Описание диагностических ситуаций поведения младенца первого полугодия
Поведение младенца первого полугодия жизни спонтанно и неустойчиво, его активная и реактивная составляющие трудно различимы, поэтому судить об уровне развития общения у ребенка на этом этапе можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем. Чем пассивнее взрослый, тем активнее ведет себя младенец, побуждаемый потребностью в общении. Соответственно процедура диагностики включает следующие три ситуации, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого.
Ситуация 1. «Пассивный взрослый».
Цель: выявление параметров общения при наименьшей коммуникативной активности взрослого. В ситуации пассивности взрослого основная «коммуникативная задача» ребенка заключается в том, чтобы привлечь к себе его внимание и побудить к общению, поэтому здесь ярче всего проявляется инициативность ребенка.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Младенца нужно распеленать или одеть так, чтобы одежда не стесняла его движений. Взрослый становится или садится рядом, повернув лицо к младенцу, но не смотрит ему в лицо, делая вид, что его внимание привлечено к чему-то другому. В течение 20—30 секунд он не вступает в общение с ребенком, не смотрит на него, не улыбается и не разговаривает, выжидая, когда младенец проявит инициативу. Поведение ребенка фиксируется в протоколе. (Форма протокола приводится ниже.)
Если ребенок сразу начал проявлять комплекс оживления с нарастающей интенсивностью (все сильнее размахивая ручками, громче вскрикивая и др.), следует отметить этот факт в протоколе и, не дожидаясь истечения 30 секунд, ответить на призыв малыша улыбкой и ласковыми словами, тем самым переходя к следующей диагностической ситуации.
Возможны другие варианты поведения ребенка. Бывает, что ребенок слишком сосредоточился на своих внутренних ощущениях или его внимание привлечено к чему-то другому и он не замечает взрослого. Тогда нужно попытаться привлечь его внимание движением, голосом, покашливанием (но не адресоваться к малышу лично) и подождать каких-либо действий с его стороны после того, как он обратит внимание на взрослого. Регистрация поведения ребенка производится с этого момента. Малыш может проявить недовольство пассивностью взрослого — хмуриться, отворачиваться, хныкать. Тогда следует зафиксировать эти проявления в примечании, прекратить пробу до истечения 30 секунд и вступить с ребенком в общение, успокоить. В этом случае ситуацию «Пассивный взрослый» можно повторить после ситуации «Чистое общение».
Ситуация 2. «Чистое общение».
Цель: выявление параметров общения при коммуникативной активности взрослого. В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка заключается в том, чтобы выразить отношение к воздействиям взрослого, побудить его к выражению отношения к себе и тем самым продлить общение. Поэтому здесь выявляется в основном чувствительность ребенка к воздействиям взрослого, умение чередовать инициативное и ответное поведение.
Процедура проведения диагностической пробы. Проба «Чистое общение» представляет собой чередование периодов активных воздействий взрослого и пауз. В период активных воздействий взрослый обращается к ребенку с улыбкой, глядя в глаза, ласково называет его по имени, произносит нежные слова, побуждает улыбнуться, сказать «агу» и т. д. Во время паузы взрослый воспринимает ответ ребенка и ожидает воздействий с его стороны.
Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Взрослый склоняется над ним, пытается встретиться взглядом и в течение примерно 15 секунд с улыбкой ласково разговаривает с ним, хвалит, побуждает к общению. (Например: «Мишенька, агу! Скажи, Мишенька, «агу!» Молодец Мишенька, умница, вот какой хороший малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой красивый, веселый, румяный? Какие у Мишеньки замечательные глазки, какие ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо умеешь ручками размахивать, а как хорошо ножками “бегать”! Вот так, вот так, какой молодец!» и т. п.). Речь взрослого должна быть негромкой, отчетливой, неторопливой, с паузами.
Поведение ребенка фиксируется в протоколе. Это период активных воздействий взрослого.
Затем взрослый делает паузу: слегка отстранясь, с улыбкой смотрит на ребенка. В период паузы также регистрируется выраженность компонентов комплекса оживления. Чередование активных воздействий и пауз следует осуществить несколько раз в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе поведение младенца в каждый период. Временные интервалы жестко не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться.
Как правило, для диагностики уровня развития общения у младенцев старше 2 месяцев этих двух ситуаций бывает достаточно. Для более маленьких детей или в тех случаях, когда ребенок не реагирует на воздействия взрослого, необходимо организовать ситуацию «Общение на руках у взрослого».
Ситуация 3. «Общение на руках у взрослого».
Цель: выявление параметров общения при максимальной коммуникативной активности взрослого. В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка достигнута, его потребность во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется, он спокойно выражает свое удовольствие от общения. Здесь в основном выявляется чувствительность ребенка к воздействиям взрослого.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится на коленях у взрослого или на руках в позе «под грудью». Взрослый смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым голосом обращается к нему, слегка приближая и удаляя свое лицо. Если ребенок остается пассивным, следует усилить воздействия, стараясь вызвать у малыша сосредоточение и улыбку: слегка потормошить, пощекотать щечку или подбородок, погладить. Проба длится 1 минуту. Поведение ребенка фиксируется в протоколе так же, как в ситуации «Чистое общение».
В процессе проведения каждой диагностической пробы психолог отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления.
Протокол регистрации показателей общения в первом полугодии жизни ребенка
Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования
Ситуации | Сосредоточение | Улыбка | Двигательное оживление | Вокализации | Отвлечения | Примечания | |
«Пассивный взрослый» | |||||||
«Чистое общение» | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
«На руках у взрослого» | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
Воздействия взрослого | |||||||
Пауза | |||||||
Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления
Компоненты комплекса оживления | Критерии оценки компонентов | Баллы |
Сосредоточение | Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд | |
Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого | ||
Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого | ||
Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого | ||
Улыбка | Отсутствует | |
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой | ||
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики | ||
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех | ||
Двигательное оживление | Отсутствует | |
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками | ||
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок | ||
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса | ||
Вокализации | Отсутствуют | |
Тихий однократный голосовой звук | ||
Эпизодические голосовые звуки | ||
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики |
Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни
Параметры общения | Критерии оценки параметров | Баллы |
Инициативность Определяется в ситуации «Пассивный взрослый» | Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения | |
Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому | ||
Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается | ||
Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют | ||
Чувствительность к воздействиям взрослого Определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях | Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого | |
Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому | ||
Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания | ||
Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействий взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения | ||
Средства общения Определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях | Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО | |
Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов во всех 3 пробах | ||
Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу | ||
Достаточный уровень владения средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов |
Анализ результатов и составление заключения
На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка. Форма заключения и образец ее заполнения приводятся в конце данного раздела.
Инициативность. Отсутствие или низкий уровень инициативности в возрасте до 3 месяцев считается нормой, но после 3 месяцев рассматривается как задержка в развитии общения. Обычно такая задержка наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воздействиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе. Средний уровень инициативности у младенца в возрасте старше 3 месяцев может свидетельствовать о недостатках в общении с близкими, прежде всего о невысокой чувствительности к проявлениям ребенка. Высокий уровень инициативности характерен для ребенка старше 3 месяцев с благоприятным опытом общения.
Чувствительность. У здорового ребенка при благоприятных условиях воспитания уже на втором месяце жизни может отмечаться высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Однако в период становления общения — до 2,5—3 месяцев — у ребенка могут отмечаться низкий и средний уровни чувствительности. Отсутствие чувствительности к воздействиям взрослого у ребенка старше 1,5 месяца может свидетельствовать как о дефиците общения, так и о патологии ЦНС, следовательно, является показанием для обращения к невропатологу. Низкий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в этом возрасте свидетельствует о задержке в развитии общения.
Для ребенка старше 3 месяцев нормальным является высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Средний уровень чувствительности может свидетельствовать о том, что взрослые недостаточно эмоционально общаются с ребенком, не всегда сопровождают общением разнообразные ситуации взаимодействия с ним.
Средства общения. В период становления общения — до 2,5 месяца — состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов — слабой. К 3 месяцам ребенок овладевает достаточным репертуаром средств общения, т. е. в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента и их выраженность достигает высоких значений. Недостаточный репертуар коммуникативных действий у ребенка от 3 до 5 месяцев может свидетельствовать о задержке в развитии общения, в том числе связанной с нарушением работы какого-либо анализатора.
После 5 месяцев интенсивность компонентов комплекса оживления может снижаться, двигательное оживление сменяться более целенаправленными координированными движениями (протягивание рук, хватание, повороты туловища и т. д.). Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуативно-личностной форме.
Заключение об уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяца отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяца нормальными являются низкие и средние показатели. После 2,5 месяца отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3—3,5 месяца для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. Сроки появления и уровень развития общения зависят от разных причин, связанных как со здоровьем ребенка, так и с условиями его воспитания. Поэтому в третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения. Так, при наличии высокого уровня инициативности, как правило, оправдывается положительный прогноз в отношении психического развития младенца, даже если отмечается обедненный репертуар коммуникативных средств. Например, слабое двигательное оживление может быть вызвано нарушением мышечного тонуса, лечение которого находится в компетенции невропатолога. Напротив, низкий уровень инициативности при нормальных показателях остальных параметров — явное свидетельство неадекватного общения взрослых с ребенком.
Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение передается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок направляется. (Форма и образец заключения приведены ниже.)
Заключение об уровне развития общения у ребенка в первом полугодии жизни
Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования
Инициативность ребенка в общении (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)
Чувствительность к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)
Репертуар коммуникативных средств (обедненный, ограниченный, достаточный — конкретизировать по показателям с указанием отсутствующих или слабовыраженных компонентов КО)
Заключение (содержит вывод об уровне развития общения — нормальный, задержка в развитии общения, глубокая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и указание возможных причин задержки)
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии общения, в случае необходимости направление к соответствующим специалистам)