Мотивы и цели участников взаимодействия
1.Итак, при проведении структурного анализа конфликта мы выделяем его объективные и субъективные составляющие.
То есть, одни составляющие – объективные.
Другие – субъективные, или психологические.
К объективным составляющим относят: субъектов конфликтного взаимодействия, участников (прямых и косвенных), предмет конфликта (иногда отдельно выделяют и объект) + еще можем добавить такие объективные составляющие, как инцидент и условия его протекания (то есть, социально-психологическая среда).
Субъективными (психологическими) составляющими конфликта считают
· мотивы (а также, потребности, интересы, ценности, цели его участников),
· образ предмета конфликта или конфликтной ситуации, или назовем это особенностями восприятия предмета конфликта или конфликтной ситуации субъектами конфликтного взаимодействия ситуация - т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и, в соответствии с которыми, оппоненты организуют свое поведение в конфликте,
· отсюда – одна из психологических составляющих конфликта – позиция: стратегия и тактика поведения.
Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).
Понятие "мотив" (от лат - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков.
Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы выступают в форме: потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов, убеждений.
В конфликте зачастую сложно выявить истинные мотивы оппонентов, которые скрыты за декларируемыми целями.
Потребности– базисный побудитель активности субъекта, в том числе конфликтной активности, - это его состояние нужды в объектах (материальных ресурсах, власти, духовных ценностях), необходимых для его бытия. Это могут быть потребности в безопасности, признании, социальной принадлежности и т. п. Потребности присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам.
Интересы представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают направленность субъекта на предмет –в нашем случае- конфликта.
Близки к интересам и такие психологических составляющих конфликта как ценности, которые отстаивают оппоненты. Ценности – это специфические социальные определения объектовокружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценности делят на общечеловеческие (истинность суждения, справедливость решения и т.п.) и личностные (честь, чувство собственного достоинства и др.).
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата. Основная цель оппонента в конфликте – овладение объектом конфликта. Поведение участников конфликта определяется их целями - представлением о конкретный конечный результат конфликтного взаимодействия.
В конфликте выделяют стратегические (конечные: овладение объектом конфликта) и тактические (временные – промежуточные) цели.
2. Под образом (информационной моделью) конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, отражение ее идеальной формы в сознании каждого субъекта конфликта.
А). ОК включает в себя:
· Представление о конфликтной ситуации
· О мотивах
· о самих себе
· представление оппонентов о противостоящей стороне
· представление каждого участника о том, как его воспринимает другой.
Б). В чем же состоит искажение конфликтной ситуации?
- Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.
- Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются некоторые основные устойчивые связи и отношения.
- Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу «здесь и теперь». Последствия, как правило, не просчитываются.
- Восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу «черное – белое». «Серые» тона или полутона используются редко.
- Господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.
- Происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует своим предубеждениям.
В). Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:
- Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации.
- Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т. д.).
По такому же сценарию происходит искажение восприятия действий, высказываний, поступков (даже непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные) и личностных качеств.
Г). Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты, они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде оппонента.
Восприятие личности оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Срабатывает эффект поиска «соринки в глазу другого». Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В оппоненте игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдывается высмеивание недостатков (в том числе природного свойства), допущение оскорблений в его адрес.
Таким образом, можно говорить, что искажение всех компонентов конфликта приводит к формированию «образа врага».
Д). От чего зависит степень искажения восприятия конфликтной ситуации? Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации:
- Состояние стресса (обычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие).
- Высокий уровень негативных эмоций.
- Уровень информированности участников друг о друге. Чем меньше информации о другом имеется у оппонента, тем больше он домысливает и «достраивает» недостающие фрагменты информации, формируя образ конфликтной ситуации.
- Особенности перцептивных процессов (умственное развитие субъекта, эмоциональное или физиологическое состояния субъекта и т. д.)
- Неумение предвидеть последствия.
- Доминирование в сознании «агрессивной концепции среды».
- Негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтный период отношений.
- Неадекватность оценки ситуации может вызываться и такими факторами, как ограниченность кругозора, состояние алкогольного или наркотического опьянения, недостаток времени для досконального и объективного изучения ситуации и т. д.
3. Типы конфликтных личностей
Исходя из результатов исследований отечественных психологов, можно выделить пять основных типов конфликтных личностей.
Конфликтная личность — демонстративный тип:
- хочет быть в центре внимания;
- любит хорошо выглядеть в глазах других;
- его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
- ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью;
- хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
- рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
- планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
- кропотливой систематической работы избегает;
- не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
- часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
Конфликтная личность — ригидный тип:
Ригидность (лат. жесткость) – это неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений.
- подозрителен;
- обладает завышенной самооценкой;
- нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
- часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
- прямолинеен и негибок;
- с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
- выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
- выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
- мало критичен по отношению к своим поступкам;
- болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.
Конфликтная личность — неуправляемый тип:
- импульсивен, недостаточно контролирует себя;
- поведение трудно предсказуемо;
- ведет себя вызывающе, агрессивно;
- часто в запале нарушает общепринятые нормы;
- обычно имеет высокий уровень притязаний;
- несамокритичен;
- во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
- не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
- недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
- из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.
Конфликтная личность — сверхточный тип:
- скрупулезно относится к работе;
- предъявляет повышенные требования к себе;
- предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
- обладает повышенной тревожностью;
- чрезмерно чувствителен к деталям;
- склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
- иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
- страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
- сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
- не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Конфликтная личность — бесконфликтный тип:
- неустойчив в оценках и мнениях;
- обладает легкой внушаемостью;
- внутренне противоречив;
- для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
- ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
- недостаточно хорошо видит перспективу;
- зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
- излишне стремится к компромиссу;
- не обладает достаточной силой воли;
- не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Хотя это может показаться странным, здесь уместно дать один важный совет: относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу.
Лекция 5.