Степень нажима на карандаш
Параметр характеризует не только мануальную умелость ребенка, но и отражает его психоэмоциональную характеристику. В данном параметре широко представлены особенности, связанные с физиологическим состоянием ребенка, а также с его личностными показателями. В группе нормально развивающихся детей чрезмерный нажим отмечен у 10% испытуемых, наиболее типичен средний нажим на карандаш (75%). Интересно отметить, что при работе фломастером разброс показателей в группе нормально развивающихся детей несколько сглаживается.
В группе дошкольников с ЗПР лишь треть детей имеет средний, т.е. довольно гармоничный нажим на карандаш, очень большая группа детей имеет слабую степень нажима - 46%, каждый пятый ребенок в этой группе характеризуется чрезмерным нажимом на карандаш. Что свидетельствует об общей атоничности или гиперто-ничности моторной сферы детей. И в том и в другом случае незрелость моторных актов затрудняет у детей процесс овладения своей рукой как орудием и замедляет формирование у них графических действий.
Наиболее типичными показателями данного параметра у умственно отсталых детей являются либо чрезмерный (30%), либо слабый нажим на карандаш (45%).
Адекватность и выразительность
В группе нормально развивающихся детей отмечены высокие показатели по параметрам адекватность и выразительность (соответственно 85% и 60%). При этом адекватность и выразительность проявлялись в том, что рисунок был крупным, многоцветным, хорошо расположенным на плоскости листа бумаги, у него имелся свой характер и четкие индивидуальные признаки. Если изображался дом, то «это дом моей бабушки Дуси», если рисунок человека, то называлось имя персонажа, могла быть рассказана история, эмоционально связанная с ним. Такие рисунки дети изображали с видимым удовольствием, часто меняли карандаш в процессе рисования, тщательно подбирали цвета и цветовые оттенки, дополняли предмет сюжетной фабулой.
Дети с задержкой психического развития и их умственно отсталые сверстники существенно отличались от своих нормально развивающихся сверстников по этим параметрам. В первую очередь у них не отмечалось позитивных эмоциональных реакций на процесс и результат создания изображений. В ходе работы они часто были индифферентны, а нередко и отказывались от выполнения тех или
иных заданий: «Я человека рисовать не умею». Умственно отсталые дети иногда комкали свои листочки с мало выразительными, грязно коричневыми построениями из штрихов или прятали их под стол.
Отображение движения
Несмотря на то, что нормально развивающиеся дети не выходили за рамки предложенных тем, их рисункам был присущ известный динамизм - из печной трубы шел дым, человечек, нарисованный в профиль, явно куда-то торопился. В некоторых рисунках нами отмечались «предметы-посредники» в руках у нарисованных людей - скакалки, мячи, букеты, которые обозначают возможное движение, как бы намекают на реальность его осуществления. Ко многим рисункам дети старались подойти творчески - дополнить их, что оценивалось нами как стремление к сюжетному изображению. В детских рисунках изображались наклоненные ветви и облетающие листья у «осеннего» дерева, любимые животные - собаки и кошки, в рисунках мальчиков - машины.
В рисунках детей с ЗПР иногда отмечается попытка изобразить человека в профиль или хотя бы обозначить движение, повернув стопы его ног в одну из сторон. Умственно отсталым сверстникам динамизм изображений совершенно не свойственен.
Детальность
Характер выполнения задания «Дом-Дерево-Человек» в группе нормально развивающихся детей являлся показателем зависимости качества исполнения от средств изображения. Рисунки большинства детей этой группы становились качественно лучше при выполнении цветными фломастерами. Количество деталей возрастало, они прорисовывались более тщательно, дети заметно стремились сделать рисунки «красивыми». При использовании карандашей дети часто лишь намечали схему: указывали окно у дома, ветки на стволе дерева и т.д. При рисовании фломастерами у дома часто появлялись (кроме окна) дверь с ручкой, труба с дымом, крыльцо со ступеньками. У дерева утолщался и закрашивался ствол, на ветках появлялись листья, а в одном случае и плоды (яблоки). В другом рисунке фломастер помог «вспомнить» не только о листьях, но и дупле. При использовании фломастеров в рисунке человека появлялись пальцы на руках (часто верное количество), туловище закрашивалось ярким цветом, как «одежда», иногда она все же присутствовала: платье, штанишки, юбочки. На овальном туловище появлялись крупные пуговицы, голова украшалась шляпкой.
В группе детей с ЗПР мы не выявили такой зависимости качества рисунков от средств изображения. Детальность изображенных предметов оставалась примерно одинаковой при выполнении цветными карандашами и фломастерами. Часто в рисунках дома отсут-
ствовали даже основные детали: окна и двери. В большинстве рисунков у дома окна были отмечены «квадратиками» без характерных перекрестных линий. Двери часто без ручек. Все дома одноэтажные. В большинстве изображений дерева присутствовал ствол (разной конфигурации: прямоугольный треугольник, «телеграфный столб», палочка), крона отмечена окружностью. Листьев не было ни в одном рисунке. В большинстве рисунков у человека были голова, туловище, палочки-ручки, палочки-ножки. Иногда человеческая фигура не имела рук, а на лице отсутствовали всякие детали. Пальцы (неверное количество) и волосы представлены в единичных рисунках.
В группе умственно отсталых детей отмечалась примитивность изображений. Рисунки детей этой группы редко имели даже основные детали. Так, например, в изображении дома крайне редко присутствовали дверь или окно. Дерево изображалось как простая палка или палка с беспорядочно разбросанными на ней черточками. Человеческая фигура в большинстве работ была представлена голо-воногами. Использование различных изобразительных средств (цветных карандашей и фломастеров) не оказывало влияния на качество изображения
Цвет
В рисунках нормально развивающихся детей мы наблюдали выраженную зависимость цветового решения от использования тех или иных изобразительных средств. При рисовании карандашами дети, в среднем, использовали 3-4 цвета. Предпочитаемые цвета -красный, черный, зеленый, синий. В некоторых случаях можно было наблюдать не всегда адекватное использование цвета - красное или синее дерево, синий человечек. Однако некоторыми авторами этот феномен оценивается как использование «неподражательного цвета» ребенком дошкольного возраста [200]. При рисовании фломастерами ситуация изменилась в лучшую сторону: цветовая гамма стала использоваться интенсивнее. Рисунки выполнялись 4-5-6 цветами, более распространенным стал желтый цвет. Значительно снизилась неадекватность цветового использования. Рисунки стали более эмоциональными, яркими. Кроме того, дети чаще осуществляли сознательный выбор цвета, заменяя «ненужный».
Выраженной тенденции улучшения цветового решения при использовании фломастеров у детей с ЗПР мы не обнаружили. Количество используемых цветов оставалось примерно одинаковым, дети с завидным постоянством предпочитали определенные цвета, вне зависимости - карандаши это или фломастеры. В среднем,детииспользовали 1-4 цвета. По степени предпочтения: коричневый, черный, зеленый, красный.В этой группе больше рисунков с неаде-
смысл задания, хорошо ориентировались на листе бумаги, изображали не только фигуру человека, но рисовали и его лицо. отражающее признаки эмоционального состояния - улыбку; отображали в рисунке человека признаки своей внешности (цвет волос, их длину), детали своей одежды - платья, брюки, бантики, заколки, резинки в волосах, рисовали фигуру в движении; все дети сопровождали свою деятельность речью, называли изображенного человека местоимением «Я». Особенно нужно отметить, что в рисунках этих детей присутствовали изображения любимых игрушек - мишек, кукол, машинок.
Рассмотрим результаты выполненного задания, обобщенные в таблице 5
Таблица 5
Результаты выполнения детьмиразных категорийзадания 4«Автопортрет» (в %)
Уровни выполнения | Нормально развивающиеся дети | Дошкольники с ЗПР | Умственно отсталые дети |
Нулевой | |||
Низкий | |||
Удовлетворительный | |||
Хороший | |||
Высокий |
Табличные данные свидетельствуют о том, что дети трех групп резко отличаются между собой уровнем представлений о своем «Я» и сформированностью графических способов его отображения. Этот факт свидетельствует о том, что ограниченность социальных контактов и низкий уровень их осмысления не позволяет ребенку с умственной недостаточностью перевести их во внутренний план и в процессе их интериори-зации построить образ собственного «Я».
Задание 5 - рисование по представлению «Портрет друга». Анализ выполнения детьми данного задания позволил нам изучить возможности детей в отображении средствами изобразительной деятельности свои представления о близком сверстнике, предпочитаемом ребенком в процессе ежедневного общения. Выделяются, как по-
казал анализ, подобные вышеизложенным (см. «Автопортрет») уровни детских представлений. Нулевой и низкий уровень характерны для детей с нарушением интеллекта, удовлетворительный типичен для большинства детей с 311Р, для нормально развивающихся дошкольников характерно выполнение рисунка на хорошем и высоком уровнях.
Проведенный анализ позволил констатировать низкий уровень социальной компетентности у детей с интеллектуальной недостаточностью (рис. 26). Дети с ЗПР и их умственно отсталые сверстники оказываются близки друг другу по показателям их рисуночной деятельности, отобра-
жающей их представления о близком сверстнике (рис. 27). При этом дети с ЗПР могут хотя бы в своих речевых высказываниях выразить свои представления о друге - «он хороший, веселый, всем делится», а умственно отсталые сверстники не
могут выразить этого ни в деятельное гном, ни в речевом плане. Нами отмечена интересная закономерность дошкольников с ЗПР - детям легче сформулировать свои представления о личностных качествах сверстника, чем рассказать о его внешности, а тем более изобразить внешние признаки другого ребенка. Нормально развивающиеся дошкольники чаще же характеризуют сверстников по их внешним признакам - рост, цвет и длина волос, половая принадлежность, предпочитаемые предметы одежды (рис. 28).
Задание 6 - рисование по представлению «Рисунок семьи»
Выполнение данного задания представляло для нас наибольший интерес, поскольку позволяло проанализировать уровень восприятия и отражения в детских рисунках внутрисемейных отношений по следующим параметрам:
• наличие графического отражения социальных связей ребенка в ближайшем окружении (семья, дружба);
• позиция ребенка в выявленной микросоциальной структуре;
• отражение отношения ребенка к членам ближнего круга общения.
уровню развития детей задание, перевелоих на очень низкий уровень выполнения продуктивной деятельности. Эту особенность необходимо учитывать в процессе обучения детей с нарушением интеллекта и предъявлять им адекватные, понятные и посильные задания, находящиеся в зоне их актуального развития.