Интегративный подход в арт-терапии

(Основан на синестезии – взаимосвязи различных сенсорных способностей)

Предполагает сочетание цвета и музыки ведёт к более выраженному терапевтическому эффекту.

Так клиент:

1. Создаёт рисунок

2. Использует танец

3. Художественно-поэтический текст

4. Драматический аспект.

Достоинства интегративного подхода:

1. Расширение спектра выразительных возможностей (выражение чувств, идей)

2. Активация групповой коммуникации

3. Выбор средств наиболее устраивающих клиента

4. Развитие сенсорных модальностей, которые менее развиты

Риски:

1. Плохо подготовленный терапевт

2. Если присутствует эффект гиперстимуляции и отсутствие окончательной переработки, то может присутствовать избыточный психологический материал.

3. Наркозависимым и психотикам нельзя использовать танец, полимодальная терапия возможна только после экспрессивной художественной терапии.

4. Взрослым труднее даётся танец и драма (не навязывать), лучше в этом случае использовать вербализацию и изобразительные техники

Тема№3. Системное описание арт - терапевтического процесса

Основные вопросы темы:

1. Основные концепции арт - терапевтического процесса.

2. Структурные и функциональные характеристики психотерапевтических отношений

3. Основные этапы арт - терапевтического процесса и задачи арт-терапевта на каждом из них.

Ключевые слова: арт - терапевтический процесс, уровни арт – терапевтического процесса (внутриличностный, межличностный, социальный), психотерапевтические отношения, этапы арт – терапевтического процесса, арт – терапевтическое соглашение, фасилитирующая среда, эмоциональная экспрессия, раппорт, творческий продукт, отреагирование, интерпретация, обратная связь.

Студенты должны понимать, что творческие потенции у разных людей находятся на раз­ных уровнях подсознания, и «вытащить» их в сознание воз­можно, только учитывая человеческую индивидуальность.

Основные концепции арт - терапевтического процесса следующие:

1. Психотерапевтические отношения представляют со­бой открытую «живую» систему, включающую в себя в ка­честве основных элементов клиента и психолога, а также изобразительный материал /продукцию.

2. Эта система обладает рядом характеристик (откры­тость; наличие информационных каналов, связывающих ее элементы друг с другом и с внешней средой; способность к целеполаганию).

3. Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные и функциональные характеристики.

Относительно второго вопроса темы, студенты должны знать, что структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психолога и ролевыми аспектами их взаимодействия. К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояний клиента и психолога в ходе их прямой и опосредованной ху­дожественной экспрессии, направленной на достижение пси­хотерапевтического результата.

Различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт - терапевтическом процессе интер­венции могут рассматриваться в качестве внутренних ресур­сов и механизмов, необходимых для достижения определен­ных психотерапевтических результатов.

Происходящие на разных этапах арт - терапевтического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях:

Ø Внутриличностном (изменения в состоянии, установках, способах психического реагирования клиента и психо­лога);

Ø Межличностном (изменения в отношениях клиента и психолога);

Ø Социальном (изменения в отношениях клиента с се­мейным, профессиональным и более широким социальным окружением).

Творческая продукция выступает третьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии и в значительной мере отражает происходящие на разных этапах арт - терапевтического процесса системные изменения разного уровня (внутриличностного, межличностного, социального). Более того, художественная экспрессия и творческая продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений.

Относительно вопроса об основных этапах арт - терапевтического процесса студенты должны знать их последовательность и стадии каждого этапа. Так в арт - терапевтическом процессе выделяют следующие этапы:

1) подготовительный этап;

2) этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента;

3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельно­сти клиента;

4) завершающий этап.

Относительно стадий каждого этапа:

Подготовительный этап включает следующие стадии:

первая встреча с клиентом, получение от него первич­ных данных и определение показаний для арт-терапии;

Студенты должны знать, что показания для применения арт-терапии опре­деляются следующими факторами: характером проблем клиента; степенью имеющихся у него психических или физиче­ских ограничений; возрастом клиента; коммуникативными возможностями клиента; уровнем мотивации к арт-терапевтической работе; ожиданиями клиента от арт-терапевтической работы.

Студенты должны понимать, что несмотря на то что арт-терапию можно применять к ма­ксимально широкому кругу клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целесообразным мо­жет быть ее использование для того или иного клиента. Необходимо учитывать, что в качестве самостоя­тельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия под­ходит прежде всего клиентам с негрубой психической пато­логией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серьезные психические нарушения могут являть­ся препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже в таких случаях арт-терапия мо­жет быть использована в качестве одного из элементов ком­плексной лечебной или реабилитационной программы.

разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;

Студенты должны знать, что в ходе первой встречи с клиентом психолог обычно объясняет: в чем будет заключаться их совместная работа; что клиент может, а что он не может делать (например, портить инвентарь арт - терапевтического кабинета, использовать изобразительные материалы опасным для себя и окружающих образом); что эта работа не предполагает наличии каких-либо особенных творческих способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание высокохудожественных произведений; что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении возможностей (изобразительных материалов, музыкальных инструментов и т.п.); целесообразно добавить, что это будет необходимо или весьма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.

3аключение арт- терапевтического «соглашения», ре­гламентирующего общие цели и условия арт-терапевтиче­ской работы, количество, частоту и продолжительность сес­сий, а также другие моменты;

Студенты должны знать, что на третьей стадии подготовительного этапа арт - терапевтического процесса принципиально важным моментом является получение от клиента добровольного согласия на проведение
aрт - терапии, а для этого необходимо предоставить ему информацию о характере, задачах и содержании арт-терапевтической работы. Чаще всего за этим может следовать обсуждение с клиентом (либо с его родственниками или иными представителями (если клиент несовершеннолетний или
имеет ограничения дееспособности)) условий арт - терапевтического соглашения. Арт – терапевтическое соглашение регламентирует сле­дующие основные цели и содержание арт-терапевтической работы: продолжительность каждой сессии; общее число сессий; частота сессий; порядок и размер оплаты услуг специалиста; соблюдение конфиденциальности в отношениях спе­циалиста с клиентом; условия хранения творческих работ клиента и право его собственности на свою продукцию.

создание «безопасного пространства».

Студенты должны понимать, что безопасное психотерапевтическое простран­ство является условием достижения клиентом и арт – терапевтом состояния внутренней защищенности, взаимного до­верия и открытости. Поскольку арт – терапевтическая работа может быть связана с использованием различных изобрази­тельных материалов, они также могут рассматриваться в качестве составной части безопасного психотерапевтическо­го пространства, равно как оформление арт- терапевтическо­го кабинета и его оснащение инструментами и материалами.

Арт- терапевтический кабинет обладает уникальной ат­мосферой — здесь клиенту предоставлены такие условия и средства для выражения им своих чувств и мыслей, которые сложно найти вне его, и действуют такие правила, которые отсутствуют за его пределами.

С этой точки зрения арт- терапевтический кабинет мож­но рассматривать в качестве своего родафасилитирующей среды. Понятие «фасилитирующая среда», как известно, бы­ло введено Д. Винникоттом для обозначения той среды, ко­торая создается матерью в ее отношениях с ребенком в пер­вые годы его жизни и позволяет ему свободно манипулиро­вать «транзитными объектами».

Наличие определенных границ обеспечивает возможность поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту отстраниться от внешнего мира и дает ему возможность испытать состояние психологического регресса и одновременно выступать в качестве наблюдателя за собственным поведением.

Студенты должны знать основные задачи арт-терапевта на подготовительном эта­пе арт- терапевтического процесса таковы:

1) создание атмосферы высокой степени терпимости, за­щищенности и безопасности, необходимой для установле­ния психотерапевтических отношений и перехода клиента к творческой деятельности, что достигается за счет заключения арт-терапевтического соглашения, эмпатических качеств психолога, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудова­ния кабинета;

2) структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психологом посредством: разъяснения клиенту правил поведения в арт- терапевтическом кабинете; определения основных задач и содержания работы; знакомства клиента с оборудованием арт- терапевти­ческого кабинета.

Относительно второго этапа арт- терапевтического процесса, а именно этапа формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента, студенты должны знать, что данный этап арт-терапевтического процесса связан с перехо­дом клиента к творческой деятельности, в ходе которой про­исходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, ко­торые отражают его отношение к психологу. Большое значение на этом этапе работы имеет следующее: профессиональные умения психолога, его опыт и лич­ностные особенности; личностные особенности и ожидания клиента, а также его социальный и культурный опыт; способность психолога установить с клиентом эмоциональный резонанс, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями; признание психологом потребностей клиента.

Студенты должны знать, что экспрессивное поведение клиента и его творческая де­ятельность на начальном этапе носят хаотический или де­структивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на само­го себя или психолога. Кроме того, в процессе работы с изоб­разительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно защищенным и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.

Студенты должны знать, что основные задачи психолога на втором этапе арт- терапевтического процесса таковы:

1.поддержание атмосферы терпимости, защищенности
и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и
недирективной позиции психолога, формулирования четких пространственно-временныхграниц арт-терапевтической работы;

2.структурирование и организация поведения и изоб­разительной деятельности клиента путем обозначения пра­вил его поведения, привлечения его внимания к изобрази­тельной работе, регулирования количества и качества, ис­пользуемых им изобразительных материалов и другими способами;

3.фасилитация эмоциональной экспрессии путем «при­соединения» к клиенту в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;

4.установление и усиление эмоционального резонанса (раппорта) и обмен с клиентом чувствами, фантазиями, об­разами и идеями;

5.построение арт- терапевтом диагностических гипотез, позволяющих объяснить поведение клиента, а также причины и механизмы имеющихся у него эмоциональных и пове­денческих расстройств;

6. проверка правильности этих гипотез и в случае необ­ходимости их корректировка или полный отказ от них.

Относительно третьего этапа арт – терапевтического процесса, а именно этапа укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента, студенты должны знать, что данный этап арт- терапевтического процесса связан с укреп­лением психотерапевтических отношений, с консолидацией личности клиента и его постепенным переходом от хаотич­ного поведения к созданию более сложной творческой про­дукции; при этом происходит осознание ее психологическо­го содержания и ее связи с внутри личностным и межличност­ным опытом клиента.

Клиент начинает активнее выражать свои чувства, мыс­ли, потребности и фантазии в творческой работе и в общении с психологом.

Студенты должны знать, что в процессе творческой работы клиента происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего его опыта, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для кли­ента весьма болезненной. Углубление и развитие отношений клиента с психологом могут служить одним из факторов провокаций, связанных с переносом чувств (например, чувс­тва гнева, вины, утраты и др.). Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психологу и возросшая структурированность поведения и творческой деятельности клиента являются факторами удерживания всех этих переживаний и предупреждения их выплескива­ния в импульсивных или хаотичных действиях.

Студенты должны понимать, что один из факторов удерживания являются символические обра­зы. Удерживающая функция художественного образа на­иболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком сложных и непонятных для клиента чувствах. Ра­ботая над созданием серии связанных друг с другом образов или возвращаясь к одной и той же теме или изображению, клиент проецирует на них свои переживания. Эти пережи­вания накапливаются в творческой продукции, словно в контейнере, и находятся в ней до тех пор, пока не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в более сложную систему значений, отражающую его внутренний мир и систему его отношений.

Студенты должны учитывать, что осознание клиентом содержания его творческой про­дукции и ее связи с внутренним миром и системой отноше­ний иногда происходит благодаря его самостоятельной рабо­те с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенций психолога, однако чаще всего это становит­ся возможным благодаря интерпретации и вербальной об­ратной связи.

Приемы работы арт-терапевта на данном этапе таковы:

1) обсуждения, направленные на прояснение скрытого смысла творческой продукции, высказываний и поведения клиента. Как правило, воздерживаясь от собственных оце­нок, психолог использует вопросы, амплификации и мета­форы для того, чтобы помочь клиенту как можно более пол­но раскрыть этот смысл;

2) некоторые вопросы могут быть направлены на прояс­нение смысла эмоциональных реакций или действий клиен­та, вызванных его взаимодействием с психологом. Парал­лельно с этим психолог внимательно анализирует собствен­ные реакции и переживания, затрагивающие его отношения с клиентом и его творческой продукцией, поскольку, с од­ной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в клиенте изменений, а с другой стороны, отражать собственные эмоциональные проблемы психолога;

3) различные виды игровой деятельности;

4) художественные описания изобразительной продук­ции;

5) элементы драмотерапевтической работы;

6) движение и танец;

7) работа с голосом.

Студенты должны знать, что на третьем этапе арт- терапевтического процесса проис­ходят следующие изменения в отношении клиента к своему творческому продукту.

1. Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом.

2. Развивается способность клиента к различению и осо­знанию особенностей создаваемой им творческой продук­ции, ее формы и содержания, а также ее связи с содержани­ем его внутреннего мира и с системой отношений.

3. Клиенты нередко способны испытывать чувство глу­бокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им красивыми или мо­гут кому-то понравиться (хотя это также может быть нема­ловажно), но потому, что в их форме и содержании они от­крывают для себя нечто важное и становятся более спонтан­ными, искренними и аутентичными в выражении посредством художественной экспрессии своих чувств, мыслей и потреб­ностей.

4. Творческая продукция является для многих клиен­тов воплощением пережитого нового опыта и свидетельством новых возможностей, открытых в себе. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения.

5. Один из признаков происходящих в клиенте измене­ний — более частое применение им так называемых симво­лических образов.

На третьем этапе арт- терапевтического процесса в состо­янии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:

1. Исчезает импульсивное, хаотичное поведение, связан­ное с «выплескиванием» чувств, и происходит переход кли­ента к творческой деятельности, связанной с созданием ви­зуальных образов.

2. У клиента развивается способность видеть заключен­ный в создаваемой им продукции смысл и выявлять ее связь с содержанием его внутреннего мира и системой отношений.

3. Клиент получает удовлетворение от творческой де­ятельности и создаваемых им образов, а также от дальней­шего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа.

4. Повышается самооценка клиента, происходит разви­тие механизмов психологической защиты, и появляется но­вое восприятие им самого себя и собственных возможностей.

5. Клиент использует новые формы поведения, худо­жественной практики и взаимоотношений с психологом и получает на их основе новый опыт.

6. Происходит укрепление личных границ клиента и его относительное дистанцирование от психолога, что про­является, в частности, в его меньшем фокусировании на психотерапевтических отношениях и в большем — на твор­ческой деятельности, себе и системе своих отношений.

Студенты должны понимать, что происходящие в клиенте на данном этапе арт- терапев­тического процесса изменения можно в целом оха­рактеризовать как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментированности — к интегра­ции, от зависимости — к самодостаточности.

Основные задачи психолога на третьем этапе работы с клиентом заключаются в следующем:

1) поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, а также удержание четких пространствен­но-временных границ арт-терапевтической работы, необхо­димых дли дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей, мыслей и освоения им новых возмож­ностей и опыта;

2) структурирование и организация (в случае необходи­мости) деятельности клиента и привлечение его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;

3) фасилитация эмоциональной экспрессии клиента;

4) дальнейший обмен с клиентом чувствами, ассоциаци­ями, образами и идеями;

5) укрепление личных границ клиента и фокусирование его внимания на различных аспектах его системы отноше­ний, включая отношение к самому себе.

Относительно завершающего этапа арт – терапевтического процесса студенты должны знать, что он является логическим про­должением тех процессов, которые были запущены на пре­дыдущих этапах работы и которые в конечном итоге при­водят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психокор­рекции.

Студенты должны понимать, что психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт - терапевтический процесс не прекращался в одно­стороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт- терапевтического процесса может нанести ему вред. Поскольку завершение терапии может сопровождаться оживлением сильных чувств (утраты, горя, страха, гнева и др.), нередко отражающих пережитый клиентом опыт рас­ставаний, они должны быть специально проработаны. Не­обходимо также учесть, что сопровождающие этот этап силь­ные переживания характерны не только для клиента, но и для психолога, а это диктует необходимость адекватного вы­ражения и анализа им своих переживаний.

Студенты должны знать основные задачи психолога на завершающем этапе арт-терапевтического процесса:

1) создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и органи­зация при этом его поведения и деятельности;

2) продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;

3) фокусирование внимания клиента на себе и своих вну­тренних ресурсах, необходимое для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укреп­ления веры в свои силы;

4) привлечение внимания клиента к системе его соци­альных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей по­ведения.

Переживания клиента на завершающем этапе: творческая продукция может приобретать драмати­ческий оттенок; деструктивные проявления клиента с попытками уничтожения ранее созданных работ, так как клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминани­ях и ему нет необходимости «цепляться» за свою про­дукцию.

Студенты должны понимать, что предоставляя клиенту возможность выразить связанные с завершением арт-терапии сильные чувства и опреде­ленным образом структурируя их проявление за счет прида­ния деструкции ритуального, символического характера, психолог в то же время сохраняет с клиентом обратную связь. Психолог не должен препятствовать отреагированию клиентом своих чувств подобным образом и оставлять его действии без внимания и обсуждения. Когда же кли­ент забирает с собой какое-либо из созданных им произведе­ний, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Д. Винннкотт), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает клиенту дистанцироваться от психолога и прийти к самодостаточности. Кроме того, за­бирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь воз­вращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт- терапевтического процесса и собствен­ные переживания.

Студенты должны знать, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса про­исходит следующее:

1. Прогрессивная дифференциация системы психотера­певтических отношений, продолжающаяся до момента раз­рушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружа­ющее культурное и социальное пространство и утраты сис­темой ее прежних структурно-функциональных свойств, что связано:

- с укреплением личных границ клиента;

- совершенствованием механизмов его психологиче­ской защиты;

- растущим дистанцированием от психолога;

- развитием у клиента новых потребностей и форм по­ведения;

- интериоризацией клиентом опыта арт-терапевтиче­ской работы.

2. Поддержка системой динамического равновесия, обес­печивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующему переживанию состоя­ния «кризиса» и утраты равновесия.

3. Достижение системой ее целей (что связано с получе­нием определенных психокоррекции иных результатов, вы­ражающихся в качественном изменении состояния, поведе­ния, потребностей и социального функционирования кли­ента).

Наши рекомендации