Интегративный подход в арт-терапии
(Основан на синестезии – взаимосвязи различных сенсорных способностей)
Предполагает сочетание цвета и музыки ведёт к более выраженному терапевтическому эффекту.
Так клиент:
1. Создаёт рисунок
2. Использует танец
3. Художественно-поэтический текст
4. Драматический аспект.
Достоинства интегративного подхода:
1. Расширение спектра выразительных возможностей (выражение чувств, идей)
2. Активация групповой коммуникации
3. Выбор средств наиболее устраивающих клиента
4. Развитие сенсорных модальностей, которые менее развиты
Риски:
1. Плохо подготовленный терапевт
2. Если присутствует эффект гиперстимуляции и отсутствие окончательной переработки, то может присутствовать избыточный психологический материал.
3. Наркозависимым и психотикам нельзя использовать танец, полимодальная терапия возможна только после экспрессивной художественной терапии.
4. Взрослым труднее даётся танец и драма (не навязывать), лучше в этом случае использовать вербализацию и изобразительные техники
Тема№3. Системное описание арт - терапевтического процесса
Основные вопросы темы:
1. Основные концепции арт - терапевтического процесса.
2. Структурные и функциональные характеристики психотерапевтических отношений
3. Основные этапы арт - терапевтического процесса и задачи арт-терапевта на каждом из них.
Ключевые слова: арт - терапевтический процесс, уровни арт – терапевтического процесса (внутриличностный, межличностный, социальный), психотерапевтические отношения, этапы арт – терапевтического процесса, арт – терапевтическое соглашение, фасилитирующая среда, эмоциональная экспрессия, раппорт, творческий продукт, отреагирование, интерпретация, обратная связь.
Студенты должны понимать, что творческие потенции у разных людей находятся на разных уровнях подсознания, и «вытащить» их в сознание возможно, только учитывая человеческую индивидуальность.
Основные концепции арт - терапевтического процесса следующие:
1. Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента и психолога, а также изобразительный материал /продукцию.
2. Эта система обладает рядом характеристик (открытость; наличие информационных каналов, связывающих ее элементы друг с другом и с внешней средой; способность к целеполаганию).
3. Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные и функциональные характеристики.
Относительно второго вопроса темы, студенты должны знать, что структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психолога и ролевыми аспектами их взаимодействия. К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояний клиента и психолога в ходе их прямой и опосредованной художественной экспрессии, направленной на достижение психотерапевтического результата.
Различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт - терапевтическом процессе интервенции могут рассматриваться в качестве внутренних ресурсов и механизмов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов.
Происходящие на разных этапах арт - терапевтического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях:
Ø Внутриличностном (изменения в состоянии, установках, способах психического реагирования клиента и психолога);
Ø Межличностном (изменения в отношениях клиента и психолога);
Ø Социальном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением).
Творческая продукция выступает третьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии и в значительной мере отражает происходящие на разных этапах арт - терапевтического процесса системные изменения разного уровня (внутриличностного, межличностного, социального). Более того, художественная экспрессия и творческая продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений.
Относительно вопроса об основных этапах арт - терапевтического процесса студенты должны знать их последовательность и стадии каждого этапа. Так в арт - терапевтическом процессе выделяют следующие этапы:
1) подготовительный этап;
2) этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента;
3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента;
4) завершающий этап.
Относительно стадий каждого этапа:
Подготовительный этап включает следующие стадии:
■ первая встреча с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;
Студенты должны знать, что показания для применения арт-терапии определяются следующими факторами: характером проблем клиента; степенью имеющихся у него психических или физических ограничений; возрастом клиента; коммуникативными возможностями клиента; уровнем мотивации к арт-терапевтической работе; ожиданиями клиента от арт-терапевтической работы.
Студенты должны понимать, что несмотря на то что арт-терапию можно применять к максимально широкому кругу клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целесообразным может быть ее использование для того или иного клиента. Необходимо учитывать, что в качестве самостоятельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия подходит прежде всего клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серьезные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже в таких случаях арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реабилитационной программы.
■ разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;
Студенты должны знать, что в ходе первой встречи с клиентом психолог обычно объясняет: в чем будет заключаться их совместная работа; что клиент может, а что он не может делать (например, портить инвентарь арт - терапевтического кабинета, использовать изобразительные материалы опасным для себя и окружающих образом); что эта работа не предполагает наличии каких-либо особенных творческих способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание высокохудожественных произведений; что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении возможностей (изобразительных материалов, музыкальных инструментов и т.п.); целесообразно добавить, что это будет необходимо или весьма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.
■ 3аключение арт- терапевтического «соглашения», регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий, а также другие моменты;
Студенты должны знать, что на третьей стадии подготовительного этапа арт - терапевтического процесса принципиально важным моментом является получение от клиента добровольного согласия на проведение
aрт - терапии, а для этого необходимо предоставить ему информацию о характере, задачах и содержании арт-терапевтической работы. Чаще всего за этим может следовать обсуждение с клиентом (либо с его родственниками или иными представителями (если клиент несовершеннолетний или
имеет ограничения дееспособности)) условий арт - терапевтического соглашения. Арт – терапевтическое соглашение регламентирует следующие основные цели и содержание арт-терапевтической работы: продолжительность каждой сессии; общее число сессий; частота сессий; порядок и размер оплаты услуг специалиста; соблюдение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом; условия хранения творческих работ клиента и право его собственности на свою продукцию.
■ создание «безопасного пространства».
Студенты должны понимать, что безопасное психотерапевтическое пространство является условием достижения клиентом и арт – терапевтом состояния внутренней защищенности, взаимного доверия и открытости. Поскольку арт – терапевтическая работа может быть связана с использованием различных изобразительных материалов, они также могут рассматриваться в качестве составной части безопасного психотерапевтического пространства, равно как оформление арт- терапевтического кабинета и его оснащение инструментами и материалами.
Арт- терапевтический кабинет обладает уникальной атмосферой — здесь клиенту предоставлены такие условия и средства для выражения им своих чувств и мыслей, которые сложно найти вне его, и действуют такие правила, которые отсутствуют за его пределами.
С этой точки зрения арт- терапевтический кабинет можно рассматривать в качестве своего родафасилитирующей среды. Понятие «фасилитирующая среда», как известно, было введено Д. Винникоттом для обозначения той среды, которая создается матерью в ее отношениях с ребенком в первые годы его жизни и позволяет ему свободно манипулировать «транзитными объектами».
Наличие определенных границ обеспечивает возможность поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту отстраниться от внешнего мира и дает ему возможность испытать состояние психологического регресса и одновременно выступать в качестве наблюдателя за собственным поведением.
Студенты должны знать основные задачи арт-терапевта на подготовительном этапе арт- терапевтического процесса таковы:
1) создание атмосферы высокой степени терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к творческой деятельности, что достигается за счет заключения арт-терапевтического соглашения, эмпатических качеств психолога, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудования кабинета;
2) структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психологом посредством: разъяснения клиенту правил поведения в арт- терапевтическом кабинете; определения основных задач и содержания работы; знакомства клиента с оборудованием арт- терапевтического кабинета.
Относительно второго этапа арт- терапевтического процесса, а именно этапа формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента, студенты должны знать, что данный этап арт-терапевтического процесса связан с переходом клиента к творческой деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психологу. Большое значение на этом этапе работы имеет следующее: профессиональные умения психолога, его опыт и личностные особенности; личностные особенности и ожидания клиента, а также его социальный и культурный опыт; способность психолога установить с клиентом эмоциональный резонанс, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями; признание психологом потребностей клиента.
Студенты должны знать, что экспрессивное поведение клиента и его творческая деятельность на начальном этапе носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психолога. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно защищенным и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.
Студенты должны знать, что основные задачи психолога на втором этапе арт- терапевтического процесса таковы:
1.поддержание атмосферы терпимости, защищенности
и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и
недирективной позиции психолога, формулирования четких пространственно-временныхграниц арт-терапевтической работы;
2.структурирование и организация поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества, используемых им изобразительных материалов и другими способами;
3.фасилитация эмоциональной экспрессии путем «присоединения» к клиенту в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
4.установление и усиление эмоционального резонанса (раппорта) и обмен с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями;
5.построение арт- терапевтом диагностических гипотез, позволяющих объяснить поведение клиента, а также причины и механизмы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств;
6. проверка правильности этих гипотез и в случае необходимости их корректировка или полный отказ от них.
Относительно третьего этапа арт – терапевтического процесса, а именно этапа укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента, студенты должны знать, что данный этап арт- терапевтического процесса связан с укреплением психотерапевтических отношений, с консолидацией личности клиента и его постепенным переходом от хаотичного поведения к созданию более сложной творческой продукции; при этом происходит осознание ее психологического содержания и ее связи с внутри личностным и межличностным опытом клиента.
Клиент начинает активнее выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в творческой работе и в общении с психологом.
Студенты должны знать, что в процессе творческой работы клиента происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего его опыта, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента весьма болезненной. Углубление и развитие отношений клиента с психологом могут служить одним из факторов провокаций, связанных с переносом чувств (например, чувства гнева, вины, утраты и др.). Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психологу и возросшая структурированность поведения и творческой деятельности клиента являются факторами удерживания всех этих переживаний и предупреждения их выплескивания в импульсивных или хаотичных действиях.
Студенты должны понимать, что один из факторов удерживания являются символические образы. Удерживающая функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком сложных и непонятных для клиента чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или возвращаясь к одной и той же теме или изображению, клиент проецирует на них свои переживания. Эти переживания накапливаются в творческой продукции, словно в контейнере, и находятся в ней до тех пор, пока не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в более сложную систему значений, отражающую его внутренний мир и систему его отношений.
Студенты должны учитывать, что осознание клиентом содержания его творческой продукции и ее связи с внутренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря его самостоятельной работе с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенций психолога, однако чаще всего это становится возможным благодаря интерпретации и вербальной обратной связи.
Приемы работы арт-терапевта на данном этапе таковы:
1) обсуждения, направленные на прояснение скрытого смысла творческой продукции, высказываний и поведения клиента. Как правило, воздерживаясь от собственных оценок, психолог использует вопросы, амплификации и метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно раскрыть этот смысл;
2) некоторые вопросы могут быть направлены на прояснение смысла эмоциональных реакций или действий клиента, вызванных его взаимодействием с психологом. Параллельно с этим психолог внимательно анализирует собственные реакции и переживания, затрагивающие его отношения с клиентом и его творческой продукцией, поскольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в клиенте изменений, а с другой стороны, отражать собственные эмоциональные проблемы психолога;
3) различные виды игровой деятельности;
4) художественные описания изобразительной продукции;
5) элементы драмотерапевтической работы;
6) движение и танец;
7) работа с голосом.
Студенты должны знать, что на третьем этапе арт- терапевтического процесса происходят следующие изменения в отношении клиента к своему творческому продукту.
1. Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом.
2. Развивается способность клиента к различению и осознанию особенностей создаваемой им творческой продукции, ее формы и содержания, а также ее связи с содержанием его внутреннего мира и с системой отношений.
3. Клиенты нередко способны испытывать чувство глубокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им красивыми или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть немаловажно), но потому, что в их форме и содержании они открывают для себя нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художественной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.
4. Творческая продукция является для многих клиентов воплощением пережитого нового опыта и свидетельством новых возможностей, открытых в себе. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения.
5. Один из признаков происходящих в клиенте изменений — более частое применение им так называемых символических образов.
На третьем этапе арт- терапевтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:
1. Исчезает импульсивное, хаотичное поведение, связанное с «выплескиванием» чувств, и происходит переход клиента к творческой деятельности, связанной с созданием визуальных образов.
2. У клиента развивается способность видеть заключенный в создаваемой им продукции смысл и выявлять ее связь с содержанием его внутреннего мира и системой отношений.
3. Клиент получает удовлетворение от творческой деятельности и создаваемых им образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа.
4. Повышается самооценка клиента, происходит развитие механизмов психологической защиты, и появляется новое восприятие им самого себя и собственных возможностей.
5. Клиент использует новые формы поведения, художественной практики и взаимоотношений с психологом и получает на их основе новый опыт.
6. Происходит укрепление личных границ клиента и его относительное дистанцирование от психолога, что проявляется, в частности, в его меньшем фокусировании на психотерапевтических отношениях и в большем — на творческой деятельности, себе и системе своих отношений.
Студенты должны понимать, что происходящие в клиенте на данном этапе арт- терапевтического процесса изменения можно в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментированности — к интеграции, от зависимости — к самодостаточности.
Основные задачи психолога на третьем этапе работы с клиентом заключаются в следующем:
1) поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, а также удержание четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых дли дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей, мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
2) структурирование и организация (в случае необходимости) деятельности клиента и привлечение его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;
3) фасилитация эмоциональной экспрессии клиента;
4) дальнейший обмен с клиентом чувствами, ассоциациями, образами и идеями;
5) укрепление личных границ клиента и фокусирование его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.
Относительно завершающего этапа арт – терапевтического процесса студенты должны знать, что он является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые в конечном итоге приводят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психокоррекции.
Студенты должны понимать, что психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт - терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт- терапевтического процесса может нанести ему вред. Поскольку завершение терапии может сопровождаться оживлением сильных чувств (утраты, горя, страха, гнева и др.), нередко отражающих пережитый клиентом опыт расставаний, они должны быть специально проработаны. Необходимо также учесть, что сопровождающие этот этап сильные переживания характерны не только для клиента, но и для психолога, а это диктует необходимость адекватного выражения и анализа им своих переживаний.
Студенты должны знать основные задачи психолога на завершающем этапе арт-терапевтического процесса:
1) создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;
2) продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
3) фокусирование внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимое для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;
4) привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.
Переживания клиента на завершающем этапе: творческая продукция может приобретать драматический оттенок; деструктивные проявления клиента с попытками уничтожения ранее созданных работ, так как клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях и ему нет необходимости «цепляться» за свою продукцию.
Студенты должны понимать, что предоставляя клиенту возможность выразить связанные с завершением арт-терапии сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструкции ритуального, символического характера, психолог в то же время сохраняет с клиентом обратную связь. Психолог не должен препятствовать отреагированию клиентом своих чувств подобным образом и оставлять его действии без внимания и обсуждения. Когда же клиент забирает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Д. Винннкотт), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает клиенту дистанцироваться от психолога и прийти к самодостаточности. Кроме того, забирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь возвращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт- терапевтического процесса и собственные переживания.
Студенты должны знать, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
1. Прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств, что связано:
- с укреплением личных границ клиента;
- совершенствованием механизмов его психологической защиты;
- растущим дистанцированием от психолога;
- развитием у клиента новых потребностей и форм поведения;
- интериоризацией клиентом опыта арт-терапевтической работы.
2. Поддержка системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующему переживанию состояния «кризиса» и утраты равновесия.
3. Достижение системой ее целей (что связано с получением определенных психокоррекции иных результатов, выражающихся в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).