Пути формирования понятий
В формировании понятий можно выделить несколько этапов, границы и содержание неодинаковы у разных авторов, что связано с позицией авторов. В настоящее время существует несколько классификаций этапов развития мышления. Эти подходы имеют различия и общее.
Основные этапы формирования понятий:
1. Связан с обобщениями. Первые обобщения ребенка неотделимы о практической деятельности, что проявляется в одних и тех же действиях со сходными предметами. Это проявляется к первому году жизни.
2. Связан с овладением речью. Слова являются опорой для обобщений (около 2-х лет).
3. На основе операции сравнения развивается индукция-дедукция ( к 3-3,5 годам.
4. Связано с интеллектуальными задачами, которые приходится решать, обучаясь в школе.
Закономерный путь формирования понятий – это движение от частного к общему.
Формирование понятий есть развитие строения этих понятий, т.е. развитие строения словесных значений. Понятия – не неподвижные вещи, способные связываться друг с другом только ассоциативно, они действительно движутся, переходят одно в другое.
В настоящее время в психологии укрепилось мнение, что формирование понятий у ребенка идет как бы по двум относительно самостоятельным направлениям. Одно из них – это обобщение эмпирических единиц материала и выделение общего как некоторого общего значения и обозначения рассматриваемого многообразия. Другое направление – это выделение генетически исходного, всеобщего отношения и выведение из него многообразия свойств и конкретных особенностей материала.
Противопоставление двух направлений формирования понятий исходно принадлежитЛ.С. Выготскому, который вслед за различением высших и низших психических функций человека дает определение различия путей образования так называемых житейских (спонтанных) и научных понятий у ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, житейские понятия, и в этом их главная особенность, не связаны с усвоением системы знаний, даваемых при обучении, а складываются в практической деятельности человека и в непосредственном общении его с окружающим.
Ж. Пиаже.Получила название «операциональная». Умственные операции имеют деятельностное происхождение. Выделял 4 стадии формирования понятий:
1. Сенсомоторного интеллекта (от 1 года до 2-х лет). Характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу первой стадии ребенок становится субъектом, т е. Осознает свое «Я».
2. Операциональная (от 2-х до 7-ми лет). Характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций с предметами (от 7-8 до 11-12 лет).Могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить от одной точки зрения к другой, становятся более объективными с суждениях.
4. Стадия формальных операций (11-12 до 14-15 лет). Способности выполнять операции в уме и использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.
П.Я. Гальперин.В основе теории положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие перевод внешних действий во внутренние. Считал, что формирование понятий на ранних этапах непросредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Превращение внешних действий во внутренние происходит не сразу, а поэтапно.
Четыре параметра, по которым преобразуется действие: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения.
Этапы формирования умственных действий:
1. Ознакомление на практике с составом будущего действия и требованиями, которым это действие должно соответствовать.
2. Практическое освоение, которое осуществляется и использованием предмета.
3. Освоение заданного действия без опоры на реальные предметы. Происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного во внутренний план. Главное на этом этапе использование громкой речи в качестве заменителя манипулирования предметами.
4. Отказ от внешней речи. Осуществляется перенос во внутреннюю речь.
5. Выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом из сферы сознания (т.е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.
Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров.В ходе экспериментальных исследований выделены три стадии формирования понятий у детей:
1. происходит образование неоформленного, неупорядоченного множества предметов, которые могут обозначаться одним словом. Имеет в свою очередь три этапа: выбор и объединение предметов наугад; выбор на основе пространственного расположения предметов; приведение к одному значению всех ранее объединенных предметов.
2. Происходит образование понятий- комплексов на основе отдельных объективных признаков. 4 типа комплексов: ассоциативный (любая внешняя связь дает основание для соотнесения к одному классу); коллекционный(взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака); цепной (переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же группу); псевдопонятие.
3. Происходит образование настоящих понятий. Включает в себя несколько ступеней: потенциальные понятия (выделение группы предметов по одному общему признаку); истинные понятия (выделение существенных признаков и на их основе объединение предметов).
Менчинская выделяет следующие ступени:
1. Знакомство с житейским понятием.
2. Очищение житейского понятия от несущественных признаков.
3. Выделение существенных признаков.
4. Словесная формулировка понятия:
а) в которой обязательно выделяются общие отличительные признаки данного понятия;
б) существуют признаки данного понятия. Если это отсутствует, то научного понятия нет.
5. Применение научного понятия на практике.