Типичные причины инновационных конфликтов
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ
s= |
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ |
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
СИТУАТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ |
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИЧИНЫ
Соотношение декларируемых и истинных мотивов в инновационном конфликте (по Ю. И. Мягкову)
Новатор
□ не скрывал истинные мотивы вступления в конфликт
■ частично скрывал
истинные мотивы
вступления
в конфликт
■ скрывал
истинные мотивы
вступления
в конфликт
Консерватор
Влияние инновационного конфликта на качество деятельности коллектива
40 /hi k деятельность улучшается
20%
После конфликта |
До конфликта |
Во время конфликта
т Деятельность ухудшается |
20%
Глава 20. Отдельные виды конфликтов
Новое всегда приходит на смену старому в природе и в обществе. Поэтому противоречия между новым и старым вполне естественны и вечны. Нередко эти противоречия приводят к конфликтам. На разных этапах развития явления скорость и масштабы изменений могут заметно различаться. Чем радикальнее изменения, чем более они скоротечны и масштабны, тем чаще возможно возникновение конфликтов.
Межличностный инновационный конфликтэто противодействие между сторонником и противником нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины межличностных инновационных конфликтов можно объединить в пять групп.
Объективные причины— естественное столкновение интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от каких-либо других факторов.
Организационно-управленческие причинынесовершенство политических, социальных, управленческих механизмов бесконфликтной оценки, внедрения и распространения новшеств.
Инновационные причинысвязаны с характеристиками самого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.
Личностные причинызаключаются в индивидуально-психологических особенностях участников инновационного процесса. Типичной личностной причиной инновационных конфликтов является наличие у многих работников выраженной негативной установки на изменения вообще и на нововведения в конкретной деятельности в частности. Исследование установок на нововведения, проведенное Ю. И. Мягковым, позволило установить существование отрицательной установки на любые изменения, связанные с внедрением нового, примерно у 50 % офицеров.
Ситуативные причинысостоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации.
Основные проблемы разрешения межличностных инновационных конфликтов состоят в следующем:
□ внедрение любых новшеств в большей мере не технический, а социальный и психологический процессы;
□ чем более существенны негативные эмоции оппонентов по отношению друг к другу, тем менее конструктивен конфликт;
□ консерватор меньше нервничает в инновационных конфликтах по сравнению с новатором;
□ чем более конструктивна позиция оппонента, тем больше вероятность его победы в конфликте;
□ поддержка со стороны коллег повышает шансы оппонента разрешить конфликт в его пользу;
□ чем лучше члены коллектива информированы о сущности и особенностях нововведения, тем меньше вероятность и острота инновационных конфликтов;
□ поспешно внедряемые нововведения вызывают большее сопротивление по сравнению с новшествами, вводимыми постепенно.
Раздел 5
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Глава 21. Управление конфликтом Особенности управления конфликтом
ОСНОВНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТОМ
СИМПТОМАТИКА | РАЗРЕШЕНИЕ | |||||||||||
ДИАГНОСТИКА | УРЕГУЛИРОВАНИЕ | |||||||||||
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ | ОСЛАБЛЕНИЕ | |||||||||||
ПРОФИЛАКТИКА | ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ | |||||||||||
Зависимость успешности разрешения проблемной ситуации от точности прогноза ее развития
4 Степень разрешения ситуации
Ошибки недооценки
негативных тенденций
Ошибки переоценки
негативных тенденций
Степень
Ошибки
В прогнозе
Точный прогноз
Незначительные ошибки
Значительные Максимальные
ошибки ошибки
Глава 21. Управление конфликтом
Особенности управления конфликтами определяются их спецификой как сложного социального явления. Важными принципами управления конфликтом являются:
□ принцип компетентности— вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми, которые обладают теоретической подготовкой или богатым жизненным опытом. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий;
□ принцип сотрудничества и компромиссажелательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сделать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, а способы — неконфликтными. Можно пытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы и т. п. Лучше все же дать возможность людям защищать свои интересы, но добиться, чтобы они делали это путем сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации.
Управление конфликтом— это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Оно включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.
Деятельность по управлению конфликтами более эффективна, если осуществляется на ранних этапах возникновения противоречий. Чем раньше обнаружена проблема, тем меньшие усилия необходимы для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.
Прогнозирование конфликтовзаключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.
Любая трудная ситуация взаимодействия — это ситуация неопределенности, поэтому прогноз ее развития значительно снижает величину этой неопределенности и повышает вероятность оптимального разрешения противоречия.
Чем значительнее ошибка в прогнозе развития ситуации, тем ниже эффективность разрешения противоречия между оппонентами.
Точный прогноз развития конфликтной ситуации способствует более эффективному ее разрешению. Если возрастает вероятность ошибки в таком прогнозе, то необходимо перестраховаться, то есть лучше переоценить возможные негативные тенденции, чем их недооценить. Другими словами, будучи «оптимистом по жизни», необходимо быть «пессимистом по ситуации».
Профилактика конфликтовзаключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Предпосылки предупреждения конфликтов