Проблема аттракции в психологии семейно-брачных отношений

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения.

Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения.

Рис. 1. 1 — свойства объекта аттракции; 2 — соотношение свойств субъекта и объекта; 3 — особенности взаимодействия; 4 — свойства субъекта; 5—особенности ситуации; 6 — культурный контекст; 7 — время

Эмоциональные отношения на первом этапе их развития предстают в виде симпатий и антипатий одного человека к другому. Межличностный, диадический характер эмоциональ­ных отношений выражен здесь еще в минимальной степени. На первом этапе развития эмоциональных отношений именно аттракция выступает в качестве их ведущего компонента.

В соответствии с приведенной на рис. 1 схемой анализа в качестве одной из детерминант появления аттракции выступают свойства ее объекта. Обыденное сознание также уделяет особое внимание этой группе характеристик. Внешние данные, социально-демографичес­кие характеристики, поведенческие паттерны человека традиционно считаются главной причиной симпатии или антипатии к нему со стороны других людей.

На первых этапах общения заметнее всего будет воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик человека, не требующих для своего опознания сколько-нибудь длительного времени, таких, как социально-демографическая принадлежность, символы социального статуса и т. д. Главной из таких характеристик является внешность, степень физической привлекательности. Естественно, на аттракцию влияют и некоторые особенности вербального и невербально­го поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику, резко повышает аттрактивность человека улыбка, влияют на аттракцию и ряд индивидуальных характеристик объекта, таких, как тембр голоса, конституциональный тип и т. д.

Значимой детерминантой аттракции является и склонность человека к самораскрытию

Еще одной особенностью объекта, влияющей на аттракцию к нему, является характери­стика, не столько в действительности присущая человеку, сколько приписываемая ему, — это его удачливость, т. е., представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от соб­ственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. Обладание такими «свойствами» нередко повышает аттракцию к человеку

Большое влияние как на саму аттракцию, так и на характер ее зависимости от других переменных оказывает соотношение устойчивых свойств членов пары. В наибольшей степени в этом смысле изучено влияние на аттракцию степени сходства или несходства установок. Результаты подавляющего большинства работ свидетельствуют о Положительном влиянии совпадения или близости устано­вок на аттракцию.

Другим классом свойств членов пары, влияние соотношения которых на эмоциональные отношения в паре следует рассмотреть, являются свойства личности.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

Выделены различные уровни аттракции:

ü симпатия,

ü дружба,

ü любовь.

Законы аттракции.

1-й закон: понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу.

Условия принятия:

1) непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;

2) необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;

3) положительное отношение к сообщающему.

2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). Согласно этому закону, людей можно разделить по шкале отношений:

Шкала отношений

- +

- - + +

- - - + + +

----------------------------------------------------------

A B C D E F

A - его антипод;

В - явная антипатия;

С - относится скорее отрицательно, чем положительно;

D - относится скорее положительно, чем отрицательно;

E - можно назвать другом;

F - боготворит вас.

Наши рекомендации