Какой психолог нужен школе?

Овчарова Р.В.

О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. —

352 с. - ISBN 5-09-007270-1.

В книге представлен конкретный опыт организации психологической служ­бы в школе. Наложены задачи школьного психолога, описаны авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики.

Первое издание вышло в свет в 1993 г.

4306010000-387

ББК 8S.8

План выпуска 1996 г., № 297

103(03)-96

Учебное издание

Овчарова Раиса Викторовна Справочная книга школьного психолога

Зав. редакцией Л.А. Соколова

Редактор Л.И.Льняная

Художественный редактор В.Н.Алексеев

Художник обложки Б.Ю.Шварев

Компьютерная верстка АИ.Попов

Корректоры Г.М.Махова, А.А.Баринова

ИБ 16732

Лицензия ЛР № 010001 от 10.10.91. Сдано в набор 29.12.95 г. Подписано в печать 12.02.96 г. Формат 60x90/16. Усл.печл. 22. Тираж 80000. Зак. 2836.

Ордена Трудового Красного знамени издательство «Просвещение»

Комитета Российской Федерации по печати. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

«Учебная литература», 117571, Москва, проспект Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет,

тел. 437-11-11.

Отпечатано в ГУИПП «Курск». 305007, г.Курск, ул. Энгельса, 109.

Размещение заказов в ГУИПП «Курск» по г. Москве тлф. (095) 230-77-08.
ISBN 5-09-007270-1 © Издательство «Просвещение», 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как социальный организм школа находится в общем вихре тенденций нашего бурного века, отражает идеологические и социально-экономические проблемы общества. Увеличение объ­ема информации, развитие форм массовой культуры, рост тем­пов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явле­ния в обществе, природе, в семье — эти и многие другие факто­ры повышают «температуру» общества. Вероятно, наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровож­дать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума — педагоги и подрастающее поколение больше других нуждаются в поддержке психолога.

Вместе с психологом в школу приходят новые знания и от­ношения, научная диагностика, серьезные исследования и гу­манные формы помощи ученику. Все это помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учеб­но-воспитательного процесса школы.

Помочь педагогическому коллективу в целом и каждому учи­телю в отдельности «очеловечить» знания об эффективных пу­тях оптимизации школьного образования, сберечь при этом си­лы от неграмотного и пустого распыления, очистить источники лучшего опыта от налета дилетантизма, помочь школе стать пла­нетой людей, где каждый чувствует себя личностью, — эти и многие другие задачи призвана решать школьная психологиче­ская служба.

Специфика подготовки практических психологов для школ такова, что, получив принципиально новую информацию, они не всегда оказываются вооруженными методами ее конкретно­го, практического использования. Возможно, что опыт тех, кто встал на этот путь раньше других, поможет миновать типичные для начинающего специалиста ошибки, даст ответы хотя бы на часть волнующих вопросов.

В новом издании справочника переработаны и дополнены материалами коррекционной направленности главы о работе с трудными детьми, их родителями, представлен новый опыт прак-



 


тических психологов, значительно расширен список рекомен­дуемой литературы.

Автор благодарит своих выпускников и коллег-психологов Мазур Е.Н., Мотошину С.Б., Асауляк С.Н., Львову Т.М. за по­мощь в проведении экспериментальных исследований, разра­ботке и апробации коррекционных программ для школьной пси­хологической службы.

ГЛАВА I

ТАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

КАКОЙ ПСИХОЛОГ НУЖЕН ШКОЛЕ?

С приходом психолога в школу тесно связаны большие со­циальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Опередив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Формализм, заорга-низованность, нивелирование индивидуальностей, внешнее сти­мулирование деятельности и поведения учащихся — лишь не­которые гримасы «бездетной» педагогики и функциональной психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Чтобы школа стала более гуманной, способству­ющей личностному росту каждого ребенка, учителя и руково­дителя, стратегию программы школьного психолога должны вен­чать понятия «личность», «индивидуальность», а каждый его практический шаг — определяться ее интересами.

Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и де­тей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманиза­ции школы. Школа с нарушенной системой взаимоотношений видит в школьном психологе помощника в борьбе с трудными педагогами и трудными учащимися, ожидает от него каратель­ных санкций. Она пугает им провинившихся, просит сделать с ними «что-нибудь» и «как можно быстрее». Такие коллеги будут разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защитника и опекуна.

Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытает­ся переложить на психолога ответственность за свою педагоги­ческую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие пси­хологи быстро поддаются соблазну самоутверждения. Они начинают проводить все педсоветы, выступать на всех обще­школьных родительских собраниях, проводить вместо классных

руководителей классные часы, вместо учителей — уроки, тем более что являются специалистами по какому-то предмету и знают многие аспекты человековедения, основы выбора про­фессии. Однако ни одному психологу не удается решить про­блему учителя, который плохо учит, классного руководителя, который не работает с классом, директора, не умеющего управ­лять коллективом. И снова приходит разочарование в психоло­ге, недовольство им: «не понимает», «не умеет».

Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять все возможные их сочетания. Просто надо пони­мать, что помимо субъективных есть еще и объективные требо­вания к статусу школьного психолога. Но ведь последние, ска­жете вы, всегда преломляются через первые. Как же быть начд*-нающему специалисту? На наш взгляд, наиболее рациональны­ми представляются такие пути:

а) формирование адекватных ожиданий педколлектива, оз­
накомление его с правами, обязанностями, основными направ­
лениями и формами работы психолога, стратегией психологи­
ческой службы (гуманизация школы);

б) диагностическое общение со всеми категориями воспита­
телей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценоч­
ное отношение, позицию партнерства и опору на положитель­
ное в личности;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе
общих позиций, школьных планов и программ, их реализации,
анализа результатов деятельности.

Если психолог будет работать в одиночку, рассчитывать на изменения в педагогическом процессе трудно, даже если его кабинет станет своеобразным оазисом в школе. В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация пси­холога на работу с учащимися и вспомогательный характер ра­боты с администрацией, педагогами, родителями. Практика по­казывает, что психолог оказывается бессильным помочь ребен­ку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлекти­вом и администрацией обеспечит ему успех дела. Профессио­нальное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная ос­ведомленность в вопросах педагогики и психологии необходи­мы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдель­ными его представителями.

Утверждение психолога в педколлективе во многом зависит от его статуса. Изучая условия адаптации выпускников факуль­тета «Практическая психология для народного образования», мы столкнулись с разнообразием его положения в школе.

Наиболее благоприятной представляется ситуация, когда спе­циалист, являясь школьным психологом по должности, прини­мает эпизодическое участие в преподавании спецпредметов (эти­ки и психологии семейной жизни, основ выбора профессии). Всю свою энергию и рабочее время он отдает психологическим задачам. Он может взглянуть на педагогический процесс «со сто­роны». Ему, как «незаинтересованному» лицу, больше доверя­ют учащиеся и родители. Но в этой ситуации возможна опреде­ленная настороженность со стороны педагогов. Если психолог не имеет педагогического опыта, недостаточное знание школь­ных проблем очень затрудняет его адаптацию. Как правило, слаба его методическая подготовленность, не хватает жизненного опы­та. В таких случаях необходим тесный контакт с учителями, интересующимися психологией, ищущими пути к ребенку.

При возвращении бывшего педагога, окончившего спецфа­культет, в родную школу в новом качестве, новой профессио­нальной роли адаптация часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответствующих им социаль­ных ожиданий. Перемены в личностных установках и статусе психолога иногда вступают в противоречие со стереотипами. Психолог пытается на деле доказать правильность своих новых установок — берет часть учебной нагрузки, не понимая, что состояние ролевой неопределенности мешает его становлению в новом статусе. Совмещение должностей — дело очень труд­ное и порой непосильное для начинающего специалиста. И хо­тя он имеет возможность лично участвовать в анализе учебного процесса, имеет на него взгляд «изнутри», психологическая ра­бота носит в этом случае эпизодический и целенаправленный характер. Психолог в большей степени зависим от коллег и ад­министрации, и самое главное — слабо и медленно входит в новый статус.

Еще более невыгодно положение начинающего специалис­та, когда его назначают на административную или педагогиче­скую должность и догружают половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют педагогические уста­новки и стереотипы поведения, которые он пытался преодоле-

вать во время обучения. Катастрофическая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенст­вовать профессиональную компетентность психолога. Он огра­ничивается эпизодическим консультированием, психологической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.

Часть специалистов работают при отделах народного образо­вания в качестве «районного психолога», <• психолога-методиста». Они независимы от администрации и педколлектива, вместе со статусом психолога получают статус руководящего работника. Именно последнее вызывает настороженность педколлективов, которые будут стараться сглаживать проблемы, не «выносить сор из избы». Как правило, начинают эти психологи свою деятель­ность с масштабных исследований, консультирования различных категорий, а приходят к наиболее приемлемым вариантам — осу­ществлению психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей, оказанию методической помощи и координации дея­тельности школьных психологов района.

Таким образом, уже сам статус психолога в большей мере будет определять его ориентации на тот или иной тип отноше­ний со школьным коллективом и ведущие направления его де­ятельности.

Вернемся все-таки к объективным требованиям к личности и деятельности психолога. К сожалению, наша теория и прак­тика не имеют четких рекомендаций на этот счет. Думается, что сотрудники специальных факультетов по подготовке прак­тических психологов, объединив свои усилия, могли бы на ос­нове многих исследований представить эталонный профиль пси­холога. Пока нам придется ограничиться лишь собственными наблюдениями.

Какой же психолог нужен современной школе?

Мы попытались путем опроса педагогов и диагностирования слушателей спецфакультета вычленить наиболее повторяющиеся социально желаемые характеристики школьного психолога. На основе личностного опросника Р.Кэтгела была составлена эта­лонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога.

В каких личностных характеристиках это выразилось?

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные спо­
собности, быть проницательным, рассудительным, свободомыс­
лящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с
людьми, радуется социальному признанию (одобрению), любит

идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он вели­кодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы лич­
ности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет
чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет
подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, ре­
ально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Совершенно оправданно в требованиях к личности психоло­га наиболее ярко выделены четыре доминанты: интеллектуаль­ность, социальность, эмоциональная стабильность и практич­ность,— причем выдержанные в гуманистическом духе.

В ответах на вопрос «Каким не должен быть школьный пси­холог?» были представлены сочетания факторов, соответствую­щие незрелой и невротической личности1.

Кроме того, в характеристику вошли показатели отсутствия эмпатии, в частности, к детям, взрослым, посторонним.

Итак, какие личностные проявления несовместимы с рабо­той психолога? Это незрелость личности, низкая сила «это», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная незави­симость мысли, невозможность решать свои проблемы, излиш­няя заторможенность, низкая организованность, плохое сопро­тивление стрессу, потребность в гиперопеке, высокая тревож­ность и чувство виновной ничтожности.

Хотя эти требования абсолютизированы и трудно найти лю­дей, у которых органично сочеталось бы между собой такое мно­жество свойств и качеств, эталонные требования могут служить общими ориентирами.

Сегодня в школу пришли два основных типа психологов: ин­теллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рас­судочные, аналитичные, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические ценности. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не осо­бенно стремятся снизойти до практических забот школы, к учи­телям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается,

1 См.: Мельников В.М., Ямполъский Л.Т. Введение в экспериментальную пси­хологию личности. — М., 1985.

О

i

что эту категорию можно стимулировать через создание на базе школ, где они работают, проблемных лабораторий, экспери­ментальных площадок. Это способствовало бы повышению мо­тивации психолога, вело к оплодотворению его научных по­исков.

Социабельный тип психолога — это люди, стремящиеся по­учать и воспитывать, психологически настроенные на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вер­бальными способностями. Этот тип чаще встречается среди пе­дагогов, закончивших факультет практических психологов. Мо­тивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные, реже — неудовлетворенность педагогической дея­тельностью.

Наши наблюдения соотносятся с психограммой профессии психолога1.

Психограмма профессии

(психолог)

№ п/п

Личностные особенности, профессиональные умения

Внимание, стремление понять позицию других

Дружелюбие, общительность

Способность стать лидером

Вежливость, обходительность

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

Жизнерадостность

Терпеливость, упорство

Большое чувство ответственности

Способность выполнять работу, полную разнообразия

Энтузиазм в трудовой деятельности

Тщательность действий

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

11 11

Аккуратность и последовательность в работе

Способность к планированию своего будущего

Способность к устным высказываниям

IL 18_

Хорошая память

Способность обучать других

Умение заботиться о больных

Умение заботиться о посторонних

1 См.: Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 150—157.

Качества и навыки, которые рекомендуют развивать в себе школьникам, ориентированным на профессию психолога: ло­гичность и независимость мышления, групповая работа, лидер­ство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.

Для профессионального самосовершенствования школьного психолога нужна примерная модель, в которой были бы указа­ны необходимые знания, умения и профессионально важные качества (ПВК). В самом приближенном варианте эту модель можно представить следующим образом.

Психолог должен хорошо знать свои личностные особенно­сти, способности, возможности, сильные и слабые стороны, спо­собы компенсации недостатков.

Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состоя­ния, мобилизовывать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходи­мой научной, социальной, учебной и профессиональной ин­формации/тренировать профессионально важные качества^

Наконец, психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества: интеллектуальность (лю­бознательность, логичность и практичность ума, рефлексив­ность); социабелъность (эмпатия, потребность в социальных кон­тактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важным нам представляется сочетание потребности в достиже­ниях, силы «я» и самокритичности, эмоциональной устойчиво­сти, жизнерадостности и оптимизма.

В работе с учащимися психологу нужны знания об их возраст­ных и типологических особенностях; представление о динамике развития личности в онтогенезе; соотношение воспитания, обу­чения и развития; взаимодействие обучаемости и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в раз­витии, поведении, умении и общении учащихся, для распозна­ния которых психолог должен знать психологаю этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопреде­ляется условиями семейного воспитания, психологу важно ори­ентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Вы­являя влияние детского коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знания социально-пси­хологических особенностей классного коллектива и малых групп.

Следует также подчеркнуть роль отношений с учащимися в работе психолога. Общение психолога с детьми требует эмпа-

тии, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти профес­сионально важные качества психолога должны неизменно со­четаться с педагогической интуицией и оптимизмом.

Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, научился каким-то способам самопо­знания, самовоспитания и самообразования. Это означает, что психолог должен иметь представление о психологических зако­номерностях названных процессов и т.д.

В работе с учащимися особую роль играют следующие про­фессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейно­го консультирования, прогнозирования вариантов развития, пси­хопрофилактики и психокоррекции.

Не менее сложна и другая основная категория, с которой работает школьный психолог,— учителя. О специфике катего­рий речь пойдет в следующих параграфах книги. Здесь же огра­ничимся описанием компонентов модели психолога в зависи­мости от направленности его деятельности.

Итак, что должен знать психолог, работая с учителями? Преж­де всего — психологию учителя и педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различных профи­лей, психологию обучения и воспитания, психологические осо­бенности педколлектива, психологические основы обучения. Работая с педагогами, очень важно придать общим коммуника­тивным, организационным, психодиагностическим, психопро­филактическим и психокоррекционным умениям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт учителя харак­тер. Этому в большей степени будут способствовать такие про­фессионально важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, чувство эмпатии, самооблада­ние, внимательность, дружелюбие, высокая профессиональная компетентность и широкий кругозор.

Знание педагогического процесса также многогранно. Спе­циалисту следует глубоко изучить психологию учебной и воспи­тательной деятельности; вникнуть в психологическую характе­ристику учебных предметов и специфику их преподавания, ви­дов, методов, средств и форм обучения.

Его умения в этой области связаны с организацией педаго­гически целесообразного и психологически оправданного об­щения в системе «учитель — ученик», «ученик — класс»; психо-

логическим анализом учебно-воспитательного процесса с точ­ки зрения его гуманности и развивающего характера; планиро­ванием, прогнозированием и моделированием педагогической системы школы, как развивающей и развивающейся.

В этой работе ему потребуются критичность, независимость, нестандартность мышления и руководство здравым смыслом, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, энтузиазм, аккуратность и после­довательность, терпеливость и упорство, способность обучать других, подчинять себе и большое чувство ответственности.

Таким образом, сложность и многоаспектность объектов де­ятельности школьного психолога делают его работу очень зна­чимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъ­являются высокие и разнообразные требования. Вполне понят­но, почему не каждый, кто желает быть школьным психологом, может им стать. Главное и неоспоримое, с чего должен начи­наться школьный психолог, — любовь к детям, школе, желание помочь им стать лучше. Когда он каждый день идет на встречу с ними с радостью, а завершив свой трудный день, хочет к ним возвращаться еще и еще, все его существование наполняется большим человеческим смыслом, и каждый раз вместе со свои­ми подопечными он будет подниматься на ступеньку выше.

Наши рекомендации