VI.1.3. Возрастная периодизация
В основе возрастной периодизации два принципа: принцип историзма и принцип единства сознания и деятельности.
Принцип историзма предполагает учет конкретных исторических условий и той социальной обстановки, в которой развивается ребенок. Происходящие в жизни общества изменения влияют на развитие детей, ускоряя или замедляя его и соответственно изменяя возрастные границы. В последние десятилетия наблюдается явление акселерации — ускоренного физического развития детей: увеличился рост новорожденных и детей школьного возраста, сократились на 1—2 года сроки полового созревания. Есть основания предполагать, что акселерация обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов. Ускоренное физическое развитие не может не повлиять и на психическое развитие. В связи с тем, что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания отмечают возросшие умственные и физи-
ческие возможности детей, стало реальным обучение их в школе с шестилетнего возраста.
Принцип единства сознания и деятельности предполагает признание тесной взаимосвязи деятельности и психики. Отсюда возможность анализировать психику путем изучения деятельности, в которой она проявляется и фиксируется. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (в игре, учении, труде, спорте и др.), через которые ребенок активно включен в окружающую среду.
Исходя из этих принципов качественное своеобразие каждого возрастного периода определяется на основе следующих понятий: социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
Социальная ситуация развития — это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного периода и влияющих на динамику развития в этот период.
Ведущая деятельность — это свойственный каждому возрастному периоду определенный вид деятельности, который влияет на развитие всех черт личности и познавательных возможностей, характерных для данного периода. Ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей или психических новообразований. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода.
Потребность в общении с другими людьми и эмоциональное отношение к ним Речь и наглядно-действенное мышление Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности |
J В психологии принято выделять 6 основных периодов психи-ческбПГ развития в онтогенезе: младенческий возраст, раннее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый и старший школьный. Краткая характеристика каждого периода дана в табл. 2, в основу которой положены данные Д. Б. Эльконина. В ней отражены три важнейших признака деления на возрастные периоды: ведущая деятельность, направленность познания и психические новообразования.
VI.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА