Тема: Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

1. Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:

а) уход от конфликта;

б) переговоры;

в) откладывание разрешения конфликта;

г) примирение сторон через посредника.

2. Конструктивное разрешение конфликта зависит от:

а) адекватности его восприятия;

б) открытости общения;

в) атмосферы сотрудничества;

г) использования силы;

д) ориентации на разовый выигрыш.

3. Если участник конфликта берет на себя ответственность за свою реакцию поведения, избегает обвинений в адрес других, то шанс на то, что он сосредоточит свое внимание на обсуждении проблемы, а не побочных вопросах:

а) убывает;

б)возрастает;

в) остается неизменным.

4. Переговоры проходят через различные фазы:

а) подготовительную;

б) первоначального выбора позиции;

в) финальную.

Какая фаза переговоров не названа? _________________________.

5. Наличие опыта выступает одним из существенных компонентов эффективности переговоров. Опытные участники переговоров больше времени отдают:

а) поиску альтернатив;

б) диагностике;

в) тактикам__________;

г) поиску цели.

6. Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах:

а) в своих действиях он подчеркнуто нейтрален;

б) переговоры - предмет его самореализации;

в) он не должен подгонять дискутирующих;

г) имеет административную власть в выработке решений;

д) он задает вопросы их уточнение, выдвигает предложения обеим сторонам для преодоления разногласий;

е) он отвечает за конкретное соглашение.

7. К особенностям арбитража относятся:

а) участие третьего лица в переговорах незначительно;

б) действия третьего лица доминируют;

в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как добровольное;

г) решение выносится на публичное обсуждение.

8. Можно ли рассматривать конфликт в сфере производства как способ сигнализации администрации со стороны работников о своих потребностях:

а) да;

б) нет.

9. Разница между манипуляцией и открытым влиянием не всегда бросается в глаза. Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:

а) информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;

б) объекту влияния предоставляются все факты;

в) объекту влияния предоставляется свобода выбора;

г) объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора.

10. Люди не всегда придерживаются этических норм на переговорах.

Что из перечисленного ниже можно использовать как контрмеры в таких случаях:

а) согласиться обсудить это позднее;

б) попросить перерыва;

в) пропускать некоторые враждебные замечания мимо ушей;

г) использовать враждебные замечания в положительных целях;

д) раскрыть их тактику, показав, что Вы ее поняли;

е) прибегнуть к юмору.

11. Какие виды деятельности имеют отношение к переговорам:

а) достижение реальных результатов;

б) требование подчинения;

в) поддержание конструктивного климата;

г) использование авторитета власти;

д) процедурная гибкость.

12. Успешные переговоры предполагают исход:

а) «выиграть/проиграть»;

б) «выиграть/выиграть»;

в) другой исход.

13. Посредничество предполагает, что третья сторона:

а) выносит рекомендации, обязательные к исполнению;

б) имеет жесткий контроль над процессом переговоров, но не над их содержанием;

в) отказывается от права принимать решения или рекомендации.

14. Механизмами разрешения конфликта являются:

а) разрешение конфликта самими участниками;

б) вмешательство третьей стороны.

15. В социальных конфликтах крупного масштаба роль третьей стороны могут играть:

а) государство;

б) правительственная организация;

в) отдельные лица, обладающие международным авторитетом.

16. Волевое прекращение конфликта может обеспечивать:

а) посредник;

б) консультант;

в) третейский судья.

17. Руководитель (администратор, менеджер) в урегулировании конфликта чаще всего выступает в роли:

а) консультанта;

б) посредника;

в) арбитра.

18. При урегулировании конфликтов по вертикали руководителю целесообразнее выступать в роли:

а) наблюдателя;

б) помощника;

в) арбитра.

19. Роль посредника для руководителя эффективна в ситуациях:

а) конфликта по горизонтали;

б) резкого обострения взаимоотношений;

в) конфликта по вертикали.

20. Если целью переговоров является желание одной из сторон выиграть время для наращивания своих ресурсов, то такие переговоры выполняются функцию:

а) коммуникативную;

б) информационную;

в) отвлечения внимания.

21. В случае, когда уступки одной стороны в ходе переговоров значительно превышают уступки другой, принятое решение относится к типу:

а) компромиссного;

б) асимметричного.

22. Главными показателями успешности переговоров являются:

а) высокая субъективная оценка переговоров обеими сторонами;

б) подписание сторонами договора;

в) выполнение сторонами взятых на себя обязательств.

23. Договор, заключенный в устной форме, не имеющий характера официального договора, представляет собой:

а) протокол о намерениях;

б) соглашение;

в) джентльменское соглашение.

24. Прекращение действия договора обозначается термином:

а) пролонгация;

б) пакт;

в) денонсация.

25. Нужны ли переговоры, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов:

а) да;

б) нет.

26. Переговоры могут быть:

а) индивидуальными (между двумя участниками);

б) требующими обращения к третьему лицу;

в) групповыми (командными).

27. В качестве результатов переговоров выступают следующие акты:

а) договор;

б) спор;

в) пакт;

г) конвенция.

28. Возможностями оправдания расторжения договоров являются:

а) непосильные обязательства;

б) заключение договора под давлением или угрозой;

в) заключение договора в результате обмана.

29. Предметом переговоров является:

а) сам конфликт;

б) список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников.

30. Переговоры представляют собой:

а) перетягивание каната каждой стороной;

б) стремление к торжеству собственной позиции;

в) процесс взаимосогласованных действий с целью установления меры соответствия и меры несоответствия позиций.

Итоговый тест

1. Изживание «субкультуры насилия» как метод предупреждения конфликтов является:

а) социальным;

б) психологическим.

2. Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность:

а) по выдвижению контрмотивов, способных заблокировать агрессивные намерения;

б) по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений;

в) по регуляции взаимоотношений.

3. Недопущение или институциализация конфликта и четкое определение границ его протекания характерны для какой формы предупрежедения:

а) поддержания сотрудничества;

б) институциализации отношений;

в) принятия нормативных механизмов.

4. Норма как фактор предупреждения конфликтов предполагает определенное воздействие. Какое:

а) информационное;

б) ценностное;

в) принудительное.

5. Относятся ли понятия "конкуренция" и "конфликт" к понятиям одного смыслового ряда:

а) да;

б) нет.

6. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:

а) конфликт присущ человеку как и всем животным;

б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;

в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы,

социальное бедствие;

г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.

7. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:

а) деньги;

б) власть;

в) престиж;

г) нехватка средств к существованию.

8. Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из:

а) социального неравенства людей;

б) несовершенства человеческой психики;

в) естественной агрессивности человека вообще.

9. Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтности:

а) они не связаны друг с другом;

б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;

в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.

10. Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и сближения:

а) да;

б) нет.

11. Забастовочный комитет можно определить как:

а) подстрекатель конфликта;

б) пособник конфликта;

в) организатор конфликта.

12. Ролевое поведение участников конфликта детерминировано:

а) своими интересами;

б) своими социальными функциями и ролью;

в) ситуацией;

г) личностными особенностями;

д) намерениями j_________оппонентов.

13. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение:

а) верно;

б) отчасти верно;

в) не верно.

14. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления. Это суждение:

а) верно;

б) не верно.

15. Чередование этапов развития конфликтной ситуации:

а) обязательно последовательно;

б) произвольно;

в) не обязательно.

16. Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовленные позиции – это:

а) рефлексивный прогноз;

б) рефлексивная защита;

в) рефлексивное управление.

17. "Фоновая" напряженность – это:

а) абстрактное научное понятие;

б) неотъемлемый элемент общественных отношений;

в) показатель социального конфликта.

18. Метод практической эмпатии означает:

а) психологическую "настройку" на оппонента;

б) использование личностных особенностей оппонента;

в) многообразное воздействие на оппонента.

19. Стратегические методы разрешения конфликта:

а) планирование социального развития;

б) конкретные требования к работе каждого;

в) система поощрения за инициативу и добросовестность.

20. Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:

а) «сглаживание»;

б) «быстрого решения»;

в) «скрытых действий».

21. Возможность «беспредметного» конфликта:

а) исключена;

б) реальна в ряде случаев.

22. Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним – это:

а) объект конфликта;

б) предмет конфликта.

23. Возможно ли сохранение предыдущих стадий вызревания конфликта в его развитии:

а) да;

б) нет.

24. Причины возникновения конфликта:

а) депривация;

б) неадекватность восприятия ситуации;

в) семантические трудности в общении;

г) недостаток информации.

25. К простой форме паталогической конфликтности относят:

а) бойкот;

б) саботаж;

в) протест.

26. В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне:

а) когда в его основе лежат групповые противоречия;

б) когда в его основе лежат личные противоречия;

в) таких случаев нет.

27. Возможен ли конфликт, если в нем действует только одна противоборствующая сторона:

а) да;

б) нет.

28. Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется:

а) пособник;

б) подстрекатель;

в) посредник.

29. Какой тип выбора стратегии поведения в конфликте более результативен:

а) рациональный;

б) иррациональный.

30. Какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта:

а) «избегание – избегания»;

б) «стремление – избегание»;

в) двойное «стремление – избегание».

4.2. Контрольные вопросы к зачету

1. Предпосылки выделения конфликтологии в область научного знания.

2. Объект и предмет изучения конфликтологии.

3. Принципы исследования конфликтов.

4. Системная концепция конфликтов.

5. Методы изучения конфликтов.

6. Функции конфликтов.

7. Конфликт как тип трудной ситуации.

8. Классификации конфликтов.

9. Классификация причин конфликтов.

10. Объективные факторы возникновения конфликтов.

11. Организационно-управленческие причины конфликтов.

12. Социально-психологические причины конфликтов.

13. Личностные причины конфликтов.

14. Потери и искажение информации как причина конфликтов.

15. Характеристика внутриличностных конфликтов.

16. Характеристика семейных конфликтов.

17. Характеристика конфликты «руководитель – подчиненный».

18. Характеристика Конфликтов между социальными группами.

19. Характеристика политических и межгосударственных конфликтов.

20. Характеристика информационно-психологических конфликтов.

21. Характеристика инновационных конфликтов.

22. Характеристика педагогических конфликтов.

23. Понятие «управление конфликтами».

24. Особенности управления конфликтами.

25. Технологии предупреждения конфликтов.

26. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта.

27. Разрешение конфликта: условия, факторы, этапы разрешения.

28. Стратегии разрешения конфликтов.

29. Тактики воздействия на оппонента в целях разрешения конфликта. Посредническая деятельность в конфликте.

30. Переговоры как способ завершения конфликта.

31. Преодоление конфликта в деловом общении.

32. Стресс как следствие конфликта.

33. Способы управления эмоциями.

34. Способы снижения агрессии в конфликте.

35. Нормативное регулирование конфликтов.

36. Формы завершения конфликтов.

37. Тактики воздействия на оппонента в конфликте.

38. Типы конфликтных личностей и способы, тактики поведения с ними.

39. Структура конфликтоустойчивой личности.

40. Тактики поведения с конфликтными личностями.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите группы разрушающих переживаний и приведите примеры эмоций, входящих в состав каждой группы. Приведите примеры ситуаций, в которых эти эмоции являются аутентичными (не менее 3-х примеров).

2. Назовите основные шаблоны губительного мышления и возможные вредоносные иррациональные убеждения. Каким образом названные шаблоны и убеждения влияют на развитие конфликта?

3. На основании конфликтной ситуации, участником или свидетелем которой вы были (ситуацию описать), составьте карту конфликта. Укажите достоинства и недостатки подобного метода анализа конфликта.

4. Назовите возможные стратегии поведения в конфликте. Приведите примеры ситуаций, в которых применение той или иной стратегии является, на ваш взгляд, наиболее оптимальным (по 1 примеру на каждую стратегию).
5. На основании конфликтной ситуации, участником или свидетелем которой вы были (ситуацию описать), составьте матрицу возможностей. Укажите достоинства и недостатки подобного метода анализа конфликта.

6. Раскройте содержание понятий: социальное противоречие, социальный конфликт, консенсус, антагонизм, переговоры. Укажите место и роль этих понятий в конфликтологии.

7. Раскройте содержание понятий: конвенция, агрессия, конфликтная ситуация, типы социального конфликта, оппонент. Укажите место и роль этих понятий в конфликтологии.

8. Раскройте содержание понятий: сотрудничество, насилие, средства конфликта, этапы конфликта, спор. Укажите место и роль этих понятий в конфликтологии.

9. Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт. Каковы причины конфликта (назовите не менее 3-х возможных причин)? Определите конфликтную ситуацию.

10. В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью. Каковы причины конфликта (назовите не менее 3-х возможных причин)? Определите конфликтную ситуацию.

11. Назовите достоинства и недостатки критики. Приведите не менее 6 примеров (3 - достоинства, 3 - недостатки). Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримите?

12. Назовите основные причины конфликтов в организации (не менее 5-и причин). В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего сотрудника также должна быть выполнена в срок. Как вы поступите в этой ситуации, объясните свой поступок.

13. Назовите и охарактеризуйте существующие стили управления. Каким образом поведение руководителя в конфликтной ситуации взаимосвязано со стилем управления, которого он придерживается. Приведите примеры (по 1 примеру на каждый стиль).

14. Назовите основные типы, причины и способы управления межличностными конфликтами. Приведите примеры (по 1 на каждый тип).

15. Назовите основные функции конфликта. Приведите примеры конструктивных и неконструктивных конфликтов (не менее 6 примеров, по 3 на каждую группу).

16. Назовите основные этапы переговоров. Перечислите и охарактеризуйте стратегии переговорного процесса. Приведите примеры, отражающие сущность стратегий (по 1 примеру на каждую стратегию).

17. Назовите основные этапы переговоров. Перечислите и охарактеризуйте модели поведения в переговорах. Приведите примеры, отражающие сущность моделей (по 1 примеру на каждую модель). 18. Назовите виды манипуляций, основанных на «правилах приличия» и «справедливости», ожидаемую реакцию и способы противодействия. Приведите примеры целесообразного использования данного типа манипуляции (по 1 примеру на каждый вид).

19. Назовите виды манипуляций, направленных на унижение оппонента, ожидаемую реакцию и способы противодействия. Приведите примеры целесообразного использования данного типа манипуляции (по 1 примеру на каждый вид).

20. Назовите основные причины глобальных и региональных конфликтов, а также способы управления этими конфликтами. Приведите примеры существующих в настоящее время глобальных и региональных конфликтов (не менее 3-х примеров).

Темы рефератов

Наши рекомендации