Взаимодействие субъектов сопровождения сопровождающих
Участник сопровождения | ЦВЛИ | Методы работы |
gдминистрация | Управленческое и органи- | 1. Интервью с педагогом. |
зационнсе обеспечение | 2. Информирование о перспективах деятельности | |
профессионального роста | педагога в ДОУ. | |
педагога | З. Создание в коллективе атмосферы поддержки и сотрудничества | |
Методист | Профессиональная под- | 1. Интервью с педагогом. |
держка и помощь педагоry | 2. Посещение и анализ занятий с детьми. | |
в разрешении про- | З. Анализ и оценка профессиональной деятельности | |
фессиональных проблем | педагога. | |
4. Информирование педагога о возможностях его профессионального роста | ||
Психолог | Повышение психологиче- | 1. Интервью с педагогом. |
ской компетентности | 2. Психологический анализ педагогической | |
педагога | деЯтвльности. | |
З. Психологическое тестирование. | ||
4. Проведение рейтингое и анализ их результатов. | ||
5. Проведение психолого-педагогических семинаров, тренингов,консИЛиумов | ||
Педагог | Повышение профессио- | 1. Самоанализ педагогической деятельности. |
нального мастерства | 2. Анализ педагогической деятельности совместно | |
и психологической | с администрацией, методистом и психологом. | |
компетентности | 3. Обсуждение результатов рейтингов. | |
4. Участие в семинарах, конференциях, курсам повышения квалификации, тренингах и в группах личностного роста |
В имеющейся психолого-педагогической литературе отмечается, что наряду с организацией взаимодействия между всеми субъектами сопровождающих существенную роль в эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком играет психологическое обеспечение педагогического процесса. Основным «сопровождающим» педагога в этой ситуации является психолог. Очень часто, однако, взаимопонимание «сопровождаемого» и «сопровождающего» осложняется. Педагоги психолог иногда говорят на разных «языках», Т. К. сфера научно-психологического знания отчуждена от педагогической и психологической практики: часто педагоги в рекомендациях психологов не находят ответа на сущностью важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной проблемной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации его бытия.
Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой и др.
Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы в логике сопровождения.
Следовательно, еще одним направлением работы по повышению эффективности сопровождения будет:
· повышение психологической компетентности педагога;
· расширение знаний основ педагогики у психологов.
В литературе (Р. В. Овчарова, 1999, Н. В. Дубровина, 1991) достаточно хорошо раскрыты направления такой ра6отьг через организацию семинаров, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения Квалификации и др. Нам же хочется особо подчеркнуть, что без взаимопонимания и «разговора» на понятном для всех языке не может состояться командная работав идеологии сопровождения.
Психологи педагог существенно различаются по своим профессионaльным позициям. Однако эти различия не должны препятствовать их конструктивному сотрудничеству. Психолог (в силу особенностей своей профессии) должен первым сделать шаг навстречу педагогу: помочь разобраться, проанализировать и найти пути решения проблем в сферах профессиональной деятельности педагога:
· «Педагог - ДОУ» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе);
· «Педагог - группа» (общение со всей группой детей, малой
· группой);
· «Педагог - ребенок» (диалоговое общение с ребенком и его. родителями);
· «Я - педагог» (профессиональная саморегуляция и личная психотехника).
В каждой из этих областей, составляющих профессиональную деятельность педагога, психолог может помочь педагогу в решении его
проблем:
· поддержать в раскрытии индивидуальности педагога, не дать ему «потерять свое лицо», «устать от профессии педагога», что чревато для педагога нервными срывами;
· раскрыть «секреты» общения с большой и малой группой детей дошкольников разного возраста; найти свой стиль общения с детьми, соответствующий индивидуально-психологическим особенностям педагога, чтобы постоянный контроль над своим «правильным» поведением не привел к изматывающей усталости, частым головным болям и другим проблемам со здоровьем;
· помочь правильно выбирать коммуникативную позицию в общении с ребенком и его родителями; чувствовать ритмику разговора, владеть приемами «Я-сообщения», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и др.
Наиболее эффективными формами организации помощи педагогу являются педагогические тренинги и индивидуальные консультации.
Педагогический тренинг направлен на развитие личностных и профессионально значимых качеств педагогов и формирование у них навыков эффективного взаимодействия с учащимися, их родителями; администрацией и коллегами по работе. Проводить его имеет право только сертифицированный специалист-тренер.
Индивидуальные консультации проводятся по запросу (просьбе) педагога и фиксируются в специально разработанном протоколе после работы с педагогом - «клиентом». Содержание протокола конфиденциально и используется психологом только для психотерапевтической работы с данным «клиентом». На протоколе не должно быть фамилии, имени, отчества педагога, а проставляется код или гриф, понятный только консультирующему. Приведем пример протокола включенного наблюдения, разработанный Натальей Самоукиной (1997).