Критика Дильтеем объяснительной психологии и его проект описательной психологии
Вильгельм Дильтей (нем. Wilhelm Dilthey, 19 ноября 1833, Бибрих-на-Рейне — 1 октября 1911, Зейс) — немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед, введший впервые понятие так называемых наук о духе (Geisteswissenschaft), оказавших огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер и другие), так и на литературоведение (Унгер, Вальцель, Гундольф и другие).
Учение. В своем главном сочинении «Введение в науки о духе» (нем. Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в «Построении исторического метода в науках о духе» (нем. Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910) Дильтей резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (к которым Дильтей относит и эмпирическую психологию), изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью — переживанием — и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность её заключается, якобы, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Дильтей противопоставляет «предметному» или «естествоведческому» объяснению явлений свой метод «понимания» или «толкования» жизни — описательную психологию.
Жизнь, по Дильтею, — в этом пункте он почти целиком примыкает к Бергсону, — ничем не ограничена и неопределима, она течет из тайных источников и стремится к неизвестным целям; она доступна нашему познанию лишь частично: доступны индивидуальные жизненные явления и психологическое их толкование и понимание. Путем наблюдений над их повторением и закономерностями создается некоторая общая классификация, дающая возможность включения того или иного индивидуального явления в относительно постоянные общие типы и законы; они служат исследователю вспомогательным средством при его весьма приблизительном объяснении истории, представляющей собою смешение и срастание таких типовых явлений.
История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы» индивидуальной структуры. Методологически «наука о духе» Дильтея есть попытка соединения двух систем: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма. Дильтей хотел возродить немецкий идеализм на более научном базисе. Но из этого соединения идеализма с позитивизмом не получилось ни цельного мировоззрения, ни цельного метода; элементы этих систем всегда распадаются там, где Дильтей применяет их на практике; он склоняется то к одной, то к другой системе: в первый период своих многочисленных исторических работ он ближе к позитивизму, во второй — особенно после критики его трудов Риккертом и Гуссерлем — к идеализму. Теории Дильтея больше всего недоставало идеи исторической динамики; изучение исторического процесса он заменял изучением (описанием) психического развития личности: почти все его исследования — биографии или биографические очерки. Чтобы сделать свою науку способной к «созидающему синтезу», он вернулся к Гегелю, но заимствовал лишь метафизические элементы его метода, игнорируя диалектику; стержень исторического развития он видел в «метафизическом переживании» гениев-художников, открыто сделав таким образом основным понятием развития — метафизику.
Однако Дильтей, мировоззрение которого сложилось во времена грюндерства и начала германского империализма, понял невозможность возрождения классического идеализма в ту эпоху и впал в скептицизм. Он представляет звено в длинной цепи развития Ницше — Шпенглер.
Применяя свое мировоззрение, страдающее[источник не указан 546 дней] дуализмом, к литературоведению, Дильтей прежде всего противопоставил свой метод историко-филологической школе Шерера-Шмидта; если эта школа под влиянием позитивизма Конта, Тэна и других стремилась свести изучение литературных явлений к точности естественных наук и рассматривала человека как социальное существо, слагающееся под влиянием окружающей его среды, то Дильтей, наоборот, восстал против исследования внешних условий, определяющих художественное произведение, перенеся свое внимание непосредственно на мировоззрение писателя и на значение переживания для поэзии. Мир художника отличается, по Дильтею, от мира других людей: он, во-первых, питается поэтической фантазией, à priori входящей в его душевную конструкцию, и во-вторых, художнику свойственно стремление освободиться от давления действительности при помощи присущего ему одному сильного, непроизвольного стремления к созиданию (Bautrieb); таким образом каждое художественное произведение есть оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачи литературоведения — установить связь между поэзией и переживанием писателя.
Дильтей очень много писал на литературоведческие темы; главные его произведения: серия биографий немецких романтиков, начиная от Новалиса (1865) и кончая Гёльдерлином (1905). Основные темы его работ: «Фантазия и психология в поэзии» («Ч. Диккенс и гений повествовательной литературы» — «Charles Dickens und das Genie der erzählenden Dichtung», 1876—1877; «Воображение поэта» — «Die Einbildungskraft des Dichters», 1877; «Поэтическое воображение и безумие» — «Dichterische Einbildungskraft und Wahnsinn», 1886; «Материал для построения поэтики» — «Bausteine für eine Poetik», 1887; «Три эпохи в развитии современной эстетики и ее современные задачи» — «Die drei Epochen der modernen Aesthetik und ihre heutige Aufgabe», 1892; «Переживание и творчество» — «Erlebnis und Dichtung», 1905). Последнее сочинение оказало особенно заметное влияние на современную духовно-историческую школу. Но так как метод Дильтея в целом страдает дуализмом, выражающимся в постоянном колебании между позитивизмом и метафизикой, то и его литературоведческий метод дал право ссылаться на него как формалистически-эстетической школе (Вальцель, Штрих и другие), так и многочисленным течениям внутри духовно-исторической школы (Унгер, Майнк, Гундольф, Цизарц, Бертрам, Корф, Эрматингер и другие). Однако все они исходят из того идеалистического положения Дильтея, что «история духа», или «наука о духе», должна строиться на рассмотрении каждой отдельной области культуры как выявления саморазвития единого духа идей эпохи.
1.1. Психоанализ З.Фрейда. Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Связанно с психоаналитической линии, Родоначальник Фрейд, когда ему было 4 года, семья пережила финансовые трудности, переехали в Вену, где он прожил до того, как он бежал от нацистов в Англию, где и умер. Он был старшим и очень способным, имел свою комнатку, в гимназии был лучшим учеником, легко все сдавал. Он был евреем, у него был только 2 выбора: медицина или право. Поступил в Венский университет по медицине, там увлекался физиологическими исследования. Потом занимался физиологией в лаборатории Брюкке. Занимается червями. В 26 лет защищается. Наука не приносит денег, он собирается жениться и он с неохотой становится хирургом, потом как общий медик. Потом его начинает интересовать психиатрия. Потом 1885 году начинает преподавать в Венском. Брюкке выбил ему грант в Париж и Фрейд едет в Париж к Шарко, которые гипнозом изучал неврастению. Там он понял, что объяснения поступков людей не сходится с реальными целями. Считал бессознательные влечения основной детерминантой психической жизни человека. Создал структурную модель психики, включающую в себя три «инстанции»: Эго, Супер-эго и Оно, теорию психосексуального развития личности. В учении 3. Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая на рубеже XIX—XX вв. (учения об энергиях). Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Исследовал истерии, рабатывает психологическую концепцию, новые категории новых заболеваний. Ф. разработал метод свободных ассоциаций, а также тему мотивов поеведения. Работая с пациентами, Ф. разрабатывает следующие..... В таких событиях имеют место недопустимые для осознания мотива факторы. Мотивы делятся на агрессивные сексуального плана. Ф. разрабатывает новый жанр - сознание как такоковое тесно связано с речью человека. Речь идет об определенных фантазиях, связанных с желаниями. Стадии психосексуального развтития:1). Оральная (удовлетворение, связанное с питанием грудью), сосание. (у ребенка, грудь матери его удовлетворяет). Начинается с момента рождения. Губы, язык, потом зубы. Основной стимул – ослабить напряжение от голода и жажды. Эротическая зона - рот. Рот – первая зона, которую человек может контролировать, там у младенца либидо больше всего. У человека возникает особое отношение миру – он требует постоянной подпитки, возможно развитие орального садизма. Потребительское отношение к миру. 2). Анальное – ребенка приучают ходить на горшок. Удовлетворение связанно с испражнением, он это воспринимает как дар взрослым и его за это хвалят. Если есть травма. Если есть фиксация на анальной стадии, человек аккуратен, скуп, упрям. 3). Фаллическая фаза. До 6 лет. Либидо уходит в гениталии. Ребенок начинает испытывать влечение к родителю противоположного пола, отец – конкурент. Эдипов / Элекстра комплекс. Этот комплекс должен символично разрешиться. Ребенок должен индефицировать себя с отцом и символически овладеть матерью. Так получают знание своей половой роли. Если были проблемы, то, являясь физически мужчины, вырастая человек психологически бесполым. Он конкурирует со старшими мужчинами и любит девочек постарше, в процессе психоанализа происходит перенос: аналитик будет мыслиться как отец и будет вечная агрессия. Эрогенные зоны - половые органы. Предмет анализа: отношение между психоаналитиком и пациентом. Идентифицируется с родителем своего пола, узнает каково быть мужчиной или женщиной, т.е. понимает сущность мужественности или женственности.4) Генетальная, где он может жить половой жизнью. Задача человека работать и любить. Три структуры психики:Сознательное – то, что человек сейчас осознание. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.Предсознательное – этот тот материал, который человек может осмыслить определенным образом. Не осознавая таблицу умножения, мы можем легко, если нас спросить, сосчитать. Не отделено от сознания. Безсознательное – отделено от сознания цензурой. Цензура не пускает в сознание неприемлемый материал. Он не вспоминается, но не оказывается потерянным. Они проявляются в ошибках, оговорках, в перебоях последовательной работы сознания, сны, симптомы неврастении. 3 инстанции психоанализа, динамически связанные. Оно – исходная сущность (служит исходным моментом), биологическое, примитивное, неорганизованно, тут не действует логика, не находится в контакте с миром, его принцип – удовольствие, то, что человек чувствует в результате разрядки напряжения. Младенец – голод, сразу плач. Не развивается в течение времени. В ряде случаев, человек не может прямо удовлетворять, если есть система наказаний, то влечет новые напряжения. И становится экономически невыгодно прямо удовлетворять. Нужно соотносить с реальностью. Пытается формироваться структура.Я – эго, которое руководствуется принципом желаний, оценивает все через реальность. Оно пытается контролировать инстинкты, должен контролировать уровень напряжения. Его способы – внешне приемлемые, социально верные. Сверхя - суперэго - ориентируется на принцип должного и недолжного, запреты для личности. Связано с усвоением неких моральных запретов. Ребенок узнает не только реальные, но и моральные ограничения. Функции суперэго - совесть, самонаблюдение (самоанализ), формирование идеалов. Анна Фрейд пошла по стопам своего отца. Она разрабатывала концепцию защитного механизма. 1) Вытеснение – с помощью этого неприятный материал изгоняется из сознания, хотя этот материал сохранят активность. В. Не носит единовременного характера, В. нужно всегда поддерживать, оно всегда ищет выход. Часто выражается в симптомах болезни. П-р. если человек любит отца и одновременно желает ему смерти, но Я и сверхЯ выкинуть эту идею из сознания. 2) Отрицание. Нежелание принимать события. «Забывать» события, не обращать внимание. Человек отрицает некие реальные события. Пр. соседка взяли вазу у соседки и повредила. В суде обвиняемая привела 3 ар: я не брала вазу, она была с трещиной, я вернула ее целой. 3) Рационализация. – поиск допустимых причин для недопустимых действий. Цель оправдать поведение. П-р. человек желает быть господином этого человека, и объясняет есть этак: я делаю это ради вас. Это скрывает властные мотивы. Способ вынести давление сверхЯ. 4) Реактивные образования – заменяет мотив на противоположный. Когда человек не может удовлетворить сексуальный порывы, он придумывает себе мораль.5) Проекция – приписывание чего-то из своих черт другому человеку. П-р. человек секс.озабоченный заявляет, что все хотят секса. Мы не видим в себе чего-то, то кажется нам ярким в других. 6) Изоляция – Ситуация отрывается от своего эмоционального состояния, переживание отдаляется от личности, от события. Это помогает преодолеть трудности. Ребенок играет игрушкой, приписывая ей злобу и т.д., То,что запрещено. 7) Регрессия – возврат к более ранней стадии развития, возвращение на более примитивный уровень. Это снимает ответственность.8) Сублимация - Единственный, что способен не только отгородить от неприятного, но и способен преобразовать и направить в иное русло. П-р. первичная сексуальная энергия уходит в творчество. Энергия идет по соц. Доп. Каналам. Она снимает и устраняет напряжение. Цивилизация формирует альтернативные цели, достижение которых тоже доставляет удовольствие. Человек может изменять цель, не уменьшая интенсивность. 2.2. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Одина из крупнейших фигур и самых спорных. Фокус на установление связи между сознательным и бессознательным. Без этой связи личность Юнг немного младше Фрейда, до 9 лет, когда родилась его сестра, был единственным ребенком в семье. Любил играть в одиночестве, имел богатый внутренний мир, его отец был пастором реформаторской церкви и прекрасно знал восточные языки.В возрасте между 2 и 4 годами он видел сон: чудовище на троне, этот сон шел за ним всю жизнь. Потом он отнесет это к архетипу Подземного бога.Ему быстро надоела школа, но он страстно читал. Он осознавал в себе 2 личности: личность мудрого старика и сын священника, маленький и неуверенный. Он решил быть медиком – это было компромиссом между научным складом и любви к гуманитариям. Он считал, что психиатрия должна использовать гуманитарные методы. Диссертация по анализу местного медиума, по оккультизму. Учился в интернатуре Цуриха, центре психиатрии того времени. Там он разработал словесно-ассоциатиный тест: слово->ассоциация. Задержка говорит об эмоциональной заряженности слова. В 30 лет он начинает читать лекцию в Цурихе, он уже познакомился с первыми работами Фрейда, которых было принято критиковать. Но Юнгу Фрейд понрвился (книга про шизофрению). Они первый раз говорили 12 часов, потом переписывались.Разногласия1). Юнг не принимал, что не считал либидо энергией полового влечения, а сексуальность – одно из проявлений2). Фрейду не нравилось увлечение Юнга мифами и магией. «Символы трансформациия» книга Юнга критиковала Фрейда, Юнг месяцами не занимался наукой, начал работать над собой и анализировать себя. Потом она начал разработку своей теории.СознаниеЛичное бессознательное – оно Фрейда.Коллективное бессознательное – то, что формируется не из-за вытеснения, а наследуется от предков. Общее не всех людей, атмосфера в которой мы живем. Мы рождены с псих. Наследием. Как тело есть музей органов, так и психика есть результат эволюции, там есть результат долгой эволюции, пришедшие от животных предков. Архетипы даны до опыта. Они отражают готовность вечно повторять основные патарны поведения. П-р. с А. Мать связана не только мама, но и все женщины, церковь, община..Он вывел ее из рассказов своих пациентов. Он не могу найти в снах их корни в их жизни, зато видел параллели с мифами. Психика структурирована своими Архипами.Типы Архетипы:Эго – центр сознания Персона (с лат. маска) – все те социальные роли, которые человек обращает во вне. Она собирает и выводит в мир Эго. Соц. Роли, одежда. Может отчудить человека от глубоких слоев личности. Тень – это то желания и опыты, которые отсекаются от персоны, животные черты. Тень – фигура подчиненная. Если некоторые элементы тени возвращаются в сознание, то тень становится неопасной. Но невозможно полностью ее осознать и тем самым ее уничтожить. Личность без тени - карикатура на человека без недостатков. Анимус – Анима – половые характеристики противоположного пола. Ориентирован на внутренние процессы. Самость – наиболее важный, А. центрированности сознания, определяет целостность психики, согласно Юнгу сознание и бессознательное дополняют друг друга и рождают самость. Это королевская чета, божественный ребенок, круг, кристалл. Самость центр всего, как эго центр сознание. Многие люди не осознают всю самость. Чем больше символ соответствует материалу, те сильнее отрыв.2 вида символов: индивидуальные и коллективные (религия, мифы). Всегда есть дополнительные значения, мы никогда не поймем их полностью. Теория типов Юнга4 функции: восприятие, Мышление, чувства, интуиция, Интроверсия, экстраверсия по превосходящей функции Крест Юнга (см. псих. Я поз. Мир. ) Восприятие и чувства приносят информацию, мышление и чувства способы принимать решение. В. и Ч. Альтернативные способы принять решение, М и И. – альтернативный способ принять решение. Мышление – строители планов. Чувства…..Ощущение – что именно я воспринимаю. Крайне устойчив, работает с материалом, не теряет контакта с реальностью. Интуиция – что могло бы случиться? – люди не могут отделять свою идею от сенсорную информацию. Озарение и ограничение. Дом. Ф. – превосходящая. Низшая – наиболее слабая. Если у человека главное мышление, то слабы будет чувства. 8 различных типов: 4 функции и у каждой 2 варианта: экстровертная и интровертная. Низшая функция развивается в критической ситуации.