Цели, задачи и функции управленческого консультирования
Цель управленческого консультирования – повышение эффективности деятельности организации, что предполагает решение следующих задач:
· повышение обоснованности управленческих решений руководителей;
· увеличение индивидуальной производительности труда каждого сотрудника;
· создание конкурентных преимуществ и развитие организации, перевод ее работы на качественно иной уровень.
Цели разделяются на:
· коррекционные – связанные с исправлением текущей ситуации.
· развития – связанные с обеспечением роста и развития.
Среди основных функций управленческого консультирования выделяют:
· исследовательскую – выявление проблем в организации-заказчике, создание гипотез, оценку теоретических положений, разработку методик, сбор информации, анализ данных, выработку рекомендаций;
· производственную – выполнение ряда своих профессиональных обязанностей в качестве сотрудника в обследуемой организации;
· консультационную – оказание консультационной помощи сотрудникам и руководителям организаций-клиентов по производственным, учебным и личным вопросам.
Разновидности управленческого консультирования
Признак | Тип |
предмет работы | Проектное консультирование Процессное консультирование |
вид консультирования | Экспертное Процессное Обучающее |
цель | Целевое Многоцелевое |
результат на выходе | Нормативное Ценностное Проблемное |
уровень задачи | Оперативное Стратегическое Организационное Развивающее |
специализация консультантов | Специалисты Дженералисты |
месторасположение консультантов | Внешние Внутренние |
длительность проведения работ | Краткосрочное Среднесрочное Долгосрочное Разовое Периодическое Абонементное |
клиент | Индивидуальное Организационное |
масштаб клиента | Государственные предприятия Крупные приватизированные предприятия Средние предприятия Малые предприятия Частные предприниматели Некоммерческие организации |
отрасль клиента | Банковское дело Энергетика Транспорт Здравоохранение и т.д. |
месторасположение консалтинговой фирмы | Локальные Региональные Всероссийские Многонациональные |
метод работы | Диагностика Расчеты Разработки Документирование Информирование Обучение Переговоры |
функции консультанта (роли) | Диагностик Эксперт Аудитор Разработчик Идеолог Преподаватель Тренер Медиатор |
тип консультант-клиентских отношений | Рекомендации по конкретным изменениям Новые ценностные ориентации Решение проблем Новые методы совместного решения проблем |
уровень задачи | Оперативное Стратегическое Организационное Развивающее |
специализация консультантов | Специалисты Дженералисты |
Тема 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Основные этапы процесса консультирования
Консультирование может преследовать различные цели, может по-разному протекать по времени с привлечением разного числа людей, иметь разную глубину проникновения в психологические и организационные процессы и собственные формы. Однако можно выделить в процессе взаимодействия несколько основных этапов.
Подготовка – уяснение сути проблемы и установление начальных взаимоотношений клиент–консультант.
Таким образом в подготовительной фазе осуществляются:
· первый контакт консультанта с клиентом
· первичный анализ организации
· определение проблемы
· принятие клиентом проблемы
· формулировка целей
Важным на данной стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить при помощи консультантов.
Диагностика – выяснение причин возникновения проблемы. Происходит обнаружение, анализ и синтез фактов, детальное изучение проблемы, прорабатывается соотношение технологической, организационной, психологической и других сторон проблемы, определяются ее основания, фундамент.
Планирование действий – принятие решения о том, какие изменения нужны. Альтернативные варианты оцениваются и передаются клиенту для выбора в виде рекомендаций. И затем планируется осуществление решений.
Внедрение – оказание помощи в осуществлении и корректировке рекомендаций, а также необходимое обучение сотрудников.
Завершение – анализ происшедших в клиентской организации изменений.
Решение вопросов, связанных с возможным расширением проекта в связи с новыми проблемами – либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах.