Управление формированием понятий и усвоение значений
Для педагога важно не просто способствовать усвоению понятия учениками, а прямо и активно управлять этим процессом. Для управления процессом формирования правильных понятий учителю необходимо, во-первых, вместе с учениками выделить соответствующие существенные свойстваобъектов, во-вторых, показать их значение для решения определенных задач. Выделение существенных свойств достигается двумя путями: на основе целенаправленного моделирования, когда необходимые свойства сразу изображаются с помощью схем и символов, или на основе варьирования, когда предъявляемый материал видоизменяется и чередуется так, что бы в нем выявлялись некоторые существенные свойства. Значимость для ученика достигается тем, что выделенные существенные свойства используют при решении определенных задач. Эти свойства становятся нужны ему как ориентиры целесообразного действия. Учитель должен показывать ученикам существенные свойства объектов, демонстрируя действия, посредством которых эти свойства могут быть выявлены или воспроизведены в процессе формирования понятий. Это может достигаться двумя путями. Первый заключается в том, что ориентиры действий устанавливаются и осваиваются на отдельных конкретных образцах. Этот путь начинается с формулирования схемы, которая указывает:
1) какие свойства объекта и в какой последовательности следует выделять;
2) какие действия следует выполнять при наличии тех или иных свойств;
3) какие результаты могут давать эти действия;
4) под какое понятие следует подвести объект при получении того или иного результата.
Многократное использование этой схемы применительно к различным конкретным объектам приводит к формированию у учащегося соответствующих понятий. Второй путь заключается в том, что в качестве объектов учащемуся даются не конкретные образцы, а общие принципы и структуры изучаемого класса предметов. В этом случае учащийся сам, исходя из общих принципов, выделяет ориентиры действий с конкретными объектами.
В отличие от процесса формирования житейских представлений почти весь багаж научных понятий и их значений человек создает не сам, а получает готовым от общества при помощи средств информации. Таким образом, главный путь формирования научных понятий – обучение, при этом ведущим является содержание обучения. Знания, которые ученик получает, задачи, которые он решает в ходе обучения, – вот что определяет содержание и форму понятий, а также характер практических, перцептивных и умственных действий ученика, выявляющих значимые и существенные стороны отражаемых в понятиях объектов.
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышление– это обобщенное и опосредствованное отражение действительности. Мышление является опосредствованным отражением потому, что оно заменяет практические действия над самими вещами идеальными действиями над их образами и понятиями. Оно позволяет решать практические задачи посредством идеальной (теоретической) деятельности, опираясь на знания о свойствах и отношениях вещей. Мышление прежде всего устанавливает и обнаруживает эти отношения.
С помощью мышления могут отражаться и использоваться разные стороны действительности. Это могут быть отношения объектов, данные в восприятии. Мышление в этом случае преобразует структуры восприятия, что и приводит к решению задач. Мышление опирается также на функциональные свойства вещей. В одних случаях они известны человеку только из личного опыта, что порой ограничивает решение некоторых задач. Примером может служить следующий психологический эксперимент. На одну чашу весов была поставлена свеча, ее уравновешивала гирька. Испытуемым предложили, не убирая и не добавляя гирек и не обрезая свечи, нарушить равновесие. Чтобы решить эту задачу, надо зажечь свечу, стеарин начнет выгорать, свеча станет легче и равновесие нарушится. Однако большинство испытуемых с задачей не справилось. Для них с понятием «свеча» связана лишь такая ее функция, как давать свет. Она, по мнению испытуемых, по-видимому, не имеет отношения к задаче: ведь изменять надо другое свойство – вес.
Но мышление отражает прежде всего понятия о многообразных объективных функциях и закономерностях, установленных наукой. Такие понятия основываются на познавательном опыте человечества и служат средством научного мышления.
Мышление использует как частные, так и общиесвойства и отношения предметов, существенные для деятельности. К последним относятся, например, отношения причины и следствия, цели и средства, объекта и его качества, части и целого. Понятия, в которых закрепляются подобные общие свойства и отношения, называют категориями. Они основываются на совокупном практическом опыте всего человечества и выражают его общее отношение к миру. Категории имеют исключительное значение для человеческого мышления, поскольку на их основе происходит соотнесение и систематизация самых разных частных свойств и отношений предметов по таким их общим характеристикам, как формы, величины, причины, функции и т. д.
Мышление опирается в процессе решения задач и на отношения самих понятий, например на отношения рода и вида, субъекта и предиката, отрицания и утверждения, соединения и разделения, частного и общего, абстрактного и конкретного.