II. Верно или неверно?

1. Диалогическое общение - авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опреде­ленным действиям или решениям.

2. Отсутствие единой системы кодирования и декодирования информации создает коммуникативные барьеры.

3. Функциями общения являются манипулятив, императив, диалог.

4. Ролевое общение - «одностороннее выспрашивание», попытка выяснить позицию собеседника при этом, не раскрывая своей собственной.

5. Непосредственное общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

III. Выберите верный вариант ответа

1. Из перечисленных слов: 1) императивное, 2) прагматическое; 3) манипулятивное; 4) диалогическое; 5) сензетивное - укажите типы общения

а) 1, 2 и 5

б) 1, 3 и 4

в) 2, 3 и 5

г) 3, 4 и 5

2. Интерактивная сторона общения представляет собой

а) обмен информацией между общающимися людьми

б) взаимодействие

в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга

г) манипулятивное общение

3. Из перечисленных функций: 1) развивающая; 2) интегративная; 3) трансляционная; 4) вербальная; 5)экспрессивная - укажите функции общения

а) 1, 3 и 4

б) 1, 2 и 5

в) 3, 4 и 5

г) 2, 3 и 5

4. Установите соответствие:

а) коммуникативная сторона общения 1) взаимовосприятие

б) интерактивная сторона общения 2) взаимодействие

в) перцептивная сторона общения 3) передача информации

5. Из перечисленных понятий: 1) императив; 2) коммуникация; 3) идентификация; 4) стереотипизация; 5) индивидуализация; 6) рефлексия; - укажите механизмы межличностного восприятия

а) 1, 2 и 3

б) 2, 4 и 5

в) 3, 4 и 6

г) 4, 5 и 6

6.Эмоциональное вчувствование в проблемы другого человека - это

а) аттракция

б) рефлексия

в) каузальная атрибуция

г) эмпатия

7. Установите соответствие:

а) полузакрытое общение

б) диалогическое общение

в) личностное общение

1) общение «по душам», выбирая эту стратегию, человек ведет себя свободно и раскованно

2) «одностороннее выспрашивание», попытка выяснить позицию собеседника при этом, не раскрывая своей собственной

3) на равных в общении участвуют все собеседники - обмениваются мнениями, делятся информацией, планами, высказывают свои идеи

Тематика докладов и рефератов

1. Медицинские бригады. Уровни совместимости, сработанности, сплоченности. Медицинские команды. Особенности взаимодействия системы «Врач – сестра - пациент».

2. Диалог в общении медицинского работника.

3. Современные научные тенденции общения в системе здравоохранения.

4. Содержание и структура коммуникативных качеств личности медицинского работника.

5. Формы и методы подготовки медицинских работников к коммуникативной деятельности.

6. Коммуникативная сторона общения. Барьеры непонимания. Преодоление барьеров в системе «медицинский работник – больной».

7. Интерактивная сторона общения в профессиональной деятельности медицинского работника. Позиция в общении. Взаимодействие в разговоре.

8. Основные механизмы перцептивной стороны общения в медицинской практике: идентификация, рефлексия, стереотипизация, установка.

9. Виды общения (разные классификации)

10. Уровни общения, их характеристика (разные классификации)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполните упражнения

Задачи: формировать представление об общении как о психологическом явлении; развивать вербальное взаимодействие, продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

Упражнение 1. «Приятный разговор».

Вступив в беседу с кем-либо, постарайтесь сделать разговор приятным для собеседника. Прав собеседник или нет, умен или не очень – сделайте так, чтобы ему было приятно общаться с вами.

Упражнение 2.

Загадывайте два-три любых, на первый взгляд ничем не связанных слова и постарайтесь составить предложение с их использованием. Чем больше предложений будет составлено на основе одних и тех же слов, тем лучше.

Упражнение 3.«Испорченный телефон»

Описание упражнения: в упражнение участвует 6-8 человек. Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.

Получивший сообщение участник зовет следующего и предает сообщение ему, тот – следующему и т.д. Обсуждение.

Упражнение 4. «Знакомство» (представление себя).

Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Участники рассказывает только то, что посчитают нужным.

Упражнение 5.«Интервью».

Каждому желающему участвовать в упражнении по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие – нет (выбор не комментируется и не обсуждается).

По окончании упражнения - рефлексия. Отмечается сложность выбора вопроса, его формулирования, всегда ли ответ воспринимался как ответ на поставленный вопрос. С чем это может быть связано?

Упражнение 6.

Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.

Упражнение 7.

Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.)

Наши рекомендации