Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрение
Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Инициация (посвящение) является языком, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя: «С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, теперь я...». Инициация также объединяет членов группы, повышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии.
Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фиксировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации— прохождение ребенком определенных «испытаний», экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в зависимости от его возраста и возможностей.
Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может сказать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!»
Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройденный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен справиться.
Каждый пройденный этап, а также достижения каждого ребенка должны быть обязательно отмечены психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли («ведущий», «помощник» и т.д.).
В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми маркерами, абсолютно необходима «тронная» речь психолога: «Теперь вы стали... Вспомните, как трудно было вначале... Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас "Знайками"».
Наказание и поощрение
Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «общественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться. «Сила честности» — взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.
Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания яв-
238 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
ляется лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то — батут, компьютер или описанная выше игра «Царство животных»).
В качестве поощрений можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т.п.), а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непреложно для всех.
В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает право самостоятельно выбрать игру, в которую будут играть все лети, или музыку, под которую они будут танцевать.
Причем этим выдающимся может быть не объективно самый успешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.
Часть III
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В этой части представлен ряд авторских программ, разработанных на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001). В них отражены варианты дидактической поурочной разработки схемы нейро-психологической коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Каждая из программ реализуется по единому плану, который предполагает:
—предварительную нейропсихологическую диагностику и дина
мическое диагностическое обследование детей в середине ра
боты и по ее завершении;
—занятия с детьми в течение 2,5—3 месяцев с периодичностью
два раза в неделю (в целом 20—25 занятий; продолжительность
каждого занятия от 60 до 90 минут);
—дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопро
вождение ребенка или (в тяжелых случаях) предварительные
встречи в индивидуальном режиме;
—обязательную отработку в домашних условиях применяемых
упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в
течение всего цикла (по понятным причинам это требование
является одним из главных условий эффективности психоло
го-педагогического сопровождения); проявление требователь
ности при проверке и обязательность тактичной оценки вы
полненного домашних условиях;
—постоянное консультирование родителей с подробным объяс
нением целей и задач формирующего обучения.
Часть III. Дидактические материалы
В ходе проведения занятий (индивидуальных и групповых) необходимо учитывать следующее:
—в структуре каждого занятия в обязательном порядке должны
присутствовать технологии, обозначенные выше как «диафраг
ма жесткости» и «навешанные конструкции»;
—все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигатель
ные, передвижения на спине, животе, четвереньках, растяж
ки и т.д.) должны выполняться регламентированно, в медлен
ном темпе 6—8 раз в течение занятия, по команде взрослого;
—оптимальный размер группы — 5—7 человек; меньшее или
большее количество участников менее эффективно в силу вне
дрения в коррекционный процесс значительного числа сюжет-
но-ролевых технологий; состав группы должен быть постоян
ным (во всяком случае, с 3-го занятия);
—группы формируются на основании исходного статуса («синд
рома отклоняющегося развития») и возраста детей;
—два-три первых занятий проводятся совместно с родителями;
—важно неукоснительно выполнять ритуалы и правила, вве
денные и закрепленные «общественным договором» в начале
работы и воспроизводимые в течение всех занятий; договор
разрабатывается психологом для разных возрастных групп и
модифицируется в зависимости от главных задач коррекции/
абилитации;
—в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый резуль
тат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию, построен
ный совместно «дом» и т.п.); следует ввести продуманную сис
тему «наказаний» и «поощрений».
И еще одно замечание, связанное с постоянно возникающими вопросами: «Когда и с какими детьми можно начинать работать по данному методу, как этому научиться, смогу ли я, и каковы противопоказания к его применению?».
Работать можно с детьми (и не только с детьми) всех возрастов, начиная с 4 лет, с любым типом онтогенеза: от «супернормы» до крайней «патологии». Вместе с тем частично метод можно применять и раньше в пассивном, адекватном возрасту варианте.
Исключения составляют, например, дети с повышенной эпи-готовностью: несмотря на то что эта технология применима и эффективна в работе с ними (Мельников, Родригес, 1997), она не может тиражироваться повсеместно, поскольку требует постоянного, скрупу-
242 Часть III. Дидактические материалы
лезного, сверхграмотного клинического сопровождения эпилептологом. Очевидно, что столь же тщательного наблюдения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими или общепатологическими).
У вас прекрасно все получится. Более того, вы станете виртуозом в области комплексной нейропсихологической коррекции, как только обучитесь (хотя бы в течение 2—3 месяцев) этой технологии у опытных нейропсихологов и пройдете подготовку под руководством не менее опытного специалиста в области телесно-ориентированной психотерапии, а потом в течение 2—3 лет будете каждый день шлифовать свое умение вкупе с собственными профессиональными достижениями и обязательной супервизией. О необходимости знания базовых теоретических источников можно не дискутировать...
Программа 1 (автор — нейропсихолог Е.В.Пивоварова, ЦППРиК «Строгино» СЗАО г. Москвы) рассчитана на индивидуальную и/или групповую коррекцию детей 5—6 лет. В ней подробно описаны «домашние задания». Данный вариант достаточно традиционен, поэтому может использоваться универсально. Программа представляет собой базовый вариант полноценного внедрения метода замещающего онтогенеза в психолого-педагогическое сопровождение детей в течение одной сессии одним ведущим.
Программа 2 (авторы — психологи М.В. Евлампиева и М.В. Черенков, логопед Т.Н. Ланина; иллюстративный материал подготовлен педагогом-психологом Г.С. Лев, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г. Москвы) является расширенной модификацией первой. В этой программе представлены варианты коррекционных циклов для детей разных возрастов и разнообразный репертуар психолого-педагогического сопровождения психического развития детей.
Программа состоит из двух основных частей и осуществляется двумя группами специалистов. Первая часть преимущественно ориентирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга и соответственно инициацию базовых составляющих подкорко-во-корковой и межполушарной организации процессов развития. Эта часть программы представлена в 1—9 разделах. Вторая часть направлена на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегуляции, актуализируемых благодаря активизации 2-го и 3-го ФБМ (10—17 разделы).
Возможно как параллельное, так и последовательное (два цикла длительностью 2,5—3 месяца каждый) проведение данной программы в течение учебного года.
Часть III. Дидактические материалы
Программа 3 (автор — логопед Т.Н. Ланина, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г. Москвы) также создана по идеологии метода замещающего онтогенеза, но она в отличие от предыдущих дидактических разработок ориентирована более локально на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития и инициацию потребности ребенка в активной коммуникации.
Мы надеемся, что использование данных программ как исходной модели позволит читателям в полной мере актуализировать свои собственные профессиональные задачи и предпочтения. Очевидно, что представленный материал эффективно интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения процессов развития как в массовых (детских садах, центрах творчества, школах и даже яслях), так и в специальных образовательных учреждениях. Имея в виду наметившуюся в последнее время тенденцию к интенсификации процессов инклюзивного образования, можно предположить, что представленный в данной книге подход станет одним из валидных и эффективных путей приближения тех или иных вариантов отклоняющегося развития к нормативному течению.
Программа 1