Интерпретационные методы
Организационные.
Эмпирические способы добывания научных данных.
Методы математической (статистической) обработки данных.
Интерпретационные методы.
Организационные методы.
Сравнительный метод – «метод поперечного среза» заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например: две большие группы людей одинаковых по возрасту, полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими методами и полученные данные сравниваются.
Лонгитюдный метод - «метод продольного среза» состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (физиологическое, психическое, социальное развитие личности).
Эмпирические методы
К эмпирическим способам добывания данных относятся – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий, психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты, анкеты, интервью, беседа), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.).
Приемы обработки данных
К приемам обработки данных относят количественный (математический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, которые наиболее полно выражают типы и варианты, или являются исключениями или нарушениями общих правил.
Интерпретационные методы
– различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.
Рассмотрим некоторые методы психологии.
Наблюдение.Это древнейший метод познания. Каждый человек ежедневно пользуется его примитивной формой – житейскими наблюдениями.
Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно.
Основной метод | Вариант основного метода |
Наблюдение | внешнее (со стороны) внутреннее (самонаблюдение) свободное стандартизированное включенное стороннее |
Внешнее наблюдение – способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Используется там, где признаки наблюдаемого четко выделены. Оно менее субъективно.
Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) – используется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании. Самонаблюдение предусматривает:
– анализ самим человеком того, что он думал, чувствовал, переживал когда-то, - отсроченное самонаблюдение; или
– того, что он переживает сейчас – опосредованное самонаблюдение.
Свободное наблюдение – не имеет заранее составленной программы, процедуры его проведения. Использование – когда нельзя четко определить что нужно наблюдать.
Стандартизированное наблюдение – ведется по ранее продуманной программе, четко ограничено в плане наблюдения, независимо от того, что с кем происходит.
Включенное наблюдение – исследователь выступает в качестве участника процесса, за которым он наблюдает. Для исследователя важно дать правильную оценку явления, прочувствовав его на самом себе.
Стороннее наблюдение – если под влиянием личного участия исследователя на его восприятие и понимание событие может быть искажено, то лучше использовать стороннее, которое более объективно. Не предполагает личностного участия наблюдателя в процессе, который он наблюдает.
Общая процедура наблюдения складывается из следующих этапов:
– определение цели и задач;
– выбор объекта, предмета и ситуации;
– выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;
– выбор способов регистрации наблюдаемого;
– обработка и интерпретация полученной информации.
Опрос.Опрос -метод психологического исследования, при котором человек отвечает на поставленный ряд вопросов.
Основной метод | Вариант основного метода |
Опрос | устный письменный свободный стандартизированный |
Устный опрос – важна реакция и поведение отвечающего на вопросы. Требует специальной подготовки и времени для проведения.
Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей.
Форма письменного опроса – анкета. Недостаток – нельзя заранее учесть реакции анкетируемых и заменить в анкетах что-то.
Свободный опрос – разновидность устного или письменного. Достоинство – позволяет гибко менять тактику опроса.
Стандартизированный опрос – характеризуется ограниченностью вариантов ответов, экономичен во времени и материальных затратах.
Беседа –метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Предполагает: личный контакт исследователя с исследуемым; тщательно продуманный план беседы. Умение исследователя применять не прямые вопросы, а косвенные пути для получения нужных ему материалов; умение исследователя уточнять интересующие его факты непосредственно во время беседы, не прибегая к протоколированию. Беседадолжна бытьнепринужденной и двусторонней.
Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, зараннее сформулированные, вопросы. Ответы фиксируются в том варианте, который предоставляет отвечающий на вопросы.
Тесты –это специализированный метод психодиагностического исследования. Позволяет получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого объекта. Предполагают четкую процедуру сбора и обработки данных, своеобразие их последующей интерпретации.
Основной метод | Вариант основного метода |
Тест | тест-опросник тест-задание проективный тест |
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Достоинства: применимы для людей разных возрастов, культур, уровня образования, профессий.
Недостатки: испытуемый может сознательно повлиять на результат. Не применяется для отрицательных личностных качеств. (творческий-нетворческий)
Проективные тесты – в их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Недостатки: поиск определенно смысла в картинках; предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости.
Эксперимент – создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценить. или
Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Достоинства: позволяет надежно сделать выводы о причинно-следственных связях явления с другими, объяснить происхождение явления и развитие.
Основной метод | Вариант основного метода |
Эксперимент | естественный искусственный (лабораторный) формирующий |
Естественный эксперимент – проводится в естественных условиях жизни, учебы, труда людей или в условиях, приближенных к действительности. Люди не подозревают об эксперименте, но результаты должны быть незаметно зафиксированы. Хотя такие эксперименты и не могут проводиться многократно, они позволяют выявить более достоверную информацию. Это может быть неэтично (осуществление только с согласия испытуемых).
Искусственный эксперимент (лабораторный) – условия специально создаются; используется специальная аппаратура; действия испытуемого определяются инструкцией; испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя может до конца эксперимента не знать его истинного смысла; проводится многократно с большим количеством испытуемых.
Формирующий эксперимент – направлен на формирование определенных качеств личности, определенных навыков, умений и привычек.
Моделирование – если исследование явления затруднено или невозможно из-за сложности или недоступности. Создают искусственную модель изучаемого феномена, на которой детально изучают явления и делают выводы о природе.
Модели могут быть техническими (прибор, устройство), логическими (идеи, символика), математическими (формула) и кибернетическими (элементы модели, понятия из области информатики и кибернетики).
Методы математической (статистической) обработки:
Среднее арифметическое.
Процентное соотношение.
Методы должны быть валидными и надежными.
Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
Надежность – позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании.