Задание 14. Методика изучения творческого воображения
Цель исследования: оценить особенности творческого воображения.
Процедура исследования. Перед началом исследования каждый студент получает бланк с напечатанными на нем любыми тремя словами, например: море, горы, солнце.
Инструкция: «Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 минут».
В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по истечение 10 минут дает команду: «Стоп! Работу прекратить!».
Обработка и анализ результатов
Показателем творческого воображения являются величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение, а также сумма баллов за все придуманные предложения.
Оценить эти показатели можно с помощью шкалы.
Шкала
Характеристика составленного предложения | Баллы |
В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной форме | |
Использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации | |
В предложении использованы все три слова в обычной комбинации | |
Три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации | |
Правильно использованы лишь два слова, а третье – с натяжкой в силу чисто словесной связи | 2,5 |
Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение | |
Задание правильно понято испытуемым, но он дает формальное объяснение всех трех слов или использует их с искажениями | 0,5 |
Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов |
Если испытуемым составлены очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, второе и все последующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.
Уровень творчества оценивается при помощи шкалы: 6 баллов – высокий уровень, оригинальность; 4-5 – средний; 1-2 – низкий.
Испытуемый, набравший наибольшую сумму баллов, отличается высокой продуктивностью творческой деятельности.
Творческое воображение предполагает создание образов, признаков, не имеющих аналогов. Точность и яркость образов зависят от знаний человека, умением извлекать их из памяти и связывать с задачей и исходными данными.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Эмоционально-волевые процессы осуществляют регулятивную функцию в управлении психикой, психофизиологическим состоянием познавательных процессов индивида, влияют на деятельность и общение.
Эмоции и чувства
Эмоции – выражение субъективного отношения человека к предметам или явлениям окружающего мира в форме переживаний. Эмоции тесно связаны с потребностями. Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о воздействии каких–либо факторов.
Эмоции различаются по модальности, интенсивности, продолжительности, глубине воздействия на организм. Эмоции могут быть положительными (переживание приятного) и отрицательными (переживание неприятного), стеническимими (активизируют организм) и астеническимими (подавляют активность).
К эмоциональным состояниям относят собственно эмоции, чувства, настроение, аффект, страсть, стрессы, фрустрации.
Чувства –это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.
По направленности чувства делятся на моральные, интеллектуальные, эстетические и практические.
Эмоции выполняют определенные функции.
Сигнальная функция. Появление чувств или эмоций является своеобразным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей и т.д.
Регулятивная функция. Хорошее настроение улучшает произво–дительность труда, а плохое – ухудшает.
Выразительная функция. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации.
Познавательная функция. Известна роль любопытства, особенно в сочетании с действием необьяснённого запрета.
Формы проявления эмоций могут быть различными.
Настроение – это относительно слабое, но длительное эмоциональное переживание, отличающееся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
Страсть – это сильное, длительное и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели.
Аффект – это быстро возникающее переживание очень большой силы с коротким периодом протекания и возможной потерей контроля за собственными действиями и поступками. Аффект сопровождается также изменением жизнедеятельности организма.
Стресс – это очень сильное и длительное эмоциональное состояние, вызываемое неожиданной напряженной (опасной) обстановкой и дезорганизующее целенаправленную деятельность.
Отрицательные психические состояния, такие как тревожность, стрессы, фрустрации, влияют на эффективность деятельности, снижают работоспособность, надежность, результативность работы.