Обмен, пpоявляются pазличные познавательные пpоцессы, принадлежит теоретическому подходу _
когнитивизму
274. Рассмотрение общения как пpоцесса обмена действиями-стимулами и pеакциями, котоpые по содеpжанию соответствуют тpехкомпонентной стpуктуpе личности («ребенок", «родитель" «взpослый"), принадлежит теоретическому подходу
трансактному анализу
275. Рассмотрение общения как системы поведенческих действий, диадического взаимодействия, pеализации агpессивной мотивации, фактоpа обучения моделям поведения принадлежит теоретическому подходу
необихевиоризму
276. Рассмотрение общения как социального взаимодействия, коммуникации посpедством символов принадлежит ___________
интеракционизму
277. Резкая интенсификация борьбы оппонентов в конфликте называется
эскалацией
278. Результатом стереотипизации является то, что она
приводит к упрощению процесса познания другого человека
279. Ретиальный коммуникативный процесс предполагает передачу информации
множеству вероятных адресатов
280. Референтный тип социальной власти в группе
основан на отношениях симпатии к лидеру
основан на эмоциональном предпочтении лидера
281. Рефлексию в социально-психологическом плане можно назвать
общением человека с самим собой
282. С увеличением численности группы ее сплоченность, как правило
уменьшается
283. С увеличением численности группы средний вклад ее участников в общее дело обычно
снижается
284. С.Аш, представитель когнитивного направления, утверждает, что восприятие человеком окружающей социальной действительности
избирательно и зависит от предшествующего знания
285. Самым распространенным видом межличностных отношений являются отношения
знакомства
286. Своеобразная концепция человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят, в терминологии Г. Келли называется
каузальной схемой
287. Своеобразное разрешение группы своему лидеру или отдельным ее членам на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение – это «идиосинкразический _______»
кредит
288. Свойственный каждой личности способ видения мира, интерпретации его элементов, как сходных или отличных между собой (согласно теории Дж.Келли) – это
конструкт
289. Свойство людей приписывать приятному для нас собеседнику свои собственные достоинства называется _____ проекции
эффектом
290. Силы, которые своими активными действиями или присутствием могут коренным образом воздействовать на ход и исход конфликта, называются
силами поддержки
291. Система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, называется _________ коммуникации
каналами
292. Складывание наций как формы этнической общности людей по времени относят к этапу исторического развития
становлению капитализма
293. Сложенные руки на груди, отклоненный корпус назад – это жесты
отрицания
294. Случай, когда убеждение приводит к противоположным результатам, называется эффектом
бумеранга
295. Совокупность конкретных методических приемов исследования называется
методикой
296. Совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи, называют
методом
297. Совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы, – это групповые _____________
нормы
298. Совокупность правил, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы, называются групповыми
нормами
299. Совокупность приемов, реализующих воздействие на источники, факторы активности человека и его состояния, называется
методами воздействия
300. Совокупность социально-психологических процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы, называется
групповой динамикой
301. Согласно Б.Такмену, автору двумерной модели развития группы, первая стадия группового развития в сфере межличностного развития, предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе, называется стадией
проверки и зависимости
302. Согласно Вундту, ведущим методом исследования психологии этнических групп должно быть
исследование мифов
исследование языка
303. Согласно М.Шоу, процесс принятия группового решения состоит из _______ фаз (укажите количество фаз словом)
четырех
304. Согласно взглядам А.Адлера, стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство
неполноценности
305. Согласно взглядам З.Фрейда, внутригрупповые отношения в первую очередь опосредствованы
отношениями каждого члена группы с лидером
306. Согласно взглядам автора «динамической теории функционирования группы» Байона, группа представлена в двух планах. Ими являются
выполнение группой какой-либо задачи и групповая культура
307. Согласно когнитивному подходу С.Аша и Д.Креча, поведение человека может быть рассмотрено только, исходя из признания его
целостности
308. Согласно когнитивному подходу, регуляторами социального поведения выступают
аттитюды
309. Согласно стратометрической концепции, уровень развития группы определяется степенью опосредованности межличностных отношений
совместной деятельностью
310. Согласно стратометрической концепции, центром внутригрупповой активности является
социально-позитивная деятельность
311. Согласно схеме наблюдения взаимодействий Р.Бейлса, такие элементы, как предложение, выражение мнения, ориентация других – это содержание области
решения проблем
312. Согласно теории «психология народов», сверхиндивидуальная душа подчинена сверхиндивидуальной целостности. Эту целостность представляет
народ
313. Согласно теории конгруэнтности, восстановление баланса достигается изменением отношения человека к одному или двум членам триады. При этом величина изменения
обратно пропорциональна интенсивности отношения
314. Согласно теории структурного баланса, мысль о том, что процесс поиска достаточной причины для объяснения поведения другого человека или своих действий связан с идеей
когнитивной атрибуции
315. Согласно трансактному анализу, позиция, отражающая логический подход к переработке поступающей информации и рациональность принимаемых решений, – это позиция
взрослого
316. Согласованность в когнитивной структуре между ее элементами, согласно взглядам Л.Фестингера, называется
консонансом
317. Состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта – это
аттитюд
318. Социальная перцепция связана с
восприятием социальных объектов
пониманием социальных объектов
319. Социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента, – это
стереотип
320. Социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде, – это
предрассудки
321. Социально-психологические взгляды Фрейда в наиболее концентрированном виде выражены в его работе
«Массовая психология и анализ человеческого «Я»
322. Социально-психологическое качество человека быть субъектом социально-значимых, индивидуально-типичных форм деятельности и общения, познания и переживания – это
личность
323. Социальные барьеры общения возникают вследствие
отсутствия единого понимания ситуации общения из-за социальных, профессиональных, религиозных различий
324. Специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез – это ________ группы
лабораторные
325. Специфика общественных отношений состоит в том, что они
строятся на основе определенного положения, занимаемого людьми в обществе
326. Спецификой стиля общения является его
относительная устойчивость
327. Способность одного индивида осуществлять изменения поведения и психики другого называется _____________
влиянием
328. Способность участника группы притягивать к себе других людей, быть предпочитаемым в общении – это _________ лидерство
эмоциональное
329. Способность участников группы брать на себя ответственность и руководить группой при реализации целей совместной деятельности – это _________ лидерство
деловое
330. Сравнительно-социологические и этнографические исследования пьянства среди прочих выявили следующую закономерность
пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряженных, конфликтных ситуаций
331. Средняя величина позитивных исходов, которые индивид имел в своих предшествующих отношениях с другими, по мнению представителей теории взаимодействия исходов называется:
уровнем сравнения
332. Степень приверженности группе ее членов называется
групповой сплоченностью
333. Степень централизованности информационной сети определяется
наличием центральной позиции в сети
количеством каналов, связывающих одну позицию с другой
334. Страной, где возникла теория «психология народов», была
Германия
335. Структурными переменными, относящимися к факторам эффективности групповой деятельности, являются
число членов группы
композиция
информационная сеть
336. Суть «постулата о совместимости» В.Шутца заключается в том, что
совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей
337. Суть постулата "относительной преемственности и непрерывности" В. Шутца состоит в том, что
сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим
338. Суть человеческого поведения в диаде, по мнению Хоманса, сводится к
интеракции
339. Сущность метода социометрии сводится к выявлению
системы симпатий – антипатий
340. Сходство мнений, оценок, позиций членов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов, людей и т.п. – это ______________ единство
ценностно-ориентационное
341. Т.Ньюком выделял ____ типа референтных групп (укажите количество словом)
два
342. Такие действия одного из участников конфликта, как увеличение служебной нагрузки на оппонента, воздействие с помощью взыскания, относятся к тактике ______________
санкционирования
343. Тенденция в условиях дефицита информации воспринимать какого-либо человека в определенном свете - положительном или отрицательном - под влиянием первичной информации о нем называется
эффектом «ореола»
344. Тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с новым, но похожим стимулом представителями необихевиоризма в социальной психологии, понимается как _____________
генерализация
345. Теория «психология масс» родилась в (во) ________________в.
Франции во второй половине XIX
346. Теория развития группы Л.Бенниса и Г.Шеппарда, относящаяся к психоаналитической ориентации, построена на осмыслении процессов, которые происходят в группах
Т
347. Теория социального обмена Хоманса относится к направлению в социальной психологии
необихевиоризму
348. Теория, разработанная К.Левиным, называется теорией
поля
349. Термин "референтная группа" был предложен Г. Хайманом в _____ году (укажите год цифрами)
1942-м
350. Термин «групповая динамика» впервые использовал __________ (укажите фамилию и инициалы автора)
К.Левин
351. Термин «групповой дух», введенный И.Джанисом, означает
высокую степень включенности в систему групповых ценностей, которая мешает принятию правильного решения
352. Термин «идиосинкразический кредит» означает
своеобразное разрешение группы своему лидеру на отклоняющееся от групповых норм поведение
353. Термин «класс» имеет в большей степени политическую окраску для исследователей
европейских
354. Термин «сверхнормативная активность» в социальной психологии означает
стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания
355. Термин «социальная перцепция» был впервые введен _________ в 1947 году
Дж.Брунером
356. Термин «социальный стереотип» был впервые введен __________г.
У.Липпманом в 1922
357. Типичная система приемов и способов восприятия и оценки партнера по общению характеризует
социально-перцептивный стиль
358. Типология стилей лидерства, по К.Левину, предполагает выделение следующих стилей
авторитарный
демократический
359. Толпа, связанная с любопытством к неожиданно возникшему происшествию, – это
окказиональная толпа
360. Традиция научного исследования психологии различных этнических групп восходит к работам
В.Вундта
361. Трансактный анализ был основан
Э.Берном
362. Труднее всего в процессе общения распознаются __________ эмоции
отрицательные
363. Убеждение в том, что личность и общество навсегда обречены на состояние конфронтации и враждебности, причина которой кроется в несогласованности подсознательных влечений и условий социальной действительности было, теоретической основой социально-психологических воззрений
З.Фрейда
364. Укажите соответствие между автором и названием теории
Т. Ньюком <=> теория коммуникативных актов
Ф.Хайдер <=> теория структурного баланса
Э. Гоффман <=> концепциия «социальной драматургии»
365. Укажите соответствие между видом общения и его характеристикой
манипулятивное общение <=> форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно
диалогическое общение <=> равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению
инструментальное общение <=> общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения
366. Укажите соответствие между видом общения, понятием и его характеристикой
прямое общение <=> личные контакты и непосредственное восприятие людьми друг друга
кондиционное общение <=> обменом в процессе общения психическими и физическими состояниями
императивное общение <=> авторитарная форма взаимодействия с партнером
367. Укажите соответствие между видом чувств и их характеристикой
конъюнктивные чувства <=> чувства, сближающие людей, объединяющие их
дизъюнктивные чувства <=> чувства, разъединяющие людей
амбивалентные чувства <=> противоречивые чувства
индифферентные чувства <=> чувства, отражающие безразличие
368. Укажите соответствие между высказываниями, присущими основным позициям, выделяемыми в трансактном анализе, и названием самой позиции
заботливый Родитель <=> «Не бойся», «Мы все тебе поможем»
взрослый <=> «Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»
критический Родитель <=> «Опять ты опоздал на работу?», «Каждый должен выполнять свои обязанности и не ссылаться на причины», «К вечеру все сделать!»
приспосабливающийся ребенок <=> «Я бы с радостью, но у нас могут быть неприятности», «»Что же я теперь должен делать?»
369. Укажите соответствие между названием барьера в общении и его характеристикой
барьер смысловой <=> (от фр. barriеre - преграда) - взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл
барьер эмоциональный <=> интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения
барьер отношения <=> взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как представителям определенных социальных групп
барьер речи <=> возникает вследствие допущенных речевых ошибок (неправильный выбор слов, ошибки в построении сообщения, дефекты речи, неверная оценка способности партнера понять передаваемую ему информацию, слабая аргументация и т.п.)
370. Укажите соответствие между названием жеста и его проявлением
жесты оценки <=> почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию)
жесты уверенности <=> соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле
жесты нервозности и неуверенности <=> переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть
жесты самоконтроля <=> руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник
371. Укажите соответствие между названием компонентов общения и входящих в них элементов
паралингвистическая система <=> интонация, паузы, тембр
оптико-кинетическая система <=> жесты, мимика, поза
система предметно-контактных действий <=> рукопожатия, касания, объятия
372. Укажите соответствие между названием отношений и их характеристикой
истинное отношение <=> непосредственно переживается человеком, но не обязательно проявляется вовне
демонстрируемое отношение <=> внешнее проявление отношения, не обязательно соответствующее реальному
приписываемое отношение <=> предположение человека о том, каково отношение к нему со стороны партнера
373. Укажите соответствие между названием стороны общения и ее характеристикой
коммуникативная сторона общения <=> обмен информацией между общающимися индивидами
интерактивная сторона общения <=> организация взаимодействия между общающимися индивидами
перцептивная сторона общения <=> восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания
374. Укажите соответствие между названием теоретического подхода к общению и его характеристикой
неофpейдистский подход <=> общение - пpоцесс pеализации бессознательной базовой мотивации личности, напpимеp, потpебности во власти или в любви, pегулиpующийся механизмами идентификации, психологической защиты
необихевиоpистский подход <=> общение - система поведенческих действий, обмен подкpеплениями, диадическое взаимодействие, pеализация агpессивной мотивации, фактоp обучения моделям поведения
пеpсонологический подход <=> общение - пpоцесс личностной самоактуализации, pеализации экзистенциальной сущности личности, поиск взаимопонимания, личностного смысла
375. Укажите соответствие между названием теории и ее содержанием
теория «инстинктов социального поведения» <=> теория, постулирующая причиной и движущей силой социального поведения гормэ - т.е. стремление, желание, порыв
теория «психологии масс» <=> теория, объясняющая причины изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием психологических механизмов подражания и заражения
«психология народов» <=> теория утверждающая, что главная сила истории - "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д., а индивидуальное сознание есть лишь его продукт
376. Укажите соответствие между названием теории, описывающей межличностное взаимодействие, и ее основными идеями
название теории <=> основная идея теории
теория обмена (Джордж Хоманс) <=> люди взаимодействуют друг с другом на основе опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты
символический интеракционизм (Джордж Мид, Герберт Блумер) <=> поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают
управление впечатлениями (Эрвин Гоффман) <=> ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления
психоаналитическая теория <=> на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период жизни
377. Укажите соответствие между названием уровня общения (по Б.Ф.Ломову) и его характеристикой
макроуровень <=> общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями
мезоуровень <=> общение в пределах содержательной темы
микроуровень <=> простейший акт общения
378. Укажите соответствие между названием функции общения и ее характеристикой
понимания <=> адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга
эмотивная <=> возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний
установления отношений <=> ,осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду
оказания влияния <=> изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
379. Укажите соответствие между названием эффекта, возникающего в общении, и его характеристикой
эффект проекции <=> свойство людей приписывать приятному собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки
эффект средней ошибки <=> тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего
эффект логической ошибки <=> состоит в ложности суждения о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности (например, любезности и добродушия, доброты и эмпатии)
эффект "ореола" <=> эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем
380. Укажите соответствие между понятием и его определением
эскалация <=> интенсификация борьбы оппонентов в конфликте
информационные модели конфликта <=> представления участников конфликта о себе и противоположной стороне
силы поддержки <=> силы, воздействующие на ход и исход конфликта
381. Укажите соответствие между теорией и временем ее возникновения
теория «инстинктов социального поведения» <=> начало ХХ века
теория «психологии масс» <=> вторая половина XIX века
«психология народов» <=> середина XIX века
382. Укажите соответствие между теорией и содержанием представлений о личности
А.Адлер <=> в основе формирования личности лежит стремление преодолеть чувство неполноценности
бихевиоризм <=> личность – репертуар определенного поведения
когнитивизм <=> личность – «аппарат» для структурирования информации и принятия решений
383. Укажите соответствие между фамилиями авторов и названием научных концепций
У.Мак Дауголл <=> теория «инстинктов социального поведения»
Г.Лебон, С.Сигеле <=> теория «психологии масс»
М.Лацарус, Г.Штейнталь <=> «психология народов»
384. Упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности означает качество субъекта совместной деятельности
организованность
385. Усвоение индивидом социального опыта путем его включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений – это
социализация
386. Усвоение индивидом социального опыта путем его включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений носит название _________
социализации
387. Условием для подражания является
доступность образца подражания
388. Установлено, что маленькие дети предпочитают, чтобы с ними разговаривали с темпом изложения ___ слов в минуту (укажите количество слов цифрами)
275
389. Установлено, что финны во время разговора в течение одного часа прибегают к жестикуляции ___ раз (укажите число жестикуляций словом)
один
390. Устный опрос применяется в случаях
когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы
391. Устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, называется
социальной группой
392. Устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей, – это __________ группа
социальная
393. Утверждение о том, что поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают, характеризует теорию ______________ интеракционизма
символического
394. Утверждение существования структурного подобия между физическими и психологическими процессами в гештальтпсихологии связано с идеей
изоморфизма
395. Утверждение, что все формы культуры и социальной жизни сводятся к проявлениям первичных влечений, присуще направлению в социальной психологии
психоанализу
396. Утверждение, что формирование личности происходит в ходе взаимодействия, являющегося основной социальной детерминантой человеческого поведения, принадлежит направлению в социальной психологии
интеракционизму
397. Фасцинацией называется
совокупность средств, способствующих принятию информации
398. Феномен «группового духа» __________ качество групповых решений
снижает
399. Феномен избирательного подбора человеком специальной информации, способствующей уменьшению диссонанса, в психологии называется
селективной экспозицией
400. Формальное усвоение норм группы называется ________ конформностью
внешней
401. Формирование социальных отношений в обществе зависит, по мнению Фрейда, от отношений ребенка с
матерью и отцом
402. Фрейд пришел к убеждению, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации, а именно – инстинкты
жизни
смерти
403. Фундаментальные ошибки в восприятии и объяснении социального поведения, возникающие из-за различной позиции наблюдателя, включают
переоценку личностных факторов
недооценку ситуационных факторов
404. Функции жестов-аффекторов состоят в том, что они
выражают эмоции
405. Целостное динамическое состояние готовности к определенной активности, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией, называется
установкой
406. Централизованная структура коммуникаций в группе, характеризующаяся тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут все же видеть друг друга, – это _________ структура
фронтальная
407. Человек выступает, прежде всего, как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли для
социологии
408. Человек, которому внушают, называется _________
суггерендом
409. Человек, осуществляющий внушение, называется
суггестором
410. Экспрессивная сторона общения отражает
средства и приемы общения
411. Эмоциональное переживание, при котором переживания одного участника группы, вызванные негативными факторами, даны как мотивы поведения для других участников, называется
«действенная групповая эмоциональная идентификация»
412. Этнические стереотипы являются частным случаем _________ стереотипа
социального
413. Этнопсихология изучает
психологию этнических групп
психологические особенности народностей
414. Этноцентризм – это
склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы
415. Эффект «первичности» предполагает тенденцию людей при противоречивых данных придавать большее значение информации о
незнакомом человеке, полученной первой
416. Эффект внушения основан на
апелляции к бессознательной сфере человека вербальными средствами
417. Эффект фасилитации состоит в
повышении эффективности деятельности в присутствии других людей