Основные подходы к рассмотрению мотивов
Модели мотивации можно классифи-ть на 2 вида: содержат-ые теории мотивации основаны на идентификации внутр. побуждений (потреб-ей), заставляющих людей действовать опред.образом( модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Маккелланда и Г. Хекхаузена). Процессуальные, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний( модель ожидания и модель справедливости). Одной из наиболее разносторонних явл. классиф-ия потреб-ей, предложен. А. Маслоу. Согласно его классиф-ии, выделяют след. виды потреб-ей. 1)Потреб-ти физиолог-ие (органические), обеспечивающие выживание чел-ка(потреб-ти в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и секс.потребности) 2)Потреб-ть в безопасности (и уверенности в будущем) - стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач; 3)Соц-ые потреб-ти (потреб-ти в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, соц-го взаимод-ия, привязанности и поддержки;4)Потреб-ти в уважении включают потреб-ть в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окруж., одобрения, авторитета,признания. 5)Потребности в самоактуализации (в самовыражении) - стремление реализовать способ-ти к развитию собств. личности, реализовать свои жизненные цели. Данные потребности присущи всем людям. Индивид-ое развитие чел-ка предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиолог. потреб-ти) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерарх-ой системы мотивов сущ. правило: «Следующая ступень мотивац.стр-ры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». Кроме того, всю мотивац. сферу чел-ка Маслоу разделил на две подсистемы: а) первичные потреб-ти, связанные с компенсацией какого-либо дефицита (недостаточности) внутр ресурсов для существования; б) вторичные потреб-ти, связанные с расширением жизненного опыта и совершенствованием наличных способ-ей чел-ка. Вторая подсистема потреб-ей рассм-ся в единстве с высшими ценностями личности. Она определяет направленность челов-ого поведения на поиск смысла, истины, красоты, самопознания и самосовершенствования. По Маслоу, такого рода мотивация присуща только самоактуализир-ся личностям, кот. стремятся к всесторонней самореализации. Во второй пол. ХХ в. создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деят-ти, кот. существенно дополнила теорию потребностей чел-ка. Основатели -Д. Макклелланд, Д. Аткинсон ,Х. Хекхаузен. Согласно их теории, у чел-ка есть 2 разных мотива, функционально связанных с деят-тью, направ-ой на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деят-ти некот.полож. цель, достижение кот. может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деят-ти, выбирают сред-ва и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деят-ти заключается в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Наряду с мотивом достижения Макклелландом выделялись и измерялись др. мотивы - такие, как «соц-ое присоединение» (аффилиация) и власть. Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлет-ся только в общении людей.Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление чел-ка наладить добрые, эмоц-но полож. взаимоотнош-ия с людьми. Внутренне этот мотив выступает в виде чувства привязанности, верности, внешне - в общител-ти, стремлении сотрудничать с др. людьми.Мотив власти- устойчивое и отчетливо выраженное стремление чел-ка иметь власть над др. людьми. Мотив власти (по Г. Маррей) - склонность управлять соц. окружением, воздействовать на повед. др. людей разнооб-ми способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение .По Д. Верофф -под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над др. людьми. Согласно концепции А. Леонтьева, МСЧ,как и др.его психолог.особ-ти, имеет свой источник в практической деят-ти. В самой деят-ти можно обнаружить те составляющие, кот. соответствуют элементам мотивац. сферы и связаны с ними. Поведению в целом, напр, соответствуют потреб-ти чел-ка; системе деят-ей, из кот. оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деят-ть, - упорядоченный набор целей. Т.о, между стр-рой деят-ти и строением МСЧ сущ.отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деят-тей можно вывести законы, описывающие изменения в МСЧ приобретение им новых потребностей, мотивов и целей. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, кот.получил назв. механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деят-ти цель, к кот., в силу опред. причин, стремился чел-к, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом. Напр, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес реб-ка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однак, в процессе чтения у реб-ка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потреб-ей. Этот пример поясняет механизм развития МСЧ за счет расширения количества потреб-ей, т.е. перечня того, в чем нуждается чел-к. Причем, происходит это в процессе его деят-ти и контакта с окруж. средой. Помимо содержа-ых моделей мотивации выделяют и процессуальные( теория ожиданий.) Согласно этой теории ожидание следует рассм.как оценку данной личностью вероятности опред. события. Напр, сделав хорошую работу, чел-к ожидает получить более солидное вознаграждение. Другой процессуальный подход в описании мотивации предлагает теория справедливости.Согласно ей, люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют др. люди, выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость (т.е. чел-к считает, что его коллега получает за ту же работу большее вознаграждение), то у него возникает психич. напряжение. При этом, чтобы мотивировать сотрудника, необх. восстановить справедливость, устранив дисбаланс. В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный хар-р.
Виды мотивов
Мотивы, кот. побуждают личность поступать опред. образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. 1. Осознаваемые — мотивы, побуждающие чел-ка поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, кот. направляют деят-ть в течение длит.периодов жизни. Если чел-к не только осознает, как надо себя вести , но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны. 2. Неосознаваемые мотивы. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деят-ть, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Мотивы классиф-ся также по их отношению к самой деят-ти. Внеш. (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием опред. деят-ти, но обусловленная внеш. по отношению к субъекту обстоят-ми. Внутр.(интринсивная) — мотивация, связанная не с внеш.обстоят-ми, а с самим содержанием деят-ти. Внеш. мотивы делятся на общественные: альтруистические, мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными), личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутв-ия. Внутр.мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деят-ти); результативные (интерес к результату деят-ти, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способ-ей).Чел-ка побуждает к деят-ти не один, а несколько мотивов. Каждый из них имеет различную силу. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают сущест-ое влияние на деят-ть чел-ка, другие действуют только в опред. обстоятельствах Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Чел-к пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить опред. статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформ-го статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивац. фактор, кот. побуждает чел-ка интенсивно работать и развиваться. Мотив идентификации с другим чел-ом — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя). Он является особенно актуальным для детей и молодежи, появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Мотивация власти (потреб-ть во власти) — одна из самых главных движущих сил человеч. действий, стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деят-ть. Процессуально-содержательные мотивы- побуждение к активности процессов и содержания деят-ти, а не внеш. факторами. Чел-ку нравится выполнять эту деят-ть, проявлять свою интелл-ую или физ. активность. Смысл деят-ти во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деят-ти. Экстринсивные мотивы — группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деят-т, факторы, кот. непосред-но с ней не связаны (напр., престиж или материальные факторы). Виды экстринсивных мотивов: а) мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми; б) мотивы самоопределения и самоусовершенствования; в) стремление получить одобрение других людей; г) стремление получить выс. соц. статус (престижная мотивация). д) мотивы избегания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некот. неприятностей, неудобств, кот. могут возникнуть в случае невыполнения деят-ти. Если в процессе деят-ти экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными (т.е. интересом к содержанию и процессу деят-ти), они не обеспечат макс. эффекта. Мотив саморазвития - стремление к самоусовершен-нию — мотив, кот. побуждает много работать и развиваться. По А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способ-ей и желание ощущать свою компетентность. Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деят-ти; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деят-ти зависят не только от способ-ей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Чел-к с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Мотив аффилиации (присоединение) -стремление к установлению или поддерживанию отношений с др. людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение -приносит удовлетворение, захватывает, нравится чел-ку. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (симпатии) со стороны партнера по общению. В МСЛ представлено огромное количество мотивов. Сущ. столько различных мотивов, сколько сущ. содержательно эквивалентных классов отношений "индивид—среда". Каждый из них требует от личности совершения опред. деят-ти, для его удовлетворения. В каждый отдельный момент жизни, в различ.условиях существования у личности можно выделить наличие разных мотивов. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. Поведение чел-ка в опред. момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), кот. при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение кот. поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. Только удовлетворение потреб-ти может способствовать эффективному развитию и существованию личности..