитивного стиля и личность. Теория личностных конструктов Д. Келли.
Бихевиористские теории личности. Взгляд на личность Б. Скиннера. Необихевиористские социально-психологические трактовки личности. Личность в концепции социального научения.
Гуманистический образ человека
Системный подход к вопросу о структуре личности.
ЛИТЕРАТУРА
Учебные издания*
1. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности [Текст] / Г. Блюм. – М. : Культура, 2009.
2. Грищенко, Л. И. Теория и методика воспитания : личностно-социальный подход [Текст]
/ Л. И. Грищенко. – М. : Академия, 2005 (гриф МО РФ).
3. Гуревич, П. С. Психология личности [Текст] / П. С. Гуревич. – М. : Юнити-Дана, 2009.
4. Левин, К. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности [Текст]
/ К. Левин, А. Бандура. – М. : Прайм-Еврознак, 2007.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, Академия, 2004.
6. Лэнгле, А. Экзистенциально-аналитическая теория личности [Текст] / А. Леэнгле. – М. : Генезис, 2007.
7. Первин, Л. Психология личности. Теория и исследования [Текст] / Л. Первин, О. Джон. – М. : Аспект Пресс, 2001.
8. Холл, К. С. Теории личности [Текст] / К. С. Холл, Г. Линдсей. – М. : Психотерапия, 2008 (гриф МО РФ).
9. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [Текст]
/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер-Санкт-Перербург, 2009 (гриф УМО).
10. Фрейджер, Р. Личность : теория, упражнения, эксперименты [Текст] / Р. Фрейджер,
Дж. Фейдимен. – 6-е изд. – М. : Проайм Еврознак, 2008.
______________________
*Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
Студент, изучивший юниту 2 по дисциплине «Психология личности», должен обладать следующими компетенциями:
• уметь разрешать различные педагогические ситуации с учетом индивидуальности и психо-логии личности;
• знать подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*
ВВЕДЕНИЕ
Научно-психологическое описание личности должно стремиться к тому, чтобы раскрыть следующие ее стороны: структуру; мотивацию; развитие; психическое здоровье; психопатологию; терапевтическое изменение.
1. Структура личности затрагивается каждой теорией. Некоторые из теорий являются преиму-щественно структурными. Но чаще всего структура личности раскрывается односторонне – путем описания основных строительных блоков человеческой психики. Структуры, предлагаемые разными авторами, отличаются степенью сложности, то есть разным количеством составных частей и связей между ними.
2. Мотивация. Целостная концепция личности должна объяснять, почему люди ведут себя определенным образом. В большинстве случаев используется одна из двух моделей мотивации. Одна модель ориентирована на уменьшение напряжения. Вторая акцентирует стремление человека овладевать окружающей средой и получать новый опыт. В некоторых теориях представлены обе модели мотивации.
3. Развитие личности. Эволюционные концепции личности показывают, как меняется личность с возрастом. Одни теории предлагают стадии развития личности, другие концентрируют внимание на формировании центральных личностных образований, таких, как, например,
Я-концепция. Важной задачей считается установление роли генетических и социальных факторов развития.
4. Психическое здоровье. Теории личности предлагают критерии оценки здоровой личности. Например, по Фрейду, зрелая личность отличается способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. У Э. Фромма продуктивный характер – это способность человека использовать свои силы и осознавать заключенный в себе потенциал, чувствовать себя воплощением своих сил и знать, что он и его силы – это единое целое.
5. Психопатология. Всякая теория личности сталкивается с вопросом, почему некоторые люди не могут приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем. Глубинные теории личности ищут причины психопатологии в бессознательных детских конфликтах, поведенческие – в условиях, которые способствуют научению патологическим формам поведения.
6. Терапевтическое изменение личности. Многие теории личности предлагают методы коррекции отклоняющегося поведения. Психодинамические теории рекомендуют выявлять вытесненные из сознания источники конфликтов. Бихевиористы практикуют переучивание, овладение более эффективными способами адаптации.
Далеко не каждая теория личности соответствует данным критериям полноты, но они полезны для оценки каждой из них.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Вопросы психологии личности в российской психологии имеют давнюю историю, начинаясь с размышлений А.Н. Радищева, Г.С. Сковороды, П.Я. Чаадаева, К.Д. Кавелина, Н.К. Михайловского, В.О. Ключевского, М.М. Троицкого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и множества других мыслителей и обретая все более четкие очертания в теориях А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и многих современных психологов. Длительное время интерес к личности поддерживался задачами пробуждения национального самосознания русского народа. По оценке В.О. Ключевского, “Человеческая личность, людское общежитие и природа страны – вот те три основные исторические силы, которые строят людское общество”.
Теории личности в отечественной психологии характеризуются преимущественно структурно-ядерным подходом. Только концепция А.Ф. Лазурского может быть отнесена к типологическим. Теоретики личности обобщили многочисленные данные о личности и ее компонентах и создали синтетический многомерный образ человека, обладающего самосознанием, системой ценностей, характером и другими свойствами, благодаря которым он обретает индивидуальность и социальность.