Детей с аутизмом: коррекция гностических и речевых процессов, игровая коррекция
Целевая психокоррекционная работа, направленная на формирование гностических и речевых функций у детей с аутизмом, имеет особое значение в их адаптации.
Традиционно в основу программ по формированию гностических и речевых процессов у детей с аутизмом закладывается представление о ведущих симптомокомплексах, определяющих структуру гностических и речевых дефектов. Соответственно, составлению подобного рода программы должен предшествовать этап диагностики.
В психологической практике существуют три основных подхода к диагностике интеллектуальных и гностических нарушений у ребенка:
· психометрический,
· функциональный,
· нейропсихологический.
Например, при психометрическом подходе определяющей мишенью диагностики и последующей психологической коррекции является уровень интеллектуального развития ребенка, после определения которого усилия психолога направляются на повышение общего интеллектуального развития ребенка с помощью специально разработанных психолого-педагогических коррекционных систем, организации обучения ребенка в специализированном учреждении (во вспомогательной школе, на дому, в рамках индивидуальных занятий с педагогом или психологом).
При функциональном подходе, когда определяется уровень развития отдельных психических функций у ребенка (восприятия, внимания, памяти и пр.), целью разрабатываемых психокоррекционных программ является коррекция и оптимизация развития нарушенных психических функций (например, развитие восприятия, внимания и пр.).
Нейропсихологический подход базируется на современных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Так, в многочисленных исследованиях психологов было показано, что сенсомоторный уровень развития является базальным для развития высших психических функций) у детей. Учитывая это, в процессе психологической коррекции детей с различными типами дизонтогенеза большое внимание уделяется развитию двигательных функций.
В психологической практике выделено несколько уровней коррекции на основе нейропсихологического подхода:
· уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;
· уровень операционального обеспечения и статокинетического баланса психических процессов;
· уровень произвольной регуляции смыслообразующей функции психомоторных процессов.
Каждый из этих уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» психокоррекционного воздействия и предполагает использование специальных психокоррекционных методов.
Психокоррекционные методы первого уровня направлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Методы второго уровня - на активацию задних премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а методы третьего уровня имеют своей целью формирование оптимального статуса префронтальных отделов мозга.
Данное направление психологической коррекции является, на наш взгляд, весьма перспективным как для детей с психическим недоразвитием, так и для детей с ранним детским аутизмом.
Многообразие и полиморфность видов раннего детского аутизма требует учета всех факторов, определяющих дефект. Например, в структуре психического дефекта у детей с аутизмом, кроме аффективных нарушений, зачастую наблюдаются выраженные нейродинамические расстройства, грубые интеллектуальные нарушения и пр.
Учитывая многообразную и сложную структуру дефекта у детей с аутизмом, мы выделяем три основных типа моделей психологической коррекции гностических и речевых процессов:
· системно-структурные модели;
· онтогенетические модели;
· аффективные модели.
Учет системно-структурных моделейпсихологической коррекции искаженного развития у детей позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на специфическую структуру дефекта и степень его тяжести. Это успешно достигается при функциональном и нейропсихологическом подходе к психологической коррекции.
Онтогенетические моделипредполагают два основных направления: возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности ребенка и ориентацию на уровень ближайшего развития ребенка.
Учитывая высокую значимость аффективных компонентов в развитии гностических и речевых процессов у детей с аутизмом» целесообразно использовать аффективную модельпсихологической коррекции, которая должна определять формальную и содержательную стороны психокоррекционного процесса. Эта модель предполагает:
· разработку и использование методических приемов, аффективно значимых для аутичного ребенка;
· специальную разработку организации психокоррекционного процесса с учетом аффективных потребностей ребенка.
В процессе планирования психокоррекционных занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
· принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;
· принцип доступности заданий;
· принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий (желательно не менее двух раз в неделю);
· принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов;
· принцип формирования учебного стереотипа, предусматривающий определенное место и время занятий, щадящий режим занятий;
· принцип аффективной значимости и доступности заданий для ребенка.