Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)
Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж (см. приложение 2). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.
Предлагается следующая инструкция:
1.«Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ
ребенка фиксируется в протоколе.
2. Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.
Диагностика познавательной сферы
Методика «Перцептивное моделирование»
Методика направлена на выявление уровня развития перцептив-ныхдействий и предусматривает конструирование фигуры определенной формы из заданных элементов.
Инструкция. Показав детям свою тетрадь с методикой (приложение 5), взрослый предлагает Досмотреть на первую страницу и го-ворит:«3десь изображен круг, разрезанный на 2 части. Вот они (показывает, обводя их контуры). Покажите на своих рисунках карандашом вот эту часть круга, а теперь — другую. А теперь круг как будто рассыпался на части, и они смешались с другими частями. Все эти части нарисованы внизу под кругом. Найдите среди них те, из которых можно составить этот круг. Отметьте их крестиком, вот так (показывает, затем проверяет правильность действий детей, помогает исправить ошибку). А теперь соедините эти части линиями с такими же в образце, проведите между одинаковыми частями дорожки. (Проверяет правильность действий детей). { Переверните страницу. Вы снова видите круг, только теперь он '"разрезан не на две, а на три части. Найдите их в нижнем ряду, отметьте крестиками, а потом соедините дорожками с такими же частями в образце. (Проверяет и помогает исправить ошибки). Переверните еще страницу. ^Теперь вы видите другую фигуру — квадрат. Он тоже разделен на части! Сколько их? Правильно, 4. Найдите их и соедините с такими же в образце». Проверяющий обходит столы, за которыми работают дети, помогает правильно выполнить вводные задачи,, затем резюмирует: «Теперь вы знаете, что фигуру-образец можно составить из нескольких частей — двух, трех или четырех, j В тетради задачи сначала даются простые. В них образец складывается из двух частей, затем идут задачи на составление фигуры из трех, а в самом конце из четырех частей. На следующих страницах образцы не разделены на составные части. /Откройте страницу. Вы видите — круг. Посмотрите, из каких частей его можно составить, отметьте их крестиками. Переверните страницу, и сами выбирайте части для квадрата, отмечайте. -Наследующих страницах делайте так же — отмечайте части, из которых складывается образец, нарисованный сверху».
Методика «Схематизация»
Методика содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентации в пространстве (приложение 7). Ребенку предлагают отыскать путь в разветвленной системе дорожек, пользуясь условным обозначением этого пути (схемой или несколькими ориентирами).
Инструкция.Детям раздаются тетрадки с заданиями и простые карандаши. Затем говорится: Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно найти— нужный домик и отметить его карандашом. Чтобы его найти, надо смотреть на «письмо» (взрослый указывает на ту часть страницы, где оно изображено). Тут нарисовано, что_надо идти от травки (указывает на изображение пучка травы на «письме» и на полянке) мимо елочки, потом мимо грибка (эти ориентиры указываются только на «письме»). Если пойдете так, как указано в «письме», то найдете нужный домик Кто нашел этот домик — зачеркните его». Дети зачеркивают найденный домик, а взрослый смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, в случае ошибки во вводных задачах, разъясняет повторно и помогает найти правильное решение.
Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть страницу тетради и говорит: «Здесь тоже дорож-ка и два домика, и опять надо найти нужный домик. Но и дорож- ка и «письмо» здесь другие. В «письме» нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в эту сторону». Проверяющий при этих словах проводит ручкой по чертежу в «письме». Решения задачи снова проверяются у каждого ребенка, ошибки объясняются и исправляются.
Затем по порядку предлагаются задачи №№ 1—7. При решении этих основных задач взрослый лишь указывает на новое «письмо», фиксирует внимание детей на том, что там изображено, но ошибок не исправляет.
Дополнительные инструкции к основным задачам.
К задаче№1. «А здесь полянка другая и домиков много. Но надо найти только тот домик, о котором написано в «письме». В «письме» сказано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать поиск от травки (взрослый указывает на травку в «письме» и на полянке), а потом идти прямо, затем повернуть в эту сторону, потом в эту, потом сюда, потом сюда (изменения направления пути указываются только на «письме»). Найдите нужный домик и пометьте. Теперь вы знаете, как это делается, я смотреть и исправлять ваши работы не буду, посмотрю их тогда, когда закончим всю работу».
К задаче № 2. «Здесь опять другая полянка и много домиков. Но надо найти только один из них. В «письме» нарисовано, что надо идти от травки, потом мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом мимо стульчика (как и прежде, только первый ориентир — травка - указывается и в «письме» и на полянке, остальные ориентиры указываются только на «письме»). Найдите нужный домик на полянке и отметьте его».
К задачам №№ 3-4. «Здесь найти домик потруднее, потому что у каждой развилки дороги стоят одинаковые предметы и, чтобы выбрать правильный путь, надо посмотреть, какой следующий предмет указан в «письме». Будьте очень внимательны, смотрите на «письмо» и идите только так, как в нем указано. На этой полянке (задача №3) указано, что идти надо мимо березки, затем мимо елочки, затем мимо грибка, затем мимо забора, тогда лишь отыщете нужный; домик. Отыщите его и отметьте». На следующей полянке (задача №4) без дополнительных объяснений следует только указать на ориентиры, заданные в «письме» (березка, колокольчик, колосок, яблоко).
К задачам №№ 5-6. «А здесь дорожка в лесу, на ней нарисованы только елочки и грибочки. Но, чтобы не заблудиться, в «письме» указано как нужно идти, около чего поворачивать и в какую сторону. Все, не помеченные в «письме» повороты, елочки и грибочки надо пропускать. Идти только так, как написано в «письме». Для задачи № 5: «Идти от травки все время прямо пока не найдете елочку и нужный поворот, тогда повернуть и идти опять до такого места, где попадется опять елочка и нужный поворот. Найдите нужный домик и отметьте его». Для задачи № 6: «Идти надо от травки все время прямо пока не найдете грибок и нужный поворот, затем повернуть и идти снова до такого места, где встретится грибок и нужный поворот. Найдите нужный домик и отметьте его».
К задаче № 7. «А здесь дорожек и домиков еще больше. Не заблудитесь, будьте внимательны, смотрите на «письмо», в нем указано как идти. Все, не помеченные в «письме» повороты, елочки и грибочки надо пропускать, идти только так, как написано в «письме». Начинать идти надо от травки все время прямо, пока не найдете елочку и нужный поворот, затем, повернув, идти до такого места, пока не увидите снова елочку и нужный поворот, затем опять идти прямо, пока не найдете грибок и нужный поворот. Найдите нужный домик и отметьте его».
Инструкцию к каждой задаче следует произносить медленно, все ориентиры указывать только на «письме» (только «травку», как начало пути, указывать как в «письме», так и на полянке). В инструкции совершенно недопустимо пользоваться такими словами как: «направо», «налево», «вверх», «вниз». Инструкцию перед каждой задачей произносить следует только один раз.
После выполнения всего задания нужно проверить, на каждой ли странице отмечен домик. Если ребенок пропустил какую-нибудь страницу, надо попросить его найти на ней домик и отметить его. Правильность выполнения заданий с детьми не обсуждается. Если кто-то из детей выполняет задания значительно медленнее остальных, можно после выполнения другими детьми всех заданий, дать этому ребенку возможность выполнить данное задание в своем темпе.