Источник развития – социальная среда. Она становится совершенно иной когда ребенок переходит в другой возраст
Ввел понятие социальной ситуации развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальнойсредой. Это особое сочетание внутренгних процессов развития и внешних усилий, типичных для каждого возрастного этапа. Социальная ситуация развития меняется вначале каждого периода. К концу периода появляются новообразования. Среди них есть центральное. Оно имеет наибольшее значение на следующей стадии.
Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём.
- кризис новорожденности (до 2 мес.) Носит биологический характер. Противоречия: появляется потребность к взаимодействию с окружающей средой.
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года У ребенка появляется потребность осваивать предметный мир.
- раннее детство (1-3 года)
- кризис 3 лет Появляется потребность в самоутверждении, ребенок выделяет себя из общества( «Я сам»). Деятельность – игра.
- дошкольный возраст (3-7 лет)
- кризис 7 лет Связан с возникновением потребности заниматься значимой в глазах взрослого деятельностью и получать общественную оценку деятельности (учебная деятельность)
- школьный возраст (7-13 лет)
- кризис 13 лет Связан с наступлением подросткового возраста, появляется потребность в освоении новой социальной роли взрослого, потребность быть и считаться взрослым.
- пубертатный возраст (13-17 лет)
- кризис 17 лет
21. Периодизация психического развития детей по Д.Б Эльконину.
Эльконин Даниил Борисович (1904 - 1984) -- советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка. Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.
Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности:
"К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек -- человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек -- предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы -- переломные моменты в развитии ребенка.
Периодизация выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие "ведущая деятельность" : деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Период | Годы | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития |
Младен- чество | 0-1 | эмоциональное общение ребенка со взрослым | ходьба, первое слово | Освоение норм отношений между людьми |
Ранний возраст | 1-3 | предметная деятельность | "внешнее Я сам" по Выготскому | Усвоение способов деятельности с предметами |
Дошкольный возраст | 3-6(7) | ролевая игра | произвольность поведения | Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) | учебная деятелльность | произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта | Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности. |
Средний школьный возраст, подросток | 10(11) - 14(15) | интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности | чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" | Освоение норм и отношений между людьми |
Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) - 16(17) | учебно-профес- сиональная деятельность | профессиональное и личностное самоопределение | Освоение профес- сиональных знаний, умений |
Поздняя юность или ранняя зрелость | 18-25 | Трудовая деятельность, профес- сиональная учеба. | Освоение профес- сионально-трудовых умений | |
Зрелость | после 25 | 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75- .. - старость |