Психолого-медико-педагогическом консилиуме (пмпк) образовательного учреждения
Письмо Минобразования России от 27.03.2000 N4 27/901-6
На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-пе дагогического сопровождении и в целях обеспечения комплексной
специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует.
· Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:
а) О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения (Приложение 1);
6) О формах учета деятельности ПМПК (Приложение 2).
· Провести мониторинг обеспеченности ПМПК образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специ- ального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).
· Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответству‑
ющих кадров, ПМПК в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) о6учающегося, воспитанника и психологомедико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).
- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПК.
Заместитель министра Е. Е. Чепурных
Приложение 1
0 порядке создания и организации работы психологомедико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения
1. ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, о6ъединяющихся для психолога-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПК может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПК образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПК и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПК: заместитель руководителя образовательного учреждения по уче6но-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПК, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (Воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПК Является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, со‑
стоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающих-
СЯ, ВОСПИТ1ННИКОВ.
7. Задачами ПМПК образовательного учреждения являются:
· выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в о6разонательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
· профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
· О выявление резервных возможностей развития;
· определение характера, продолжительности И ЭФСЬСКТИВНО СТИ специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном о6разонательном учреждении возможностей;
· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПК, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Россий- ской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПК следует планировать заблаговременно
9. Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) о6учающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий Интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПК Индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребёнка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПК обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПК.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (законных
представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПК рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПК подразделяются па плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
16. Периодичность проведения ПМПК определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПК проводятся не реже одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПК ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПК о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПК.
18. На период 'подготовки к ПМПК и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/ или классный руководитель, воспитатель ДОУ, или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПК.
19. На заседании ПМПК ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррёкционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПК содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без
указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПК.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПК доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПК выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии ,заключений специaлистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПК. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПК могут направляться только по официальному запросу.
Приложение 2`