Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)

Детям показывают картинки с изображением конфликтных си­туаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж (см. приложение 2). Набор картинок выбирается в соответствии с по­лом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.

Предлагается следующая инструкция:

1.«Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ
ребенка фиксируется в протоколе.

2. Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.

Диагностика познавательной сферы

Методика «Перцептивное моделирование»

Методика направлена на выявление уровня развития перцептив-ныхдействий и предусматривает конструирование фигуры опреде­ленной формы из заданных элементов.

Инструкция. Показав детям свою тетрадь с методикой (приложе­ние 5), взрослый предлагает Досмотреть на первую страницу и го-ворит:«3десь изображен круг, разрезанный на 2 части. Вот они (показывает, обводя их контуры). Покажите на своих рисунках ка­рандашом вот эту часть круга, а теперь — другую. А теперь круг как будто рассыпался на части, и они смешались с другими частя­ми. Все эти части нарисованы внизу под кругом. Найдите среди них те, из которых можно составить этот круг. Отметьте их крес­тиком, вот так (показывает, затем проверяет правильность дейст­вий детей, помогает исправить ошибку). А теперь соедините эти части линиями с такими же в образце, проведите между одинако­выми частями дорожки. (Проверяет правильность действий детей). { Переверните страницу. Вы снова видите круг, только теперь он '"разрезан не на две, а на три части. Найдите их в нижнем ряду, от­метьте крестиками, а потом соедините дорожками с такими же ча­стями в образце. (Проверяет и помогает исправить ошибки). Пе­реверните еще страницу. ^Теперь вы видите другую фигуру — ква­драт. Он тоже разделен на части! Сколько их? Правильно, 4. Найдите их и соедините с такими же в образце». Проверяющий обходит столы, за которыми работают дети, помогает правильно выполнить вводные задачи,, затем резюмирует: «Теперь вы знаете, что фигуру-образец можно составить из нескольких частей — двух, трех или четырех, j В тетради задачи сначала даются простые. В них образец складывается из двух частей, затем идут задачи на со­ставление фигуры из трех, а в самом конце из четырех частей. На следующих страницах образцы не разделены на составные части. /Откройте страницу. Вы видите — круг. Посмотрите, из каких ча­стей его можно составить, отметьте их крестиками. Переверните страницу, и сами выбирайте части для квадрата, отмечайте. -На­следующих страницах делайте так же — отмечайте части, из кото­рых складывается образец, нарисованный сверху».

Методика «Схематизация»

Методика содержит задачи на использование условно-схемати­ческих изображений для ориентации в пространстве (приложение 7). Ребенку предлагают отыскать путь в разветвленной системе до­рожек, пользуясь условным обозначением этого пути (схемой или несколькими ориентирами).

Инструкция.Детям раздаются тетрадки с заданиями и простые карандаши. Затем говорится: Перед вами полянка, на ней нари­сованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно найти— нужный домик и отметить его карандашом. Чтобы его найти, на­до смотреть на «письмо» (взрослый указывает на ту часть страницы, где оно изображено). Тут нарисовано, что_надо идти от травки (указывает на изображение пучка травы на «письме» и на полянке) мимо елочки, потом мимо грибка (эти ориентиры указываются только на «письме»). Если пойдете так, как указано в «письме», то найдете нужный домик Кто нашел этот домик — зачеркните его». Дети зачеркивают найденный домик, а взрослый смотрит, как ре­шил задачу каждый ребенок, и, в случае ошибки во вводных зада­чах, разъясняет повторно и помогает найти правильное решение.

Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть страницу тетради и говорит: «Здесь тоже дорож-ка и два домика, и опять надо найти нужный домик. Но и дорож- ка и «письмо» здесь другие. В «письме» нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в эту сторону». Проверяющий при этих словах проводит ручкой по чертежу в «письме». Решения задачи снова проверяют­ся у каждого ребенка, ошибки объясняются и исправляются.

Затем по порядку предлагаются задачи №№ 1—7. При решении этих основных задач взрослый лишь указывает на новое «письмо», фиксирует внимание детей на том, что там изображено, но оши­бок не исправляет.

Дополнительные инструкции к основным задачам.

К задаче№1. «А здесь полянка другая и домиков много. Но на­до найти только тот домик, о котором написано в «письме». В «письме» сказано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать поиск от травки (взрослый указывает на травку в «пись­ме» и на полянке), а потом идти прямо, затем повернуть в эту сторону, потом в эту, потом сюда, потом сюда (изменения на­правления пути указываются только на «письме»). Найдите нужный домик и пометьте. Теперь вы знаете, как это делается, я смотреть и исправлять ваши работы не буду, посмотрю их тогда, когда закончим всю работу».

К задаче № 2. «Здесь опять другая полянка и много домиков. Но надо найти только один из них. В «письме» нарисовано, что на­до идти от травки, потом мимо березки, потом мимо грибка, ми­мо елочки, потом мимо стульчика (как и прежде, только первый ориентир — травка - указывается и в «письме» и на полянке, ос­тальные ориентиры указываются только на «письме»). Найдите нужный домик на полянке и отметьте его».

К задачам №№ 3-4. «Здесь найти домик потруднее, потому что у каждой развилки дороги стоят одинаковые предметы и, чтобы выбрать правильный путь, надо посмотреть, какой следующий предмет указан в «письме». Будьте очень внимательны, смотрите на «письмо» и идите только так, как в нем указано. На этой по­лянке (задача №3) указано, что идти надо мимо березки, затем мимо елочки, затем мимо грибка, затем мимо забора, тогда лишь отыщете нужный; домик. Отыщите его и отметьте». На следую­щей полянке (задача №4) без дополнительных объяснений следу­ет только указать на ориентиры, заданные в «письме» (березка, колокольчик, колосок, яблоко).

К задачам №№ 5-6. «А здесь дорожка в лесу, на ней нарисованы только елочки и грибочки. Но, чтобы не заблудиться, в «письме» указано как нужно идти, около чего поворачивать и в какую сторо­ну. Все, не помеченные в «письме» повороты, елочки и грибочки надо пропускать. Идти только так, как написано в «письме». Для задачи № 5: «Идти от травки все время прямо пока не найдете елоч­ку и нужный поворот, тогда повернуть и идти опять до такого ме­ста, где попадется опять елочка и нужный поворот. Найдите нуж­ный домик и отметьте его». Для задачи № 6: «Идти надо от травки все время прямо пока не найдете грибок и нужный поворот, затем повернуть и идти снова до такого места, где встретится грибок и нужный поворот. Найдите нужный домик и отметьте его».

К задаче № 7. «А здесь дорожек и домиков еще больше. Не за­блудитесь, будьте внимательны, смотрите на «письмо», в нем указано как идти. Все, не помеченные в «письме» повороты, елочки и грибочки надо пропускать, идти только так, как напи­сано в «письме». Начинать идти надо от травки все время прямо, пока не найдете елочку и нужный поворот, затем, повернув, ид­ти до такого места, пока не увидите снова елочку и нужный поворот, затем опять идти прямо, пока не найдете грибок и нужный поворот. Найдите нужный домик и отметьте его».

Инструкцию к каждой задаче следует произносить медленно, все ориентиры указывать только на «письме» (только «травку», как начало пути, указывать как в «письме», так и на полянке). В инструкции совершенно недопустимо пользоваться такими слова­ми как: «направо», «налево», «вверх», «вниз». Инструкцию пе­ред каждой задачей произносить следует только один раз.

После выполнения всего задания нужно проверить, на каждой ли странице отмечен домик. Если ребенок пропустил какую-нибудь страницу, надо попросить его найти на ней домик и отметить его. Правильность выполнения заданий с детьми не обсуждается. Если кто-то из детей выполняет задания значительно медленнее остальных, можно после выполнения другими детьми всех заданий, дать этому ребенку возможность выполнить данное задание в своем темпе.

Наши рекомендации