Задание 5. Выберите симптомы, соответствующие возрастным кризисам
1. Кризис 1 года (3 правильных ответа) №___________
2. Кризис 3 лет (6 правильных ответов) №___
3. Кризис 7 лет (4 правильных ответа) №____
4. Кризис отрочества (6 правильных ответов) № ______
5. Кризис ранней юности (5 правильных ответов) № _____
1. Период рождения социального «Я».
2. Обесценивание.
3. Депривация потребности в самоутверждении, самовыражении .
4. Аффективная реакция на «нет», «нельзя».
5. Личностный выбор и необходимость реальных действий.
6. Открытый негативизм и упрямство, направленные против близких взрослых.
7. «Гормональная буря».
8. Переоценка ценностей.
9. Демонстративное непослушание.
10 .Кризис выделения своего «Я».
11. Формирование устойчивого аффективного комплекса (чувство неполноценности, оскорбленного самолюбия, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности).
12. Обостренная потребность в общественном признании.
13. Своеволие.
14.Кризис идентичности.
15.Кривляние, манерность, натянутость поведения.
16 .Протест-бунт.
17.Мировоззренческий выбор.
18.Перестройка отношений между ребенком и средой.
19.Проблемы поиска смысла своего существования.
20.Многократное повторение одних и тех же действий.
21.Эмоциональная и личностная нестабильность.
22 .Выработка собственных убеждений.
23 .Строптивость.
24. Эмансипация от влияния взрослых.
Оценивание ответа
Оценка | Ошибки |
Отл. | 0-3 |
Хор. | 4-6 |
Удов. | 7-9 |
Неуд. | 10 и более |
Задание 6. Установите соответствие между терминами и определениями.
1. Новообразования личности.
2. Развитие личности.
3. Социальная ситуация развития личности.
Определения.
1. Процесс проявления биологических и социальных закономерностей.
2. Качественно новый тип строения личности.
3. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику его психического развития.
Ответы
Общие вопросы психологии возрастного развития
Тема 1. «Основные категории возрастной психологии и закономерности психического развития».
Задание 1. Понятия и их определения.
1. Развитие.
3. Последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.
2. Возраст.
4. Конкретно-исторические условия развития.
6. Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида.
3. Социальная ситуация развития.
1. Специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
4. Ведущий тип деятельности.
5. Деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
7. Внутри ее возникают другие виды деятельности.
8. Перестраиваются частные психические процессы.
9.Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой.
5. Новообразования личности.
2. Характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности.
6. Сензитивный период развития.
10.Оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка.
7. Цикличность.
11. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления, характерная как для отдельных психических функций, так и для развития ребенка в целом.
8. Кризисные стадии развития.
13.Краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка.
9. Онтогенез.
21. Формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.
10. Зона ближайшего развития.
14. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей.
11. Экстериоризация.
17. Процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека.
12. Идентичность.
20. Условия, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах.
13. Стабильные стадии развития.
12. Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства.
14. Биологическое созревание.
19. Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.
15. Филогенез.
22. Становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
16. Сочетание процессов эволюции и инволюции.
18. Процессы «обратного развития», вплетенные в ход эволюции.
17. Интериоризация.
16. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внутреннее (из практически осуществляемого действия во внутреннеее свойство или способность человека).
18. «Метаморфозы».
15. Развитие как цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую.
Задание 2.
1. Закономерности психического развития.
2.Стабильные и кризисные стадии развития.
4.Цикличность.
5.Сочетание процессов эволюции и инволюции.
8.Сензитивность.
9.Неравномерность.
11. Стадиальность.
2. Источники психического развития.
6. Социальная среда.
3. Условия психического развития.
1. Органические особенности, ход их созревания в онтогенезе.
4. Движущие силы психического развития.
3. Противоречия между возрастающими способностями (физическими, духовными) и старыми формами деятельности.
8. Противоречие между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями их удовлетворения.
10. Противоречие между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями.
Задание 3. Виды возрастных изменений.
1 .Эволюционные.
3. Сравнительно медленные, устойчивые количественные и качественные изменения возрастного развития.
2 .Революционные.
1. Быстрые, скачкообразные, необратимые возрастные преобразования.
3. Ситуационные.
2. Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений.
Литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1979. – С.33-36.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 4-6, 27-31.
3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., «Просвещение», 1994. – С.5-9, 20-22.
Тема 2. «Теории психического развития»
Задание 1. Теории психического развития.
1 .Эволюционная теория развития.
1. Преобразование генетически заложенных возможностей в виде задатков.
3. Спонтанное развертывание психических особенностей по законам биологического созревания.
2. Революционная.
5. Формирование психологических и поведенческих свойств не зависит от природных особенностей.
8. Развитие сводится к разнообразным воздействиям среды. 3. Вероятностная.
2. Изменения психики определяются случайным стечением обстоятельств.
7. Конечный результат развития изначально в генотипе не заложен.
4. Функциональная.
4. Формирование психической функции определяется тем, как часто она реализуется в жизни и деятельности человека.
6. Психическая функция выступает первоначально как интерпсихическая и только затем превращается в функцию интрапсихическую.
Задание 2. Теории психического развития.
1 .Культурно-историческая теория развития высших психических функций.
1. Развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
2. Концепция конвергенции двух факторов развития.
2. Психическое развитие - это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.
3. Теория трех ступеней детского развития.
5. В основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. Основные стадии развития: инстинкт, дрессура, интеллект.
4. Теория рекапитуляции.
3. Онтогенез является кратким повторением филогенеза.
5. Отождествление научения и развития.
6. Развитие рассматривается в русле условий, способствующих или препятствующих образованию связей между стимулами и реакциями.
6. Генетическая психология.
7. Изучение происхождения интеллекта, формирование у ребенка фундаментальных понятий, перехода от простой структуры к более сложной. Основа психического развития ребенка - развитие интеллекта.
7. Психоаналитическая теория.
8. Врожденное, бессознательное как движущая сила психического развития. Развитие как адаптация ребенка к среде.
8. Эпигенетическая теория развития личности.
4. Самоидентичность как желание быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах - движущая сила развития.
Задание 3. Авторы теорий развития.
1. Культурно-историческая теория развития высших психических функций -Л.С. Выготский.
2. Концепция конвергенци двух факторов - В. Штерн.
3. Теория трех ступеней детского развития - К. Бюлер.
4. Теория рекапитуляции - Ст. Холл.
5. Отождествление научения и развития - Дж. Уотсон.
6. Генетическая психология - Ж. Пиаже.
7. Психоаналитическая теория - З. Фрейд.
8. Эпигенетическая теория развития личности - Э. Эриксон.
Литература
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С.10-17.
2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 167-173.
3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С.14-19, 35-39.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 28-30, 34-47, 65-73, 79-102.
Тема 3. «Периодизация возрастного развития»
Задание1. Критерии периодизации психического развития.
1. Особенности конституции растущего организма - П.П. Блонский
2. Психосексуальное развитие - З. Фрейд.
3. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.
4. Становление идентичности личности - Э. Эриксон.
5. Развитие морального сознания личности - Л. Колберг.
Литература
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 31-55.
2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 27-31.