Степень нажима на карандаш

Параметр характеризует не только мануальную умелость ре­бенка, но и отражает его психоэмоциональную характеристику. В данном параметре широко представлены особенности, связанные с физиологическим состоянием ребенка, а также с его личностными показателями. В группе нормально развивающихся детей чрезмер­ный нажим отмечен у 10% испытуемых, наиболее типичен средний нажим на карандаш (75%). Интересно отметить, что при работе фломастером разброс показателей в группе нормально развиваю­щихся детей несколько сглаживается.

В группе дошкольников с ЗПР лишь треть детей имеет средний, т.е. довольно гармоничный нажим на карандаш, очень большая группа детей имеет слабую степень нажима - 46%, каждый пятый ребенок в этой группе характеризуется чрезмерным нажимом на ка­рандаш. Что свидетельствует об общей атоничности или гиперто-ничности моторной сферы детей. И в том и в другом случае незре­лость моторных актов затрудняет у детей процесс овладения своей рукой как орудием и замедляет формирование у них графических действий.

Наиболее типичными показателями данного параметра у ум­ственно отсталых детей являются либо чрезмерный (30%), либо слабый нажим на карандаш (45%).

Адекватность и выразительность

В группе нормально развивающихся детей отмечены высокие показатели по параметрам адекватность и выразительность (соответ­ственно 85% и 60%). При этом адекватность и выразительность про­являлись в том, что рисунок был крупным, многоцветным, хорошо расположенным на плоскости листа бумаги, у него имелся свой ха­рактер и четкие индивидуальные признаки. Если изображался дом, то «это дом моей бабушки Дуси», если рисунок человека, то называ­лось имя персонажа, могла быть рассказана история, эмоционально связанная с ним. Такие рисунки дети изображали с видимым удо­вольствием, часто меняли карандаш в процессе рисования, тщатель­но подбирали цвета и цветовые оттенки, дополняли предмет сюжет­ной фабулой.

Дети с задержкой психического развития и их умственно от­сталые сверстники существенно отличались от своих нормально развивающихся сверстников по этим параметрам. В первую очередь у них не отмечалось позитивных эмоциональных реакций на процесс и результат создания изображений. В ходе работы они часто были индифферентны, а нередко и отказывались от выполнения тех или

иных заданий: «Я человека рисовать не умею». Умственно отсталые дети иногда комкали свои листочки с мало выразительными, грязно коричневыми построениями из штрихов или прятали их под стол.

Отображение движения

Несмотря на то, что нормально развивающиеся дети не выхо­дили за рамки предложенных тем, их рисункам был присущ извест­ный динамизм - из печной трубы шел дым, человечек, нарисован­ный в профиль, явно куда-то торопился. В некоторых рисунках нами отмечались «предметы-посредники» в руках у нарисованных людей - скакалки, мячи, букеты, которые обозначают возможное движение, как бы намекают на реальность его осуществления. Ко многим ри­сункам дети старались подойти творчески - дополнить их, что оце­нивалось нами как стремление к сюжетному изображению. В дет­ских рисунках изображались наклоненные ветви и облетающие ли­стья у «осеннего» дерева, любимые животные - собаки и кошки, в рисунках мальчиков - машины.

В рисунках детей с ЗПР иногда отмечается попытка изобра­зить человека в профиль или хотя бы обозначить движение, повер­нув стопы его ног в одну из сторон. Умственно отсталым сверст­никам динамизм изображений совершенно не свойственен.

Детальность

Характер выполнения задания «Дом-Дерево-Человек» в груп­пе нормально развивающихся детей являлся показателем зависимо­сти качества исполнения от средств изображения. Рисунки боль­шинства детей этой группы становились качественно лучше при вы­полнении цветными фломастерами. Количество деталей возрастало, они прорисовывались более тщательно, дети заметно стремились сделать рисунки «красивыми». При использовании карандашей дети часто лишь намечали схему: указывали окно у дома, ветки на стволе дерева и т.д. При рисовании фломастерами у дома часто появлялись (кроме окна) дверь с ручкой, труба с дымом, крыльцо со ступенька­ми. У дерева утолщался и закрашивался ствол, на ветках появлялись листья, а в одном случае и плоды (яблоки). В другом рисунке фло­мастер помог «вспомнить» не только о листьях, но и дупле. При ис­пользовании фломастеров в рисунке человека появлялись пальцы на руках (часто верное количество), туловище закрашивалось ярким цветом, как «одежда», иногда она все же присутствовала: платье, штанишки, юбочки. На овальном туловище появлялись крупные пу­говицы, голова украшалась шляпкой.

В группе детей с ЗПР мы не выявили такой зависимости каче­ства рисунков от средств изображения. Детальность изображенных предметов оставалась примерно одинаковой при выполнении цвет­ными карандашами и фломастерами. Часто в рисунках дома отсут-

ствовали даже основные детали: окна и двери. В большинстве ри­сунков у дома окна были отмечены «квадратиками» без характерных перекрестных линий. Двери часто без ручек. Все дома одноэтажные. В большинстве изображений дерева присутствовал ствол (разной конфигурации: прямоугольный треугольник, «телеграфный столб», палочка), крона отмечена окружностью. Листьев не было ни в одном рисунке. В большинстве рисунков у человека были голова, тулови­ще, палочки-ручки, палочки-ножки. Иногда человеческая фигура не имела рук, а на лице отсутствовали всякие детали. Пальцы (неверное количество) и волосы представлены в единичных рисунках.

В группе умственно отсталых детей отмечалась примитив­ность изображений. Рисунки детей этой группы редко имели даже основные детали. Так, например, в изображении дома крайне редко присутствовали дверь или окно. Дерево изображалось как простая палка или палка с беспорядочно разбросанными на ней черточками. Человеческая фигура в большинстве работ была представлена голо-воногами. Использование различных изобразительных средств (цветных карандашей и фломастеров) не оказывало влияния на ка­чество изображения

Цвет

В рисунках нормально развивающихся детей мы наблюдали выраженную зависимость цветового решения от использования тех или иных изобразительных средств. При рисовании карандашами дети, в среднем, использовали 3-4 цвета. Предпочитаемые цвета -красный, черный, зеленый, синий. В некоторых случаях можно было наблюдать не всегда адекватное использование цвета - красное или синее дерево, синий человечек. Однако некоторыми авторами этот феномен оценивается как использование «неподражательного цвета» ребенком дошкольного возраста [200]. При рисовании фломастера­ми ситуация изменилась в лучшую сторону: цветовая гамма стала использоваться интенсивнее. Рисунки выполнялись 4-5-6 цветами, более распространенным стал желтый цвет. Значительно снизилась неадекватность цветового использования. Рисунки стали более эмо­циональными, яркими. Кроме того, дети чаще осуществляли созна­тельный выбор цвета, заменяя «ненужный».

Выраженной тенденции улучшения цветового решения при использовании фломастеров у детей с ЗПР мы не обнаружили. Ко­личество используемых цветов оставалось примерно одинаковым, дети с завидным постоянством предпочитали определенные цвета, вне зависимости - карандаши это или фломастеры. В среднем,детииспользовали 1-4 цвета. По степени предпочтения: коричневый, черный, зеленый, красный.В этой группе больше рисунков с неаде-

смысл задания, хорошо ориентировались на листе бумаги, изобра­жали не только фигуру человека, но рисовали и его лицо. отражаю­щее признаки эмоционального состояния - улыбку; отображали в рисунке человека признаки своей внешности (цвет волос, их длину), детали своей одежды - платья, брюки, бантики, заколки, резинки в волосах, рисовали фигуру в движении; все дети сопровождали свою деятельность речью, называли изображенного человека местоимени­ем «Я». Особенно нужно отметить, что в рисунках этих детей при­сутствовали изображения любимых игрушек - мишек, кукол, маши­нок.

Рассмотрим результаты выполненного задания, обобщенные в таблице 5

Таблица 5

Результаты выполнения детьмиразных категорийзадания 4«Автопортрет» (в %)

Уровни выполнения   Нормально развиваю­щиеся дети   Дошколь­ники с ЗПР   Умственно отсталые дети  
Нулевой        
Низкий        
Удовлетворительный        
Хороший        
Высокий        

Табличные данные свидетельствуют о том, что дети трех групп резко отличаются между собой уровнем представлений о сво­ем «Я» и сформированностью графических спосо­бов его отображения. Этот факт свидетельствует о том, что ограниченность социальных контактов и низкий уровень их осмысления не позволяет ре­бенку с умственной недостаточностью перевести их во внутренний план и в процессе их интериори-зации построить образ собственного «Я».

   

Задание 5 - рисование по представлению «Портрет друга». Анализ выполнения детьми данного задания позволил нам изучить возможно­сти детей в отображении средствами изобрази­тельной деятельности свои представления о близ­ком сверстнике, предпочитаемом ребенком в про­цессе ежедневного общения. Выделяются, как по-

казал анализ, подобные вышеизложенным (см. «Автопортрет») уровни детских представлений. Нулевой и низкий уровень харак­терны для детей с нарушением интеллекта, удовлетворительный ти­пичен для большинства детей с 311Р, для нормально развивающихся дошкольников характерно выполнение рисунка на хорошем и высо­ком уровнях.

Проведенный анализ позволил констати­ровать низкий уровень социальной компетент­ности у детей с ин­теллектуальной не­достаточностью (рис. 26). Дети с ЗПР и их умственно отсталые сверстники оказыва­ются близки друг другу по показателям их рисуночной дея­тельности, отобра-

   
 

жающей их представления о близком сверстнике (рис. 27). При этом дети с ЗПР могут хотя бы в своих речевых высказы­ваниях выразить свои представления о друге - «он хороший, веселый, всем делит­ся», а умственно отсталые сверстники не

могут выразить этого ни в деятельное гном, ни в речевом плане. На­ми отмечена интересная закономерность дошкольников с ЗПР - де­тям легче сформулировать свои представления о личностных каче­ствах сверстника, чем рассказать о его внешности, а тем более изо­бразить внешние признаки другого ребенка. Нормально развиваю­щиеся дошкольники чаще же характеризуют сверстников по их внешним признакам - рост, цвет и длина волос, половая принадлеж­ность, предпочитаемые предметы одежды (рис. 28).

Задание 6 - рисование по представлению «Рисунок семьи»

Выполнение данного задания представляло для нас наиболь­ший интерес, поскольку позволяло проанализировать уровень вос­приятия и отражения в детских рисунках внутрисемейных отноше­ний по следующим параметрам:

• наличие графического отражения социальных связей ребенка в ближайшем окружении (семья, дружба);

• позиция ребенка в выявленной микросоциальной структуре;

• отражение отношения ребенка к членам ближнего круга об­щения.

уровню развития детей задание, перевелоих на очень низкий уро­вень выполнения продуктивной деятельности. Эту особенность не­обходимо учитывать в процессе обучения детей с нарушением ин­теллекта и предъявлять им адекватные, понятные и посильные за­дания, находящиеся в зоне их актуального развития.

Наши рекомендации