Рефлексия. дневник комиссара
Содержание
Содержание. 1
Глава 1. РАБОТА В ЛАГЕРЕ.. 2
1.1.КОМИССАР ОТРЯДА.. 2
1.1.1.КАЧЕСТВА КОМИССАРА.. 2
1.1.2.РЕФЛЕКСИЯ. ДНЕВНИК КОМИССАРА. 17
1.1.3.ЗАВТРА В ЛАГЕРЬ. 23
1.2.ОТРЯД.. 24
1.2.1.АТМОСФЕРА ИЛИ ДУХ ОТРЯДА.. 24
1.2.2.«ЛИЦО ОТРЯДА». 28
1.2.3.СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРЯДА.. 31
1.2.4.ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТРЯДА.. 38
1.2.5.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТРЯДНЫХ ОГОНЬКОВ, СВЕЧЕК.. 44
1.2.6.ИГРА В ОТРЯДЕ.. 54
1.2.7.ПСИХОДИАГНОСТИКА. 97
1.2.8.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ.. 126
1.3.ЛАГЕРНАЯ СМЕНА.. 139
3.1.ВИДЫ СМЕН, ЛАГЕРЕЙ, ИХ ЦЕЛИ.. 139
3.2.Строение лагерной смены, стадии развития смены... 152
3.3.Оргпериод. Система дел оргпериода.. 154
3.4.Лагерные законы, их психологическое обоснование.. 160
3.5.ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫ... 162
3.6.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 166
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА.. 166
2.1.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛИДЕРСКОГО КУРСА.. 166
2.2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЕРЕВОЧНОГО КУРСА.. 186
2.3.НАУЧИСЬ ОФОРМЛЯТЬ. 200
2.4.ЛЕГЕНДЫ И СКАЗКИ.. 200
2.5.ОРЛЯТСКИЕ ПЕСНИ.. 204
2.6.ТРЕНИНГИ С ГРУППОЙ.. 238
2.7.ЗАГАДКИ.. 249
Загадки о животных. 249
Глава 3. НАША ИСТОРИЯ.. 260
Глава 4. ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ.. 270
4.1.ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ.. 270
4.2.ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ. 307
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 311
1.ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКОВ ЛАГЕРЯ.. 311
2.ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЭТАПАХ ИГРЫ «СТАРТ». 316
Глава 1. РАБОТА В ЛАГЕРЕ
КОМИССАР ОТРЯДА
КАЧЕСТВА КОМИССАРА
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа.
Кто такой этот комиссар, помогающий в развитии и социализации подростку? Собственно этому и посвящена данная глава. Может быть кому-то ближе слово «вожатый», но принципиальной разницы, поверьте, нет. Мы хотим поговорить о внутреннем содержании этого человека, а не о том, как его называют.
Полностью согласны с теми, кто говорит, что самое лучшее воспитание - это воспитание личным примером. Подросток старается подражать тем, кого он уважает и кем восхищается. В подтверждение нашим словам, вспомните ребят, которые начинают заниматься спортивной борьбой, глядя на Сильвестера Сталлоне или Жана-Клода Ван Дамма. Комиссар в лагере в первую очередь становится объектом для подражания. Тот, кто в последствии приезжает в лагерь работать, подражает методам работы своего первого комиссара. Безусловно, комиссару должны быть присущи те качества, которые он хочет воспитать в детях. Сегодня необходимо воспитательную работу в лагере ставить на новый качественный уровень, и начинать перемены надо с комиссара.
Кто же такой комиссар? На наш взгляд, он должен быть лидером, руководителем, организатором.
Лидер – человек, пользующийся авторитетом и влиянием в коллективе. Лидерство – процесс влияния одного лица на другое
Руководство – целенаправленный процесс воздействия на коллективы для выполнения определенных задач
Организатор – тот, кто организует, устраивает чего-либо.
Какими же качествами должен обладать комиссар? Отечественный ученый профессор Л.И. Уманский выделил главные качества организатора и общие. Начнем с общих качеств:
· Компетентность - знание того дела, которое требуется организовать;
· Активность - умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;
· Инициативность - особо творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
· Общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
· Сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
· Настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
· Самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
· Работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;
· Наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;
· Самостоятельность - независимость в решениях, умение самому находить пути решения задачи, брать на себя ответственность;
· Организованность - способность подчинять себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Теперь о главных, специфических качествах:
· Организаторская проницательность. Для того, чтобы понять другого человека, нужно как бы проникнуть в его внутренний мир, чутко уловить его настроение, самочувствие. Организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, чуткость, зеркальная способность отражать в себе неуловимые для глаза душевные волнения других людей – способность к эмпатии. Когда хорошо чувствуешь состояние другого человека, легче к нему найти свой подход.
· Способность к активному психологическому воздействию. Это значит, что организатор оказывает влияние на других людей, используя разнообразные средства – от иронической улыбки, до строгого приказа. В одном случае организатор увлекает собственным примером, заражает всех своей активностью, энергичностью. В другом – он предъявляет четкие требования – убежденно, решительно, бескомпромиссно. Все зависит от умения организатора правильно оценить сложившуюся ситуацию и воспользоваться ею. Правильно сделать это позволяет критичность организатора – своеобразный контролер работы, страховка против самоуспокоенности и самодовольства. Критика у толкового организатора аргументирована, самостоятельна и доброжелательна. Напомним о самокритичности, без которой все ценные свойства организатора могут быть сведены к нулю. Отсутствие самокритичности – тормоз развития личности организатора. Без критической оценки своих действий организатор рано или поздно потерпит неудачу.
· Склонность к организаторской работе. Склонный к организаторской работе человек – тот, кто возлагает на себя организаторские обязанности добровольно, без каких – либо побуждений со стороны окружающих, самостоятельно включается в организаторскую работу. У настоящего вожака всегда есть потребность в организаторской работе. Он проявляет к ней устойчивый интерес, причем бескорыстно, не ожидая похвал и наград.
|
Есть ли в вас все те качества комиссара? В любом правиле есть исключения, так что не стоит воспринимать написанное выше, как необходимое условие для классификации педагогов. Мы знаем ребят, не имеющих многих из этих качеств, но их любят дети, они отлично работают, как воспитатели и имеют такое уникальное качество как педагогическая интуиция. Эти ребята, не имеют специальных знаний о педагогической работе, они просто чувствуют, что сделать в той или иной ситуации, что сказать ребенку, как заинтересовать делом, как помочь.
Также комиссар должен накладывать на себя и определенные ограничения. В конце раздела вы найдете кодекс комиссара - договор педотряда о правилах своей работы. Там очень много говорится о том, чего «нельзя». Это и есть основные рамки комиссара.
|
О недостатках. Каждый человек имеет их, и говорить, что комиссар-воспитатель не должен иметь недостатков, значит обманывать себя и других. Другой разговор, что надо эти недостатки всячески скрывать и подавлять.
Кто-то может не воспринять всерьез слова о том, что рабочий день комиссара составляет 24 часа в сутки, а напрасно. Это что-то вроде закона. Комиссар всегда должен быть готов к работе, тем более в экстремальных ситуациях. Отбой для комиссара - это отдых во время рабочего дня.
Однажды мне пришлось работать пять смен без пересменок. Педотряд менялся по мере выработки, но были ребята, которые все пять смен изо дня в день работали с отрядами, отдавая все свои силы и рискуя собственным здоровьем. Соблюдать режим для комиссара не менее важно, чем для детей – ведь во главе угла стоит здоровье.
Комиссар в лагере – это практически сверстник своих детей, особенно если комиссар – старший школьник. Но умение сказать себе слово «надо» отличают настоящего комиссара.
И в заключении этого пункта хочется поделиться «узелками на память», авторы которых – педагоги, психологи, специалисты по детскому движению.
1. Помните, что дети должны в лагере отдохнуть и поработать, набраться сил и обогатиться душой, стать немного лучше. Для этого у них всегда должно быть хорошее настроение.
2. Вспомните, как вы ездили ребенком в лагерь: что нравилось? Что не нравилось? Что было ненавистно? Попробуйте построить жизнь в своем отряде так, как будто вы не взрослый, а четырнадцатилетний мальчишка - о какой жизни вы мечтали бы?
3. Но помните, что, прежде всего вы охраняете жизнь ребят, которые вам доверены. Поменьше ограничивайте их, не бойтесь трудных походов и опасных оврагов, рыбалки и военной игры, но будьте бдительны: где опасность?
4. Если случится беда, если ребенок в опасности или заболел, не думайте о себе, не бойтесь, что вас будут бранить, думайте только о ребенке. Постарайтесь выбросить из речи фразы «Я за вас отвечаю», «Кто за вас будет отвечать?» Дело не в том, что вы отвечаете за детей, нет - вы их любите, они ваши, они дети, иногда довольно беспомощные и всегда безрассудные. Берегите их! Вы за них отвечаете!
5. Главный результат вашей работы в каждый день смены и за всю смену - настроение каждого ребенка и всего отряда в целом. Прислушивайтесь к настроению детей, и если оно неважно, если ребятам скучновато, если они ссорятся, и вы с ними вынуждены ссориться, - тут же ломайте все планы, придумывайте, что делать. Скука в отряде - это ЧП.
6. У опытного вожатого ребята уже на третий день чувствуют себя так, словно они всю жизнь вместе. Но если такое чувство возникает у детей хоть в последний день смены - не унывайте: для начала это хорошо.
7. Чтобы у детей было хорошее настроение, нужно, чтобы у них были захватывающие их дела, и чтобы детей никто не обижал - ни взрослые, ни сверстники, ни старшие ребята.
8. Вот одно из правил воспитателя: не обижаться на детей. Ни при каких обстоятельствах не обижаться.
9. Не думайте, как вы выглядите со стороны, не думайте, что о вас думают дети, не думайте о себе совершенно - думайте только о детях!
10. Если ребенок проявит неуважение к вам, постарайтесь обратить неприятность в шутку, ответить насмешливо, но не обидно.
11. В лагере есть режим, но это не режимное учреждение. Старайтесь, чтобы дети хорошо ели и больше двигались.
12. Где больше детского творчества - там и дисциплина лучше, а если дисциплина падает, значит, детям не хватает возможностей проявить свои творческие способности. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Надо организовать жизнь в отряде так, чтобы детям все время приходилось что-то придумывать.
13. Вечером первого же дня устройте маленький костер на оборудованном месте несколько сухих сучьев, больше не надо. Каждый вечер перед отбоем отряд собирается на огонек вокруг небольшого костра. С этого начинается все. Без ежедневного сбора - огонька контакт с ребятами установить трудно. На первом огоньке обсудите, как будет называться ваш отряд, как будут называться звенья, и сразу можно устроить соревнования между звеньями. Защита девиза: приготовьтесь, и через три минуты сумейте объяснить, почему выбран такой девиз, а не другой. Защита имени: почему такое имя выбрали?
14. Очень интересно проходят всевозможные защиты: защита времени года - какое лучше? Защита песни, защита профессии, защита одной из наук, защита спортивной команды. Принцип: вся подготовка - от силы десять минут; нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все: все приходится тут же, на ходу, придумывать. Дети очень любят импровизировать.
15. Огонек - самый эффективный способ объединения ребят и поддержания порядка. Вечером, когда все соберутся вместе, сядут поплотнее, споют две или три тихие песни, словом, когда они будут настроены слушать вас, начните обсуждать день: что сегодня понравилось? Что не понравилось? Пусть ребята говорят по очереди. Если им трудно - дайте три минуты «на шум»: каждое звено собирается отдельно и обсуждает, что было хорошо и что плохо, предлагает отметку за день. Никогда не выступайте последним, не подводите итогов, чтобы у ребят была возможность поспорить с вами или возразить. Общее правило такое: поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту.
16. На огоньке же без особых церемоний выбирают дежурного командира назавтра. Тут же обсуждают план на завтра. После огонька, за несколько минут договариваются с командирами, кто за что отвечает. На каждом огоньке обсуждают, как работал дежурный командир, и выбирают нового. На огоньке же разбирают все неприятности, случившиеся за день, но следите, чтобы обсуждался поступок, а не личность ребенка. Огонек не должен превращаться в разнос, в ссору, хорошее настроение должно преобладать.
17. Помните, какой бы ни был день, даже самый «мрачный» и кризисный – он все равно прошел хорошо (просто мы получили какой-то новый урок). Задача огонька - подумать, что можно улучшить и как.
18. Самый простой и точный критерий работы отряда - охотно ли дети идут на огонек? Побольше пойте на огоньке, соотношение должно быть примерно таким: 60-70% времени на песни и игры, 20-30% времени - на деловые разговоры детей и лишь 5-10% времени можно говорить взрослым. С детьми надо больше разговаривать - меньше придется кричать на них.
19. Здесь так подробно говорится о сборах - огоньках, потому что в них сердцевина творческой жизни отряда. Комиссар работает со всем отрядом, хозяин в отряде - отряд. Огонек планирует работу, организует ее и оценивает - все коллективно. Даже самые неактивные ребята все-таки втягиваются в общее дело, чувствуют себя хозяевами общей жизни. И никакого недовольства «за кулисами», все можно сказать вслух, все обсудить, обо всем поспорить.
20. Главное во всякой работе - чувство усталости, чувство пользы, чувство улучшения окружающей жизни. Когда на вечернем огоньке кто-нибудь из детей скажет, что отряд провел день плохо, потому что никому не было ни радости, ни пользы, жили только для себя, - знайте, что вы чего-то достигли.
21. Когда отряд дежурит по лагерю, можно придумать сюрприз для всех – цветы на столах, или концерт для малышей, или веселая раздача почты во время обеда (причем шутливые письма можно написать самим). Приучайте детей думать, напрягаться в поисках радости, но не себе, а другим. И вскоре вы увидите, что ребята получают удовольствие от дела «на пользу и радость другим людям».
22. Вместо обычных политинформаций можно устроить «пресс-конференции послов» или экспертов: несколько ребят в роли зарубежных послов, остальные - корреспонденты. Обсуждение дня на огоньке всегда дает повод для серьезного разговора на политические и нравственные темы.
23. Кроме ежедневной работы и ежедневного огонька, в отряде почти каждый день должно проходить какое-то большое коллективное творческое дело - трудовое, познавательное, спортивное, развлекательное. Именно коллективные творческие дела держат ребят в творческом напряжении, делают жизнь несколько необычной. В творческих делах ребята проявляют свои способности, и всем начинает казаться, будто они попали в отряд с особо хорошими людьми.
24. Но как бы мы ни старались, почти всегда будут в отряде ребята, которым в лагере плохо. Им хочется домой. Они больше любят одиночество. Не трогайте таких детей, не корите их, не ставьте себе целью втянуть их в работу, во что бы то ни стало. Достаточно того, что они увидят интересную жизнь рядом с собой. Опыт показывает, что некоторые дети втягиваются в творческую работу лишь на третий-четвертый год, но зато они становятся самыми деятельными людьми. Однако следите, чтобы таких детей не обижали.
25. Лагерная смена делится на несколько периодов (3-4). Каждый завершается общелагерным днем - праздником. Такие дни создают систему радостных перспектив, объединяют разнообразную деятельность отрядов, сплачивают их в коллектив единый, общелагерный.
26. Вожатый, воспитатель просто обязан удивлять людей. Я за отчаянный энтузиазм в нашей работе с детьми, за то, чтобы свет клином сошелся на детях, иначе счастливым не будешь. Нужно вожатской работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать ее с удовольствием. Но если от нее защемит в груди - это была не твоя работа.
27. У детей 10-16 лет тяготение к организации генетическое. Дети этой возрастной группы стремятся к объединению. Если для них не создавать социально значимые, духовно высокие организации, они уйдут в другие. Или сами их породят. Мы уже имеем негативный опыт деятельности антисоциальных объединений подростков и знаем, к чему это приводит.
28. Детям нужна своя детская, значительная, романтизированная организация, точнее - разные организации. Или разнообразные объединения в одной организации.
29. Остров Детства - край, где ничему не верят за глаза, где все предметы и явления пробуют на вкус, на цвет, на запах, ощупывают кончиками пальцев.
30. Воспитание детей идет в каждом квадратном метре их жизнедеятельности.
31. Лагерь должен стать местом непуганых ребят. Пусть чаще звучит слово «можно».
32. Вожатый призван выпрямлять детские души. Осенью мы сажаем молодые деревья и подставляем им в качестве опоры крепкий стержень. Для ребенка таким стержнем является вожатый.
33. Чтобы искать согласие, надо уважать разногласие.
34. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
35. Ребятам необходима личность вожатого, личность волевая и значительная, личность уважающая себя и других. Важнейшая черта вожатого - отзывчивость на многообразные зовы ребячьей жизни, будь то первое чувство девочки или беда мальчишки.
36. Анализ работы вожатых в лагерях свидетельствует о встречающемся часто чувстве неполноценности, повышенной впечатлительности, боязни открытых контактов с детьми, что мешает общению с ребятами. Есть и другая постоянная черта - демонстративность, «игра на публику», неосознанное стремление быть в центре внимания. У таких дети отходят на задний план. На первом - жажда признания.
37. Несчастный вожатый никогда не воспитает счастливых детей.
38. Если диагноз неправильно поставит врач, ребенок умрет. А если вожатый, воспитатель, учитель поставит неправильный диагноз - в ребенке умрет личность.
39. Существуют разные вожатые: один на себя ничего не берет, никакую детскую беду. Другой столько, сколько может. Третий берет все: все беды и горести детства с неимоверной нагрузкой.
40. Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь - это значения не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Как актер на сцене влияет на зрителя напрямую не только своей игрой, но и внешним видом, так и вожатый воздействует на своих воспитанников, прежде всего своим внешним видом. Это самый короткий канал влияния на ребят. Дети любят красивых вожатых. Обаяние – это, прежде всего внутренняя красота человека. Работа с детьми обязательно предполагает гармонию внутреннего и внешнего обаяния. Здесь все важно. И сочетание цвета в костюме, и характер эмблемы, и знаки отличия. Вожатый как личность воспринимается ребятами в целом. Здесь нет мелочей. Вожатый в плавках на пляже - явление закономерное, на территории лагеря - явление вульгарное.
41. Не гонись за любовью ребят. Погоня за любовью детей противопоставляет тебя коллективу товарищей, толкает на путь педагогических ошибок.
42. Ребенок, кажется еще красивей и значительней, если знает, что на него смотрят с уважением.
43. Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с детьми слова «спасибо», «пожалуйста», «будь добр». Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты - победитель.
44. Ребенок должен иметь возможность одиночества. Не всегда его нужно «охватывать», «загонять» на мероприятия. Но если только одиночество - то это трагедия!
45. Непедагогично любить только тишину воспитательного дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Надо уважать законы детства.
46. Скрытая положительная энергия в ребенке, как показывает опыт, появляется только тогда, когда ему полностью доверяют!
47. Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
48. У тебя в активе отряда должны быть все дети. А не только с симпатичными мордашками и замечательной дикцией.
49. Творящие дети дурного не натворят.
50. Детей можно лечить ото всех пороков эрудицией.
51. Докопаться до глубины того, что мучает ребенка, иногда бесполезно. Он и сам не знает. Это - сфера бессознательного.
52. Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
53. Не будь суетливым в жестах и болтливым в разговоре. Это признак неуверенности и растерянности.
54. Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
55. Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.
56. Научись все видеть и кое-что не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виновного.
57. Знай: скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого.
58. Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги. Если допустил промах, ошибку, признай их. Истинное воспитание - воспитание правдой.
59. Работа с детьми - процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла. И, наверное, без учета расхода.
60. Фанатическое следование режиму и рождает заорганизованность, когда жизнь ребят расписана по минутам и даже секундам. Режим - штука гибкая. Где, как не в лагере, можно позволить ребятам встретить солнце ранним утром, провести ночь у реки, в походе.
61. Нельзя любить только тишину, надо любить ребят. Молча ведут себя только больные дети, а здоровые должны уметь орать во всю силу легких. Это, кстати, полезно и для легких.
62. Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности.
63. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.
64. Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
65. Нервы у ребят портятся не от шума и музыки, а от нервотрепки, бестолковщины и наших глупостей.
66. Иногда надо помолчать при ребятах, в конце концов, молчание не менее многозначительно.
67. Нельзя доверять детей вожакам, которые не умеют улыбаться. Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе, оптимизм. Жалок вожатый, лишенный чувства юмора. Юмор - посланник правды.
68. Борьба с ребенком - это борьба сильного со слабым. Чем слабее воспитатель, тем более жесткие меры он применяет к детям, тем чаще он злоупотребляет требованиями.
69. Не ругай ребят утром - солнце покажется им серым. Не ругай днем – небо покажется хмурым, не ругай на ночь - луна покажется черной. Вообще – не ругай!
70. Вожатый, запрет - чаще признак твоей слабости, а не силы.
71. Критикуй ребят не с удовольствием, а с болью.
72. Страдания калечат психику ребенка. Особое внимание – страданиям ребенка. Здесь мы не имеем права быть низкими.
73. Ребенок в борьбе против несправедливости чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги» остаются иногда на всю жизнь.
74. Ставь себя на место счастливых и особенно - несчастных ребят. Люби всех детей, а больше всех самых для тебя неприятных.
75. Добрый вожатый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.
76. Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.
77. Вожатому надо иметь нервы не крепкие, а обнаженные.
78. А на прощание достать из костра еще горячие угольки, вложить их в сувенирные коробочки и подарить всем.
79. Важный момент - забота о том, чтобы дела в течение смены усложнялись, были разнообразными, более полно удовлетворяли интересы детей.
80. Если отряд по-настоящему дружный, сплоченный, если в нем сложились добрые, сердечные отношения и между детьми, и у детей и взрослых, то можно не сомневаться - такие дни подросток сохранит в памяти как самое яркое и чистое впечатление детства.
81. В лагере дети узнают друг о друге столько же, сколько и за долгое время совместного пребывания в стенах школьного класса.
82. Нужны символы, предметы, знаки, материализирующие цели и идеалы: знамена, флаги, вымпелы, галстуки, эмблемы, девизы, значки, ритуалы, традиции, обычаи, особая форма одежды, нашивки, шевроны, атрибуты, подчеркивающие нашу принадлежность к организации, а также именно к нашему конкретному коллективу. Все это - «центры объединения», как говорят социологи, то есть те ценности, предметы и символы, которые составляют материальную и идейную основу существования и развития группы. На основе этих центров объединения и вокруг них и рождается сознание общности, эмоционально переживаемое чувство «мы».
83. Дружелюбная, непринужденная атмосфера первого дня становилась благоприятным фоном для адаптации ребят в новых условиях, делала привлекательным образ нового коллектива.
84. Если ребенку понравился какой-то человек - многое в нем симпатично: и лицо, и улыбка, и манера держаться, и сноровка в работе – хочется познакомиться и узнать этого человека поближе. Хочется бывать чаще в его обществе, хочется быть таким, чтобы он не отверг тебя, не отказался от дружбы.
85. Выступая, помни о важном моменте - вызывай мысли и чувства, а не аплодисменты.
86. Как ребята представляют себе идеальный отряд в лагере? Пусть пофантазируют.
87. Всякую уборку провести оперативно и дружно. А затем, переодевшись в парадную форму, собраться в прощальный отрядный круг. Здесь стоит вспомнить самые интересные дни и часы, найти доброе слово о каждом, обменяться адресами, оставить свои автографы на фотографиях, спеть любимые песни. Актив отряда вместе с вожатым заранее подготовит всем ребятам какие-то особые сувениры. Вожатый проведет итоговую анкету, ребята напишут друг другу в блокнотах слова прощания и пожелания, пройдут по территории лагеря и попрощаются со всеми его памятными уголками.
Вопросы и задания:
1.Подумай и дай свои определения понятиям «лидер», «руководитель», «организатор».
2.Оцени по пятибалльной системе выраженность у тебя главных и общих качеств организатора. В чем эти качества у тебя проявляются? Приведи примеры по каждому качеству. Свой ответ построй в виде таблицы 1:
КАЧЕСТВО | СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ КАЧЕСТВА У МЕНЯ | В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ |
3.Ответь на вопросы теста, занеся данные в таблицу 2. Отметь свои ответы, совпавшие с ключом (таблица 3), количество совпавших ответов по каждому столбцу запиши в последнюю строку таблицы.
ТЕКСТ ТЕСТА
01.Свои обещания я всегда выполняю
02.В свободное время я стараюсь быть среди людей
03.Мне больше нравятся дети и подростки с интересными и необычными мыслями, чем знающие и умеющие
04.Я стараюсь спорить с людьми, которые понимают и слушают меня
05.Я боюсь выглядеть смешным и беспомощным
06.У меня часто появляется желание больше узнать о себе
07.Чтобы выручить кого-то, одного желания недостаточно
08.Я не хочу в жизни быть беспомощным и зависимым от других людей
09.У меня со всеми людьми хорошие отношения
10.Доверие к людям чаще приводит к неприятностям
11.Я не боюсь вслух перед другими сомневаться и размышлять
12.Дискуссии хороши в науке, спорить об известном – пустая трата времени
13.Когда кто-то улыбается между собой, то я думаю, что это обо мне
14.Я считаю, что у меня нет необходимости в чем-то меняться
15.Я не понимаю того, кто может отдать последнее, когда его просят об этом
16.Когда мне трудно, то я анализирую прежде всего свои ошибки
17.Не один раз в жизни мне пришлось солгать
18.В жизни важнее самостоятельность и независимость, чем умение понимать других людей
19.Мне нравится, когда мои просьбы выполняются быстро и точно
20.Я стараюсь понять другого прежде, чем высказывать свое мнение
21.Я могу посмеяться с другими над собой
22.Я уверен в своих силах
23.Я обычно знаю, как помочь другому человеку
24.Я не могу долго жить один
25.Я всегда выполняю правила поведения в общественных местах
26.Я люблю шумные и веселые компании
27.Меня раздражают споры и обсуждения, когда дело «стоит»
28.В споре важнее владение собой, чем умение задавать вопросы.
29.Когда мне тяжело, я стремлюсь быть в веселой компании
30.Я верю, что все задуманное мною осуществится
31.Меня раздражают просьбы незнакомых мне людей
32.Когда у меня мало денег на покупки, я ищу возможность взять в долг
33.Когда горит для меня красный свет на перекрестке, я обычно жду зеленого
34.Я хорошо запоминаю имена и лица новых знакомых
35.Я считаю, что дети и подростки часто без взрослых знают, что и как им делать
36.Критика и замечания в мой адрес часто обижают меня.
37.Человек, который часто шутит, особенно над собой, не может быть серьезным человеком
38.У меня нет желания знать свои плюсы и минусы
39.Я предпочитаю никому не давать деньги в долг
40.Чаще всего я стремлюсь быть здоровым и физически выносливым
41.В моей жизни были ситуации, которые я стараюсь не вспоминать
42.У меня часто возникает желание помочь другим
43.В общении с людьми я обычно терпимо отношусь к «сумасшедшим» идеям и не отвергаю их сразу
44. Чтобы начинать спор, надо хорошо разобраться в существе вопроса.
45.Мне хотелось бы иметь дружеский шарж на себя
46.В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя
47.Чтобы быть полезным другим людям, надо много знать и уметь
48.Человек, который часто ссорится с другими, не умеет сдерживать себя
49.Я могу поддержать разговор на любую тему
50.Мне трудно вести себя с людьми естественно и непринужденно
51.Я считаю, что поддержание дисциплины лучше воспитывает, чем споры и диспуты
52.Люблю спорить на любые темы.
53.Меня очень обижают знакомые, которые смеются над моими неудачами
54.Я хочу лучше и эффективнее работать
55.Я обычно теряюсь и не знаю что делать, когда вижу беспомощного человека
56.Я не хочу нести ответственность за других
57.Иногда дети и подростки вызывают у меня раздражение
58.Я люблю что-то организовывать для других
59.Я думаю, что рисунки на заборах и зданиях – это невоспитанность и хулиганство
60.Высказывая свое мнение, я стараюсь «увидеть» состояние и реакцию другого на мои слова.
61.Быть смешным – значит глупо выглядеть
62.Я умею заставить и изменить себя когда надо
63.Если человек не говорит сам, то мне трудно понять его проблемы
64.Я стремлюсь иметь книги, где много полезных советов и рекомендаций опытных людей
65.Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали
66.Меня раздражает откровенность и многословность некоторых знакомых
67.Когда я слышу предложения и советы других людей, то думаю о том, как лучше их применить и использовать
68.Мне порой трудно удержать в памяти все, что говорит и утверждает мой собеседник.
69.Я хотел бы дружить с человеком, который не обижается на шутки и розыгрыши
70.Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать
71.Тот, кто оказался в трудном положении, обычно сам виноват в этом
72.Я хотел бы дружить с человеком, который умеет быть полезным другим
73.Я могу позволить себе опоздать на работу, если никто об этом не узнает
74.Часто я могу понять настроения и желания незнакомых мне людей
75.Я могу посмеяться вместе с другими над собой
76.Я предпочитаю задавать вопросы, чем отвечать на них.
77.В компании я обычно стараюсь рассказать смешное из своей жизни
78.Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях
79.Мне всегда хотелось ухаживать за детьми, слабыми и больными людьми
80.Меня раздражает беспомощность и глупость других
81.Я обычно трудно схожусь и знакомлюсь с новыми людьми
82.Ошибаются обычно те, кто не слушает других, пренебрегает советами более опытных людей
83.Обидное лучше не высказывать, даже если это помогает убедить другого.
84.Мне трудно смеяться, когда у меня неприятности
85.Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и изменить себя
86.Я не верю в бескорыстную помощь
87.Мне трудно смеяться, когда у меня что-то не получается
88.Меня мало интересует личная жизнь моих знакомых
89.Когда я говорю другим, что делать, то стараюсь подробно объяснить им, как это делать
90.Если меня не понимают, я терпеливо другими словами говорю об этом.
91.Мне нравятся люди оптимистичные и не унывающие в любой ситуации
92.В любом деле я не боюсь неудач и ошибок
93.Обычно на улице просят люди нечестные, злоупотребляющие на жалости людей
94.С неприятными людьми не обязательно вести себя вежливо
95.Мои качества и умения соответствуют требованиям моей профессии
96.По-настоящему сделать что-то полезное нуждающимся в этом может далеко не каждый
97.Человек, знающий, что делать, в любой ситуации, скучен и не интересен
98.Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать
99.У меня в жизни были случаи, когда я не мог помочь другому человеку
100.Я люблю читать о жизни других людей
101.Мне трудно быть всегда и со всеми добрым
102.Мне нравятся уверенные в себе люди
Таблица 2. Бланк для ответов.