Разогрев и сплочение группы
В начале первого занятия обязательно используются разогревающие (разминочные) упражнения. Кроме того, обязательным этапом любого тренинга является сплочение группы. Упражнения на сплочение проводятся после ввода норм и правил и занимают, как правило, всю оставшуюся часть первого занятия (при стандартной длительности занятия 4-5 часов). В ходе этих упражнений в группе активизируется групповая динамика, выявляются лидеры, формируется структура группы.
7.2. Рефлексия (сознательная проработка переживаний)
Рефлексия – это организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга.
Рефлексивные вопросы должны затрагивать 4 уровня целей:
1. Цель упражнения (что стало результатом упражнения лично для участника).
2. Цель данного тренингового занятия (зачем нужен этот результат в контексте цели тренингового дня).
3. Цель тренинга в целом (как этот результат вписывается в контекст цели тренинга в целом).
4. Личную цель участника (как этот результат работает на личную цель участника, поставленную им в процессе целеполагания).
Логика выстраивания рефлексивных вопросов
Рефлексивные вопросы затрагивают три сферы: поведенческую («что ты делал?»), когнитивную («о чем ты при этом думал?») и эмоциональную («что ты при этом чувствовал?») и выстраиваются в следующую логическую цепочку:
Действия человека – субъективная и объективная оценка их эффективности и того, насколько данное поведение было оптимальным в ситуации – возможности изменения поведения – возможности применения нового опыта.
Пример: Что ты делал? – Эффективно ли это было для достижения твоей цели?- Эффективно ли это было с точки зрения твоего самочувствия? – Как твои действия отразились на окружающих людях? – Устраивает ли тебя, как ты это делал сейчас (удалось ли тебе сделать это эффективнее, чем раньше)? – Что нужно, чтобы сделать это еще лучше? – Где и когда ты будешь применять полученный опыт?
Рефлексия может проводиться как после каждого упражнения, так и после серии упражнений, объединенных общей темой.
Общее правило: чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.
Характер вопроса может меняться в зависимости от того, как проходит упражнение. Тренер, осуществляя диагностику в процессе выполнения упражнения, отмечает, возникают ли у участников трудности (если да, то какой характер они носят), как изменяется состояние участников, что им удается, что не получается. Эти наблюдения могут быть использованы в вопросах после завершения упражнения.
Если упражнение рассчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким, вопросы типа: «Как вы себя чувствуете?», «Какое у вас настроение сейчас? » и т. д. Иногда можно ограничиться фиксированием (повторением) прозвучавших односложных ответов «хорошо», «нормально», «бодрое». В некоторых случаях тренер сам может проговорить то, что он видит, реальное состояние участников, например: «Все развеселились. Можно переходить к дальнейшей более серьезной работе?», «Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настроение хорошее, можно продолжать работу» и т. п.
7.3. Значимость обратной связи в процессе работы
Понятие обратной связи
Термин "обратная связь" взят из технической литературы по электронике, где он относится к сообщениям об отклонениях от желаемой цели. Обратная связь осуществляется, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать "курс" в направлении достижения целей.
Назначение обратной связи
Те участники, которые хотят расширить самосознание, могут получить обратную связь об особенностях своего поведения. Хотя обратная связь осуществляется во всех межличностных взаимодействиях, в тренинге умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.
Обратная связь в атмосфере доверия позволяет участникам контролировать и исправлять неадекватное поведение, дает информацию о "слепых пятнах". Например, активность некоторых участников в решении групповых проблем может восприниматься ими самими как желание помочь другим, а остальной группой расцениваться как попытка доминировать в группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает участникам точнее принимать и понимать получаемую информацию.
Форма обратной связи
Полезная обратная связь должна скорее являться выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения ("Когда ты прервал меня, я разозлился".)
Очевидно, что реакций одного участника на поведение других участников недостаточно для изменения поведения. Когда же обратная связь предлагается еще несколькими членами группы, она обычно более достоверна и может оказать большее влияние. Обратная связь наиболее полезна, когда она репрезентативна и исходит от большинства участников.
Обратная связь может быть оптимально воспринята участником, который внимательно слушает и затем излагает услышанное своими словами (парафраз). Учитывая восприятие других, он может лучше научиться видеть, как другие участники группы реагировали на его сообщение, в то же время сознавая, что он не должен меняться только потому, что кто-то от него этого хочет.