Сознание. Самосознание (практическое занятие)

1. Согласны ли Вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки или неточности, если они есть.

А. Сознание – есть отражение действительности – истинное или превратное.

Б. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются, поэтому, не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие души.

В. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.

Г. Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание и есть рефлекс.

2. Выберите правильный ответ и обоснуйте его: рефлексия присуща человеку с…

А) адекватной самооценкой;

Б) завышенной самооценкой;

В) заниженной самооценкой.

3. Ответьте и обоснуйте: насколько истинным может быть Я-образ?

4. Роль труда в возникновении сознания подробно обосновал:

А) Л. С. Выготский;

Б) А. Н. Леонтьев;

В) Б. Г. Ананьев;

Г) И. П. Павлов.

Тема 3. Психологическая теория деятельности (6 часов, 3 экспресс-опроса):

Психологическая теория деятельности (лекция).

1. Представить структуру конкретного вида деятельности, опираясь на общую структуру деятельности;

2. Определить отличие деятельности от поведения. Или это тождественные понятия? Ответ прокомментируйте (возможно, примерами).

3. Динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью – это

а) общение;

б) игра;

в) деятельность;

г) поведение.

4. Установите соответствие:

1) игра а) производство материальных или духовных благ
2) труд б) развитие, отдых
3) учение в) знания, умения, навыки

5. Вставьте пропущенные слова:

Цель – это … образ … результата, на достижение которого направлено … человека.

Мотивационно-личностные аспекты деятельности (лекция).

1. Чем может быть мотивировано асоциальное и антисоциальное поведение человека?

2. Каковы могут быть типичные мотивационные конфликты в профессиональной деятельности педагога? Все ли способствуют эффективному выполнению профессиональных задач?

3. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность?

4. Соотнесите понятия «нужда», «потребность», «мотив», «направленность».

Деятельностный подход в образовании (практическое занятие).

1. Проанализируйте приведенные примеры и поясните, где речь идет о деятельности, действии, операции?

а) Павлов изучает рефлексы собаки;

б) Робинзон обнаруживает человеческие следы на песке;

в) Том и Бекки потерялись в пещере;

г) Колумб открывает Америку;

д) Игрок ставит на «зеро»;

е) Петр I прорубает окно в Европу;

ж) Иван Грозный убивает своего сына;

з) Кутузов принимает решение оставить Москву;

и) Татьяна пишет письмо Онегину;

к) Пан Козлевич давит на газ в «Антилопе Гну», в спешке убывая из Васюков.

2. Подумайте, сколько раз в жизни человека может произойти процесс опредмечивания одной и той же потребности. Ответ поясните.

3. Вставьте пропущенные слова в следующие суждения.

а) Деятельность человека не только …, но и мотивированна.

б) Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в …

в) Потребности являются источником … личности.

г) Цель является предпосылкой …

д) Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности.

е) Осознанная … становится мотивом поведения.

4. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

А. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ТРУД

Действие : … (сознание, рефлекс, операция, навык, интерес, человеческий фактор).

Б. Образец: ЛИЧНОСТЬ : НАПРАВЛЕННОСТЬ

Деятельность : … (мотив, цель, практика, потребность, активность).

В. Образец: ОПЕРАЦИЯ : ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вдевание нитки в иголку : … (кройка, построение чертежа, покупка швейной машины, выбор ткани, шитье, вышивка, выполнение шва).

Тема 4. Психические процессы (20 часов, 10 экспресс-опросов):

Ощущения (лекция).

1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

А, Б

Б
А

А

Б

Б
А

А
Б

I II III IV V  
               

а) А) психика – Б) ощущения;

б) А) ощущение – Б) восприятие;

в) А) ощущение – Б) боль;

г) А) зрительные ощущения – Б) слуховые ощущения.

2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

а) Основным источником наших знаний о внешнем мире являются … .

б) Ощущение, как всякое психическое явление, имеет … характер.

в) Повышение чувствительности в результате взаимодействия … называется… .

г) Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется …

3. Прокомментируйте на языке современной психологии следующие афоризмы:

а) На вкус и цвет товарища нет, один другому не указчик: один любит арбуз, другой – свиной хрящик.

б) В стране слепых и одноглазый король.

в) Каждый повар славит свой соус.

г) Своя ноша не тянет.

4. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

а) Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?

б) Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения? Почему?

в) Верно ли, что для стоматолога ваша зубная боль – объективная реальность?

г) Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат?

5. О каком феномене в сфере ощущений идет речь в следующем примере?

А. Р. Лурия изучал своего пациента Ш., воспринимающего все голоса людей как окрашенные. Ш. нередко говорил, что данный голос «желтый и рассыпчатый», «темно-серебрянный» или «фиолетовый». Воспринимаемые им цвета характеризовались как «звонкие», «глухие», «солнечные» или «хрустальные».

Наши рекомендации