Характеристика замкнутости

Основным признаком замкнутости является нарушение коммуникации. Этот же признак отмечается и у застенчивых детей. В отличие
от застенчивого ребенка, который знает, как общаться с другими, но
не может использовать эти знания, замкнутый ребенок не знает, как
это делать, и не хочет общаться (Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996).
Замкнутость проявляется в поведении детей достаточно рано.
В раннем возрасте она обычно имеет такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими—либо изменениями в жизни ребенка (поход в зоопарк, поездка в гости т. п.).

Для замкнутых детей характерен также страх перед другими людь­ми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попада­нии в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень тяжело пере­носят расставание с ней (например, приходя в детский сад) г-г болез­ненно реагируют даже на непродолжительное ее отсутствие.

Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстни­ков: как правило, ритм жизни окружающих детей (частая смена ви­дом деятельности, шумные коллективные игры и др.) не соответству­ют его собственному ритму. На первый взгляд, такой ребенок очень самодостаточен и не нуждается в общении с окружающими.

Следует отличать замкнутых детей от детей с ранним детским аутизмом (РДА). Некоторые схожие и отличные черты этих двух про­блем отражены в табл. 2.

Таблица 2

Сходство и различие аутичиых и замкнутых детей

АУТИЗМ ЗАМКНУТОСТЬ
Нет желания и стремления общаться  
Отсутствуют коммуникативные умения и навыки  
Отказ от коллективной игры, характерность индивидуальной игры  
Нежелание общаться проявляется по отношению практически ко всем окружающим Нежелание общаться может проявляться в каких-либо определенных ситуациях
Нарушение зрительного контакта (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, из6егание взгляда в глаза, взгляд «МИМО», «СКвОзЬр, застывший) иногда может проявляться стремление избегать прямого взгляда
Годами может наблюдаться одержимость играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки Содержание игр и рисунков разнообразно, изменчиво
Свойственность стереотипности механических движений и действий(например, многократное включение и выключение света) Подобная форма поведения . не свойственна
Часто имеются сопутствующие заболевания: эпилепсия, нарушения зрения, слуха, соматические заболевания, повреждения мозга и др. В основном сопутствующих заболеваний нет
Дети говорят о себе во 2-м или З-м лице, имеются нарушения речи Сопутствующие нарушения речи отсутствуют


Основные факторы, влияющие на поведение ребенка, характери­зующееся как замкнутое:

l) природные особенности (например, тип темперамента);

2) социальные факторы:

· влияние окружающих (сверстников, воспитателя);

· влияние семьи

Важным фактором, влияющим на нарушения поведения ребенка, на возникновение у него проблем в эмоционально—волевом разви­тии, является семья и типы воспитания ребенка.

В научной литературе выделяются различные типы неправильного воспитания (В. И. Гарбузов, 1990; А. И. Захаров, 1986; А. С. Спиваковская, 1988; и др.). Остановимся на четырех наиболее распростра­ненных типах неправильного воспитания.

1. Неприятие. Оно может быть явными неявным. Явное неприя­тие наблюдается, например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, или если планировалась девочка, а родился мальчик, Т. е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявноё непри­ятие. В таких семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему вни­мательно относятся, о нем за6отятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованнос­ти, например, у матери, для нее ребенок -- препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует соб­ственного ребенка на обратное неприятие. Как правило, в семьях, где доминируют такого рода отношения, дети становятся либо агрес­сивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неправильной ори­ентации родителей. Это СЛИШКОМ <правильные>> люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспита­нию. «Надо» произведено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных ро­дителей как 6ы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бур­ный протест, бурная агрессивная реакция, иногда и самоагрессия в результате психотравмирующей ситуации или наоборот - замкну­тость, отгороженность, эмоциональная холодность.

3. Тревожно-мнительное воспитание наблюдается в тех случаях, ког­да с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тренога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу не­редко наблюдается в семьях с единственным ребёнком, а также в се­мьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребе­нок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен в себе.

Чаше всего родители, имеющие замкнутых детей, не понимают проблем своего ребенка и не стараются ему помочь. В некоторых се­мьях родители ВИДЯТ проблему ребенка, понимают ее, но не хотят или не знают, как это сделать. На основе имеющихся психолого-педаго­гических исследований можно выявить четыре модели поведения родителей, имеющих замкнутых детей:

Родители не понимают проблем ребенка, относя все к его «при­родному упрямству», не стараются помочь ему наказании, угрозы ребенок замыкается еще больше, приобретает допол­нительные страхи и опасения.

Родители не понимают проблем ребенка, но хотят, чтобы он общался, как другие дети и как они сами. Такие родители сами обычно обладают обширным кругом знакомств, легко вступа­ют в контакт («Не пойму, в кого он у нас?!») предпочитают «помочь» ребенку в общении: все время отвечают .за ребенка, не давая ему даже шанса вступить в контакт. Например, это мо­жет происходить так: «Сережа, а ты знаешь какие-ни6удь сти­хи?» «Да, он знает много стихов, но здесь полно народу и ОН стесняется!» у ребенка не возникает надобности вступления в контакт, коммуникация не развивается.

Родители понимают проблему своего ребенка, но не стараются помочь ему, считая, ЧТО «с возрастом все станет на свои места» («Я тоже был малоразговорчивым в детстве») проблемное поведение ребенка закрепляется, замкнутость приобретает вид «крепости». Взрослея, ребёнок не научается различным спосо­6ам общения, не научается разрешать конфликтные ситуации адекватными способами.

Родители понимают проблему, активно стараются помочь ему, не имея достаточных знаний о том, как это сделать. Такие ро­дители могут очень сильно страдать от того, что их ребенок не такой, как псе, они хотели его видеть «душой компании», в этой ситуации возможности ребенка не совпадают с ожиданиями родителей в такой семье всячески стараются «втянуть» ре­бенка в процесс общения. Дошкольника постоянно возят по гостям, по различным детским праздникам и Т. п., стремясь по­стоянно сделать его участником какой-либо коммуникации усиление замкнутости и появление новых фобий, отказ от по­сещения шумных, людных мест.

Коррекционная работа

Целесообразно проводить коррекционную работу с замкнутыми детьми в следующих направлениях.

1. Формирование желания общаться.

2. Формирование коммуникативных умений.

З. Формирование мотивации достижения успеха.

В начале коррекционной работы для замкнутого ребенка следует создавать ситуации «вынужденного» общения. Этого можно достичь, давая ребенку различные задания и поручения, например, можно попросить его передать что-либо помощнику воспитателя или позвать другого ребенка. Кроме того, в этом же контексте будет эффективен такой прием, как «прикрепление шефа»: замкнутому ребенку дается задание, вместе с этим дается установка на то, что если у него что-то не получится, можно попросить помощи у другого ребенка («шефа» ). После выполнения задания хорошо обсудить с ребенком, оказалась ли ему полезной помощь товарища и в каком случае можно достичь лучшего результата: когда работаешь один или вместе. Работав парах (например, совместное разучивание стихотворения) также способ­ствует преодолению замкнутости и формированию мотивации обще­ния. Ограничение такой работы состоит в том, что не надо стараться привлекать ребенка к совместной деятельности постоянно (при силь­ном давлении на ребенка можно наблюдать обратный эффект - отказ от общения), работу следует вести планомерно, все время ориенти­руясь на тот ритм жизни и те ценности, которые уже сформирова­лись у ребенка.

Основой коррекционной работы по преодолению замкнутости у дошкольников является игротерапия. Игра - самый привычный, любимый вид деятельности дошкольника и хорошая опора для спе­циалиста.

Начинать коррекционную работу хорошо с таких игр, в которых ребенку не придется сразу вступать в активное общение, игр без слов. Хорошо использовать игры, где ребенок является одним из многих, он выполняет то, что просит ведущий, но это же делают и все остальные -это снимает страх перед вступлением в общение. Цель этих игр заключается в том, чтобы создать замкнутому ребенку возмож­ность для самовыражения, преодолеть барьеры в общении. При по­мощи подобных игр и упражнений дошкольник учится регулировать свое поведение в коллективе; происходит снятие психического напряжения. (Игры 1-3, приложение 15.)

Очень результативным в формировании коммуникативных уме­ний является такой прием, как разыгрывание различных ситуаций. Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения, это своеобразная «репетиция поведения», кото­рая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процес­се общения с детьми и взрослыми.

В проигрывании ситуаций сначала надо дать возможность замк­нутому ребенку побыть в «пассивной» роли, в роли того, кого утеша­ют, веселят и Т. Д. (пример подобного упражнения предлагается в при­ложении 15, упражнение 4). После каждого проигрывания следует спросить у ребенка, не хочет ли он теперь поменяться ролями с това­рищем. Если дошкольник ответит утвердительно - проиграть ситуа­цию со сменой ролей, но нив коем случае нельзя заставлять ребенка это делать.

В коррекционной работе обязательно надо использовать игры,

направленные на снятие телесных барьеров, на развитие умения до­биваться своей цели приемлемыми способами общения (игра 5, при­ложение 15).

Замкнутым детям также рекомендуются и подвижные игры (на пример, игры 6 и 7, приложение 15). Подвижные игры соревнова­тельного характера побуждают активность, организуют и сплачива­ют играющих. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий.

Замкнутые дети не всегда уверены в своих силах, зачастую счита­ют, что у них просто не получится общаться так, как это делает, например, мама или папа. Поэтому в коррекционную программу надо обязательно включать игры и упражнения, способствующие повышению уверенности в себе, в своих силах.

Для работы с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома. Однако есть особен­ность проведения этих игр - в них обязательно должно играть одно­временно несколько детей.

О формировании коммуникативных умений подробнее уже гово­рилось в главе «Сопровождение агрессивного ребенка». Следует отметить, что сейчас существует целый ряд программ для дошколь­ников, одной из задач которых является формирование коммуника­тивных умений, развития компетентности в общении (И. Н. Агафоно­ва, 2001; Р. Р. Калинина, 1997; С. В. Крюкова, 2000; Л. М. Шипицына и др., 1996).

В формировании коммуникативных умений могут быть исполь­зованы следующие методы и приемы:

игры в группе детей;

игры в парах;

обсуждение работы пар в кругу;

проигрывание и анализ ситуаций;

чтение литературного произведения и его анализ и др.

работе с замкнутыми детьми очень эффективны такие формы работы, как детский театр, лепка, рисование и др., этюды на выраже­ние различных эмоциональных состояний и прочие.

Рекомендации родителям, имеющим замкнутых детей:

· не принуждайте ребенка к общению;

· старайтесь не делать за ребенка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребенка»;

· введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ре­бенка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребенок отказывается от общения;

· не сравнивайте ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (например, «сегодня у тебя получилось это го­раздо лучше, чем вчера»);

· старайтесь быть примером эффективно общающегося чело­века;

· привлекайте ребенка к «вынужденному» общению: попросите
его сделать какую-либо покупку, узнать который час и Т. д.;

· если ребенок захотел пообщаться с нами, постарайтесь отло­жить все свои дела и поддержать это желание.

Наши рекомендации