Сознание. Самосознание (практическое занятие)
1. Согласны ли Вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки или неточности, если они есть.
А. Сознание – есть отражение действительности – истинное или превратное.
Б. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются, поэтому, не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие души.
В. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.
Г. Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание и есть рефлекс.
2. Выберите правильный ответ и обоснуйте его: рефлексия присуща человеку с…
А) адекватной самооценкой;
Б) завышенной самооценкой;
В) заниженной самооценкой.
3. Ответьте и обоснуйте: насколько истинным может быть Я-образ?
4. Роль труда в возникновении сознания подробно обосновал:
А) Л. С. Выготский;
Б) А. Н. Леонтьев;
В) Б. Г. Ананьев;
Г) И. П. Павлов.
Тема 3. Психологическая теория деятельности (6 часов, 3 экспресс-опроса):
Психологическая теория деятельности (лекция).
1. Представить структуру конкретного вида деятельности, опираясь на общую структуру деятельности;
2. Определить отличие деятельности от поведения. Или это тождественные понятия? Ответ прокомментируйте (возможно, примерами).
3. Динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью – это
а) общение;
б) игра;
в) деятельность;
г) поведение.
4. Установите соответствие:
1) игра | а) производство материальных или духовных благ |
2) труд | б) развитие, отдых |
3) учение | в) знания, умения, навыки |
5. Вставьте пропущенные слова:
Цель – это … образ … результата, на достижение которого направлено … человека.
Мотивационно-личностные аспекты деятельности (лекция).
1. Чем может быть мотивировано асоциальное и антисоциальное поведение человека?
2. Каковы могут быть типичные мотивационные конфликты в профессиональной деятельности педагога? Все ли способствуют эффективному выполнению профессиональных задач?
3. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность?
4. Соотнесите понятия «нужда», «потребность», «мотив», «направленность».
Деятельностный подход в образовании (практическое занятие).
1. Проанализируйте приведенные примеры и поясните, где речь идет о деятельности, действии, операции?
а) Павлов изучает рефлексы собаки;
б) Робинзон обнаруживает человеческие следы на песке;
в) Том и Бекки потерялись в пещере;
г) Колумб открывает Америку;
д) Игрок ставит на «зеро»;
е) Петр I прорубает окно в Европу;
ж) Иван Грозный убивает своего сына;
з) Кутузов принимает решение оставить Москву;
и) Татьяна пишет письмо Онегину;
к) Пан Козлевич давит на газ в «Антилопе Гну», в спешке убывая из Васюков.
2. Подумайте, сколько раз в жизни человека может произойти процесс опредмечивания одной и той же потребности. Ответ поясните.
3. Вставьте пропущенные слова в следующие суждения.
а) Деятельность человека не только …, но и мотивированна.
б) Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в …
в) Потребности являются источником … личности.
г) Цель является предпосылкой …
д) Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности.
е) Осознанная … становится мотивом поведения.
4. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
А. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ТРУД
Действие : … (сознание, рефлекс, операция, навык, интерес, человеческий фактор).
Б. Образец: ЛИЧНОСТЬ : НАПРАВЛЕННОСТЬ
Деятельность : … (мотив, цель, практика, потребность, активность).
В. Образец: ОПЕРАЦИЯ : ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вдевание нитки в иголку : … (кройка, построение чертежа, покупка швейной машины, выбор ткани, шитье, вышивка, выполнение шва).
Тема 4. Психические процессы (20 часов, 10 экспресс-опросов):
Ощущения (лекция).
1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
|
|
|
|
| |||||||||
I | II | III | IV | V | |||||||||
а) А) психика – Б) ощущения;
б) А) ощущение – Б) восприятие;
в) А) ощущение – Б) боль;
г) А) зрительные ощущения – Б) слуховые ощущения.
2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
а) Основным источником наших знаний о внешнем мире являются … .
б) Ощущение, как всякое психическое явление, имеет … характер.
в) Повышение чувствительности в результате взаимодействия … называется… .
г) Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется …
3. Прокомментируйте на языке современной психологии следующие афоризмы:
а) На вкус и цвет товарища нет, один другому не указчик: один любит арбуз, другой – свиной хрящик.
б) В стране слепых и одноглазый король.
в) Каждый повар славит свой соус.
г) Своя ноша не тянет.
4. Попробуйте ответить на следующие вопросы:
а) Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?
б) Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения? Почему?
в) Верно ли, что для стоматолога ваша зубная боль – объективная реальность?
г) Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат?
5. О каком феномене в сфере ощущений идет речь в следующем примере?
А. Р. Лурия изучал своего пациента Ш., воспринимающего все голоса людей как окрашенные. Ш. нередко говорил, что данный голос «желтый и рассыпчатый», «темно-серебрянный» или «фиолетовый». Воспринимаемые им цвета характеризовались как «звонкие», «глухие», «солнечные» или «хрустальные».