Тема 1.1. Роль общения в развитии ребенка

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

С.А. Панахова ____________

«__»______________2015г. С изменениями в титульном листе от 17.09.2015г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальностям СПО

44. 02.01. Дошкольное образование

для студентов заочной формы обучения

Рассмотрено на заседании ПЦК

преподавателей педагогики и психологии

протокол №___

«___»____________ 2015г.

Вологда

2015г.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны на основе программы профессионального модуля Организация различных видов деятельности и общения детей по специальности СПО44.02.01. Дошкольное образование, программы учебной дисциплины Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Составитель:

Свешникова С.Л. преподаватель психолого-педагогических

дисциплин БПОУ ВО

«Вологодский педагогический колледж»

Рецензенты:

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- определять педагогические условия организации общения детей;

- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;

- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;

знать:

- психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;

- основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;

- теоретические основы руководства общением детей.

Задания для практической (самостоятельной) работы студентов.

Тема 1.1. Роль общения в развитии ребенка

Задание для самостоятельной работы № 1:

Составление конспекта «Общие вопросы общения с ребенком».

Основные источники:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

Задание для самостоятельной работы № 2:

Составить конспект на тему «Особенности формирования детского коллектива»

Описать 3-4 упражнения или игры, способствующие развитию детского коллектива.

Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:

- умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,

- знание особенностей развития детского коллектива

-знание приемов и средств по развитию детского коллектива

Содержание задания: Описать 3-4 упражнения или игры, способствующие развитию детского коллектива.

по следующей схеме:

1. название упражнения (игры).

2. цель.

3. инструкция.

4. источник (литература)

Задание письменное. Используйте все доступные источники информации. При оценке учитывается умение студентов находить и анализировать информацию по изученной проблеме, выделять значимую информацию.

Основные источники:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

Задание для самостоятельной работы № 3:

Подготовка информационного сообщения для родителей «Особенности воспитания мальчика (девочки) дошкольного (раннего) возраста».

Основные источники:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

Задание для самостоятельной работы № 4:

Самооценка развития коммуникативных способностей. Пути устранения выявленных проблем.

Определите уровень своей общительности, опишите особенности своей коммуникабельности и рекомендации по развитию собственных коммуникативных навыков.

Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет,

иногда.

Опросник:

1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить

с докладом, сообщением, информацией на каком-либо мероприятии?

3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую

конференцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими

людьми?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к

вам с просьбой или вопросом?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям

разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам

вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли

вы?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите

с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в

магазине, кинотеатре, библиотеке)?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению

конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литературы,

искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не приемлете, это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки

зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать

и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в

учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме,

чем в устной?

Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.

Полученные баллы суммируются, и определяется уровень

общительности.

30-32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам

трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контролируйте

себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому У вас мало

друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из рав­новесия. Однако

бывает, что при сильной увлеченности вы раскрываетесь и становитесь

общительным. Стоит только захотеть.

19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке

чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с

оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Однако эти недостатки

исправимы.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите высказываться по

разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно

знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в Центре внимания. Однако

вам недостает усидчивости, терпения и решительности, когда сталкиваетесь с

серьезными проблемами. При желании вы можете себя заставить не

отступать.

4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел,

любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут

вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно

довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к

вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы

говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого

отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны.

Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам

надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте

в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.

Основные источники:

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3.Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4.Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

Наши рекомендации