Тема 1.1. Роль общения в развитии ребенка
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
С.А. Панахова ____________
«__»______________2015г. С изменениями в титульном листе от 17.09.2015г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальностям СПО
44. 02.01. Дошкольное образование
для студентов заочной формы обучения
Рассмотрено на заседании ПЦК
преподавателей педагогики и психологии
протокол №___
«___»____________ 2015г.
Вологда
2015г.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны на основе программы профессионального модуля Организация различных видов деятельности и общения детей по специальности СПО44.02.01. Дошкольное образование, программы учебной дисциплины Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Составитель:
Свешникова С.Л. преподаватель психолого-педагогических
дисциплин БПОУ ВО
«Вологодский педагогический колледж»
Рецензенты:
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять педагогические условия организации общения детей;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
знать:
- психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
- основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
- теоретические основы руководства общением детей.
Задания для практической (самостоятельной) работы студентов.
Тема 1.1. Роль общения в развитии ребенка
Задание для самостоятельной работы № 1:
Составление конспекта «Общие вопросы общения с ребенком».
Основные источники:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.
Задание для самостоятельной работы № 2:
Составить конспект на тему «Особенности формирования детского коллектива»
Описать 3-4 упражнения или игры, способствующие развитию детского коллектива.
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
- умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
- знание особенностей развития детского коллектива
-знание приемов и средств по развитию детского коллектива
Содержание задания: Описать 3-4 упражнения или игры, способствующие развитию детского коллектива.
по следующей схеме:
1. название упражнения (игры).
2. цель.
3. инструкция.
4. источник (литература)
Задание письменное. Используйте все доступные источники информации. При оценке учитывается умение студентов находить и анализировать информацию по изученной проблеме, выделять значимую информацию.
Основные источники:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.
Задание для самостоятельной работы № 3:
Подготовка информационного сообщения для родителей «Особенности воспитания мальчика (девочки) дошкольного (раннего) возраста».
Основные источники:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.
Задание для самостоятельной работы № 4:
Самооценка развития коммуникативных способностей. Пути устранения выявленных проблем.
Определите уровень своей общительности, опишите особенности своей коммуникабельности и рекомендации по развитию собственных коммуникативных навыков.
Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет,
иногда.
Опросник:
1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить
с докладом, сообщением, информацией на каком-либо мероприятии?
3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую
конференцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими
людьми?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к
вам с просьбой или вопросом?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям
разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам
вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли
вы?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите
с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в
магазине, кинотеатре, библиотеке)?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению
конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литературы,
искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не приемлете, это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки
зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать
и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в
учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме,
чем в устной?
Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.
Полученные баллы суммируются, и определяется уровень
общительности.
30-32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам
трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контролируйте
себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому У вас мало
друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из равновесия. Однако
бывает, что при сильной увлеченности вы раскрываетесь и становитесь
общительным. Стоит только захотеть.
19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке
чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с
оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Однако эти недостатки
исправимы.
9-13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите высказываться по
разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно
знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в Центре внимания. Однако
вам недостает усидчивости, терпения и решительности, когда сталкиваетесь с
серьезными проблемами. При желании вы можете себя заставить не
отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел,
любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут
вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно
довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к
вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы
говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого
отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны.
Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам
надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте
в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Основные источники:
1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3.Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4.Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.