Задание 5. Выберите симптомы, соответствующие возрастным кризисам

1. Кризис 1 года (3 правильных ответа) №___________

2. Кризис 3 лет (6 правильных ответов) №___

3. Кризис 7 лет (4 правильных ответа) №____

4. Кризис отрочества (6 правильных ответов) № ______

5. Кризис ранней юности (5 правильных ответов) № _____

1. Период рождения социального «Я».

2. Обесценивание.

3. Депривация потребности в самоутверждении, самовыражении .

4. Аффективная реакция на «нет», «нельзя».

5. Личностный выбор и необходимость реальных действий.

6. Открытый негативизм и упрямство, направленные против близких взрослых.

7. «Гормональная буря».

8. Переоценка ценностей.

9. Демонстративное непослушание.

10 .Кризис выделения своего «Я».

11. Формирование устойчивого аффективного комплекса (чувство неполноцен­ности, оскорбленного самолюбия, чувства собственной значимости, компе­тентности, исключительности).

12. Обостренная потребность в общественном признании.

13. Своеволие.

14.Кризис идентичности.

15.Кривляние, манерность, натянутость поведения.

16 .Протест-бунт.

17.Мировоззренческий выбор.

18.Перестройка отношений между ребенком и средой.

19.Проблемы поиска смысла своего существования.

20.Многократное повторение одних и тех же действий.

21.Эмоциональная и личностная нестабильность.

22 .Выработка собственных убеждений.

23 .Строптивость.

24. Эмансипация от влияния взрослых.

Оценивание ответа


Оценка   Ошибки  
Отл.   0-3  
Хор.   4-6  
Удов.   7-9  
Неуд.   10 и более  

Задание 6. Установите соответствие между терминами и определениями.

1. Новообразования личности.

2. Развитие личности.

3. Социальная ситуация развития личности.

Определения.

1. Процесс проявления биологических и социальных закономерностей.

2. Качественно новый тип строения личности.

3. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, кото­рые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику его психического развития.

Ответы

Общие вопросы психологии возрастного развития

Тема 1. «Основные категории возрастной психологии и закономерности психического развития».

Задание 1. Понятия и их определения.

1. Развитие.

3. Последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.

2. Возраст.

4. Конкретно-исторические условия развития.

6. Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида.

3. Социальная ситуация развития.

1. Специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.

4. Ведущий тип деятельности.

5. Деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

7. Внутри ее возникают другие виды деятельности.

8. Перестраиваются частные психические процессы.

9.Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой.

5. Новообразования личности.

2. Характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности.

6. Сензитивный период развития.

10.Оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка.

7. Цикличность.

11. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления, характерная как для отдельных психических функций, так и для развития ребенка в целом.

8. Кризисные стадии развития.

13.Краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значи­тельными сдвигами в развитии ребенка.

9. Онтогенез.

21. Формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.

10. Зона ближайшего развития.

14. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих лю­дей.

11. Экстериоризация.

17. Процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека.

12. Идентичность.

20. Условия, при котором человек ощущает себя неиз­менным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах.

13. Стабильные стадии развития.

12. Плавное течение процесса развития, без резких сдви­гов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства.

14. Биологическое созревание.

19. Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

15. Филогенез.

22. Становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человече­ства.

16. Сочетание процессов эволюции и инволюции.

18. Процессы «обратного развития», вплетенные в ход эволюции.

17. Интериоризация.

16. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внут­реннее (из практически осуществляемого действия во внутреннеее свойство или способность человека).

18. «Метаморфозы».

15. Развитие как цепь качественных изменений, пре­вращений одной формы в другую.

Задание 2.

1. Закономерности психического развития.

2.Стабильные и кризисные стадии развития.

4.Цикличность.

5.Сочетание процессов эволюции и инволюции.

8.Сензитивность.

9.Неравномерность.

11. Стадиальность.

2. Источники психического развития.

6. Социальная среда.

3. Условия психического развития.

1. Органические особенности, ход их созревания в онтогенезе.

4. Движущие силы психического развития.

3. Противоречия между возрастающими способностями (физическими, духовными) и старыми формами деятельно­сти.

8. Противоречие между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями их удовлетворения.

10. Противоречие между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями.

Задание 3. Виды возрастных изменений.

1 .Эволюционные.

3. Сравнительно медленные, устойчивые количественные и качественные изменения возрастного развития.

2 .Революционные.

1. Быстрые, скачкообразные, необратимые возрастные пре­образования.

3. Ситуационные.

2. Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1979. – С.33-36.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 4-6, 27-31.

3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., «Просвещение», 1994. – С.5-9, 20-22.

Тема 2. «Теории психического развития»

Задание 1. Теории психического развития.

1 .Эволюционная теория развития.

1. Преобразование генетически заложенных возможностей в виде задатков.

3. Спонтанное развертывание психических особенностей по законам биологического созревания.

2. Революционная.

5. Формирование психологических и поведенческих свойств не зависит от природных особенностей.

8. Развитие сводится к разнообразным воздействиям среды. 3. Вероятностная.

2. Изменения психики определяются случайным стечени­ем обстоятельств.

7. Конечный результат развития изначально в генотипе не заложен.

4. Функциональная.

4. Формирование психической функции определяется тем, как часто она реализуется в жизни и деятельности человека.

6. Психическая функция выступает первоначально как интерпсихическая и только затем превращается в функцию интрапсихическую.

Задание 2. Теории психического развития.

1 .Культурно-историческая теория развития высших психических функций.

1. Развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

2. Концепция конвергенции двух факторов развития.

2. Психическое развитие - это саморазвитие, саморазвер­тывание имеющихся у человека задатков, которое на­правляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

3. Теория трех ступеней детского развития.

5. В основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. Основные стадии развития: инстинкт, дрессу­ра, интеллект.

4. Теория рекапитуляции.

3. Онтогенез является кратким повторением филогенеза.

5. Отождествление научения и развития.

6. Развитие рассматривается в русле условий, способст­вующих или препятствующих образованию связей между стимулами и реакциями.

6. Генетическая психология.

7. Изучение происхождения интеллекта, формирование у ребенка фундаментальных понятий, перехода от простой структуры к более сложной. Основа психического развития ребенка - развитие интеллекта.

7. Психоаналитическая теория.

8. Врожденное, бессознательное как движущая сила психического развития. Развитие как адаптация ребен­ка к среде.

8. Эпигенетическая теория развития личности.

4. Самоидентичность как желание быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах - движущая сила развития.

Задание 3. Авторы теорий развития.

1. Культурно-историческая теория развития высших психических функций -Л.С. Выготский.

2. Концепция конвергенци двух факторов - В. Штерн.

3. Теория трех ступеней детского развития - К. Бюлер.

4. Теория рекапитуляции - Ст. Холл.

5. Отождествление научения и развития - Дж. Уотсон.

6. Генетическая психология - Ж. Пиаже.

7. Психоаналитическая теория - З. Фрейд.

8. Эпигенетическая теория развития личности - Э. Эриксон.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С.10-17.

2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 167-173.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С.14-19, 35-39.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 28-30, 34-47, 65-73, 79-102.

Тема 3. «Периодизация возрастного развития»

Задание1. Критерии периодизации психического развития.

1. Особенности конституции растущего организма - П.П. Блонский

2. Психосексуальное развитие - З. Фрейд.

3. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное воз­растное новообразование - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.

4. Становление идентичности личности - Э. Эриксон.

5. Развитие морального сознания личности - Л. Колберг.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 31-55.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 27-31.

Наши рекомендации