II. Верно или неверно?
1. Диалогическое общение - авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям.
2. Отсутствие единой системы кодирования и декодирования информации создает коммуникативные барьеры.
3. Функциями общения являются манипулятив, императив, диалог.
4. Ролевое общение - «одностороннее выспрашивание», попытка выяснить позицию собеседника при этом, не раскрывая своей собственной.
5. Непосредственное общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
III. Выберите верный вариант ответа
1. Из перечисленных слов: 1) императивное, 2) прагматическое; 3) манипулятивное; 4) диалогическое; 5) сензетивное - укажите типы общения
а) 1, 2 и 5
б) 1, 3 и 4
в) 2, 3 и 5
г) 3, 4 и 5
2. Интерактивная сторона общения представляет собой
а) обмен информацией между общающимися людьми
б) взаимодействие
в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга
г) манипулятивное общение
3. Из перечисленных функций: 1) развивающая; 2) интегративная; 3) трансляционная; 4) вербальная; 5)экспрессивная - укажите функции общения
а) 1, 3 и 4
б) 1, 2 и 5
в) 3, 4 и 5
г) 2, 3 и 5
4. Установите соответствие:
а) коммуникативная сторона общения 1) взаимовосприятие
б) интерактивная сторона общения 2) взаимодействие
в) перцептивная сторона общения 3) передача информации
5. Из перечисленных понятий: 1) императив; 2) коммуникация; 3) идентификация; 4) стереотипизация; 5) индивидуализация; 6) рефлексия; - укажите механизмы межличностного восприятия
а) 1, 2 и 3
б) 2, 4 и 5
в) 3, 4 и 6
г) 4, 5 и 6
6.Эмоциональное вчувствование в проблемы другого человека - это
а) аттракция
б) рефлексия
в) каузальная атрибуция
г) эмпатия
7. Установите соответствие:
а) полузакрытое общение
б) диалогическое общение
в) личностное общение
1) общение «по душам», выбирая эту стратегию, человек ведет себя свободно и раскованно
2) «одностороннее выспрашивание», попытка выяснить позицию собеседника при этом, не раскрывая своей собственной
3) на равных в общении участвуют все собеседники - обмениваются мнениями, делятся информацией, планами, высказывают свои идеи
Тематика докладов и рефератов
1. Медицинские бригады. Уровни совместимости, сработанности, сплоченности. Медицинские команды. Особенности взаимодействия системы «Врач – сестра - пациент».
2. Диалог в общении медицинского работника.
3. Современные научные тенденции общения в системе здравоохранения.
4. Содержание и структура коммуникативных качеств личности медицинского работника.
5. Формы и методы подготовки медицинских работников к коммуникативной деятельности.
6. Коммуникативная сторона общения. Барьеры непонимания. Преодоление барьеров в системе «медицинский работник – больной».
7. Интерактивная сторона общения в профессиональной деятельности медицинского работника. Позиция в общении. Взаимодействие в разговоре.
8. Основные механизмы перцептивной стороны общения в медицинской практике: идентификация, рефлексия, стереотипизация, установка.
9. Виды общения (разные классификации)
10. Уровни общения, их характеристика (разные классификации)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните упражнения
Задачи: формировать представление об общении как о психологическом явлении; развивать вербальное взаимодействие, продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
Упражнение 1. «Приятный разговор».
Вступив в беседу с кем-либо, постарайтесь сделать разговор приятным для собеседника. Прав собеседник или нет, умен или не очень – сделайте так, чтобы ему было приятно общаться с вами.
Упражнение 2.
Загадывайте два-три любых, на первый взгляд ничем не связанных слова и постарайтесь составить предложение с их использованием. Чем больше предложений будет составлено на основе одних и тех же слов, тем лучше.
Упражнение 3.«Испорченный телефон»
Описание упражнения: в упражнение участвует 6-8 человек. Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.
Получивший сообщение участник зовет следующего и предает сообщение ему, тот – следующему и т.д. Обсуждение.
Упражнение 4. «Знакомство» (представление себя).
Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Участники рассказывает только то, что посчитают нужным.
Упражнение 5.«Интервью».
Каждому желающему участвовать в упражнении по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие – нет (выбор не комментируется и не обсуждается).
По окончании упражнения - рефлексия. Отмечается сложность выбора вопроса, его формулирования, всегда ли ответ воспринимался как ответ на поставленный вопрос. С чем это может быть связано?
Упражнение 6.
Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
Упражнение 7.
Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.)