Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 10 страница

Релаксация - состояние успокоения, расслабления, восстановле­ния. Релаксация может протекать непроизвольно, то есть организм сам восстанавливает силы, но может и произвольно вызванной с по­мощью тренинга, лекарств, гипноза и пр.

Сом - периодически возникающее функциональное состояние, проявляющееся в расслаблении, обездвиженности, близкое к релак­сации.

Монотония - психическое состояние, характеризующееся сниже­нием уровня жизнедеятельности, наступающее в результате воздейс­твия однообразных раздражителей. Проявляется в притуплении внимания, снижении его способности к переключению, снижении сообразительности, ослаблении воли, сонливости. При этом разви­вается неприятное эмоциональное переживание, сопровождающе­еся стремлением выйти из этой гнетущей обстановки, «встряхнуть­ся», активизироваться. Монотония может превращаться в стойкое состояние скуки.

Скука - стойкое мотивационное состояние, которое возникает даже при разнообразной, но неинтересной работе. Скука оказыва­ет влияние на качество деятельности и межличностные отноше­ния.

Пресыщение - переживание человеком чувства отвращения к вы­полняемой работе, которое состоит в том, что в результате длитель­ного выполнения какой-либо однообразной деятельности у челове­ка наступает просто нежелание ее выполнять, а затем при ее даль­нейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее прекратить. Это состоя­ние не связано с утомлением.

Паника- мотивационное психическое состояние, связанное с проявлениями массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.

Эмоциональное выгорание - психическое состояние здоровых лю­дей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказа­нии профессиональной помощи. Может возникать в замкнутых ра­бочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоци­онального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возни­кает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслужи-

ваемым по роду работы, следствиями чего являются раздражитель­ность и конфликтность.

Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продук­тивности труда, самооценки своей компетентности, росту недоволь­ства собой и негативному отношению к себе как личности.

Тревога- состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Тревога, закрепившись, становится свойством личности.

Тревожность- склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность - достаточно устойчивое свойство личности.

Стресс{гсят. stress - напряжение, давление) - состояние напряже­ния, возникающее под влиянием сильных воздействий, (см. Стресс в теме «Эмоции и чувства»).

Фрустрация (англ. frustration - расстройство, срыв планов, кру­шение) - специфическое эмоциональное состояние, которое возни­кает в тех случаях, когда человек на пути достижения цели сталки­вается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Поведение в со­стоянии фрустрации может быть как конструктивным, так и некон­структивным. Конструктивное поведение характеризуется усилени­ем мотивации, пересмотром ситуации, адаптивными стремления­ми. Неконструктивное - разными видами агрессии, самоуспокоени­ем и др.

Симпатия (греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположе­ние) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) от­ношение к кому-либо или к чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброже­лательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию вни­мания, помощи. Противоположное состояние - антипатия.

Синтония (греч. syntonia - согласованность).

Восхищение - высшее удовлетворение, восторг.

Эйфория - психическое состояние (настроение), которое харак­теризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззабот­ностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сто­ронам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает нарко­тическими свойствами - оно активизирует психику, и к нему чело­век привыкает. Чтобы вызвать его, человеку нужны алкоголь, нарко­тики, а артисту или спортсмену - зрители.

Сосредоточенность - психическое состояние сосредоточенности сознания на определенном объекте или группе объектов в течение некоторого времени. Внешняя сосредоточенность выражается в ос­лаблении или полном прекращении движений, напряженной мими­ке. Внутренняя сосредоточенность - такое психическое состояние, при котором в фокусе сознания находятся мысли и переживания (внутренние монологи).

Рассеянность- психическое состояние, которое характеризует­ся отклонением внимания и тем самым нарушениями в умственной ориентировке. Под рассеянностью понимают разные слабости вни­мания (общее ослабление внимания, при котором человек не может ни на чем сосредоточиться; чрезмерная подвижность внимания; слишком большая сосредоточенность на чем-то, которая сочетается с невнимательностью ко всему другому («профессорская»).

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Эмоции не всегда желательны. Избыточные эмоции могут де­зорганизовать деятельность или общение. С другой стороны, эмо­циональный подъем, хорошее настроение им способствуют. Поэто­му желательно научиться управлять эмоциями: контролировать их внешнее выражение, вызывать желательные эмоции и устранять нежелательные эмоциональные состояния. Контроль экспрессии эмоций проявляется в трех формах: «подавлении», то есть сокры­тии выражения переживаемых эмоциональных состояний; «маски­ровке», то есть замене переживаемого эмоционального состояния выражением эмоции, не переживаемой в данный момент; «симуля­ции», то есть выражении непереживаемых эмоций.

Способность контролировать выражение своих эмоций имеют значительные индивидуальные различия: по форме (подавление, маскировка, симуляция); по знаку эмоций; возраста; культуры и т.д. Так в западной культуре не принято, например, показывать не толь­ко положительные, но и отрицательные эмоции.

Многие виды деятельности человека (научная, актерская, спор­тивная и т.д.) требуют вдохновения, душевного подъема. Для этого нужно научиться вызывать нужные эмоции.

Среди приемов, которые человек использует для вызова жела­тельных эмоций, выделяют два:

1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения и смех. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровож­дались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или

огорчения, воображает некоторые значимые для него ситуации. Использование этого приема предполагает определенную трени­ровку.

Положительное влияние на эмоциональную сферу личности ока­зывает смех.

2. Использование для вызова эмоций музыки. Экспериментально установлена зависимость определенных эмоциональных состояний от характера музыкального произведения.

Для устранения нежелательных эмоций используется психи­ческая регуляция, связанная с воздействием извне (другого челове­ка, музыки, цвета, природного ланшафта), либо с саморегуляцией. Саморегуляция включает: 1) изменение направления своего созна­ния путем отключения сознания от эмоциогенных обстоятельств; переключения сознания на какое-то интересное дело; снижения зна­чимости предстоящей деятельности; 2) использование защитных механизмов; 3) использование дыхательных упражнений.

Защита психологическая - механизм противостояния тревоге. Спе­циальная регулятивная система стабилизации личности, направлен­ная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, свя­занного с осознанием какого-либо конфликта. 3. Фрейд выделил не­сколько таких защит.

Уход - физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации.

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей.Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция - приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому.

Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то (вымещение зла на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей гнев).

Отрицание - отказ признать, что какая-то ситуация или события имеют место. Например, мать отказывается верить, что ее сын по­гиб.

Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызываю­щего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, при­митивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование - поведение, противоположное имею­щимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маски­ровки. Например, чтобы скрыть свою влюбленность, подросток бу­дет проявлять агрессию к объекту обожания.

ТЕМА 15 • ВОЛЯ

ПОНЯТИЕ

Воля - процесс сознательного регулирования человеком свое­го поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправлен­ных действий и поступков.

В психологии проблема воли существует в двух вариантах: пер­вый представлен традиционной проблемой самодетерминации, второй - проблемой саморегуляции. Волевая регуляция в варианте самодетерминации, по мнению ученых, происходит через измене­ние смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, на­оборот, его торможение. Изменение смысла действия - необходи­мый психологический механизм волевого действия. Так, по мне­нию Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может про­ходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1) на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависи­мости от его желания (непроизвольные);

2) на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь дейст­вия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности оста­ются невключенными;

3) волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречает­ся с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, уста­лость, страдания). На этом уровне личность становится субъектом деятельности. В этом случае человек вынужден создавать дополни­тельные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ра­ди первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким образом, волевая регуляция - это подключе­ние к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравствен­

ных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия.

Волевая регуляция есть высший уровень регуляции, являющийся разновидностью произвольного регулирования, особой формой его проявления. Этой точки зрения придерживаются В.А. Иванников, Л.М. Веккер и др.

В настоящее время наиболее перспективным является системное изучение процессов, принимающих участие в регуляции деятель­ности и поведения человека, овладения им собой (К.А. Абдульхано-ва-Славская, О.А. Конопкин, В.К. Калин, Т.И. Шульга и др.).

Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции нацелена на совершенствование деятельности и поведения челове­ка, а в конечном итоге на изменение его личности, то есть волевая регуляция, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности, а с другой - на самоизменение. Функцио­нальная структура процесса волевой регуляции состоит из трех ком­понентов: 1) мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2) исполнительское звено (способы действий и поведения как вне­шние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные са­мим; 3) оценочно-результативное звено (результаты действий и ре­зультаты самоизменения субъекта).

Волевая регуляция - высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознан­ностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуля­ция реализуется в условиях преодоления субъективных и объектив­ных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

Действия произвольные - действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные.

Действия непроизвольные - действия, совершаемые без постановки цели, неосознаваемые, совершаемые под воздействием восприятия.

Действия импульсивные- действие, «запущенное» стимулом, со­вершаемое мгновенно, без обдумывания, оно кратковременное и не­редко немотивированно.

Действия волевые- действия, характеризующиеся следующими особенностями: а) имеющие целенаправленный характер; б) постав­ленная цель осознается (отражается во второй сигнальной системе, то есть обозначается конкретными словами); в) на пути к цели пре­одолеваются внешние (внутренние) трудности.

ФУНКЦИИ

Воля выполняет четыре функции.

1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характери­зуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежела­тельной активности, мотивов и действий, не соответствующих ми­ровоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, созна­тельной регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

4. Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, де­ятельности, на изменение собственной личности.

МЕХАНИЗМЫ

Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и тор­можения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возни­кает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность. Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. На основе времен­ных связей между различными центрами коры мозга складывают­ся и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что и создает условия целенаправленного поведения. Регулятор во­левой деятельности - лобные доли коры больших полушарий. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент резуль­тата с предварительно составленной программой. Функцию регуля­ции выполняют специальные пирамидальные клетки мозга. При по­ражении этих клеток наступает паралич или неловкость движений, теряются навыки.

работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 10 страница - student2.ru

работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 10 страница - student2.ru

Структура волевого акта

1. Побуждение к действию (потребности, мотивы).

2. Препятствие и борьба мотивов (подключение других моти­вов- ценностей личности). Борьба мотивов может продолжать­ся достаточно долго, или действие прекращается из-за недостатка должной мотивации.

3. Принятие решения.

4. Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием. Этот этап может быть также достаточно продолжительным или не выполняться вообще.

5. Рефлексия (самоконтроль, самооценка).

6. Завершается волевое действие удовольствием от его успешно­го выполнения или извлечением «урока», если оно не достигло же­лаемого результата. В любом случае в результате совершения волево­го акта происходит развитие личности.

То, как субъект оценит результат волевого действия, зависит от сложившегося у личности типа контроля (локуса контроля). Локус- место расположения чего-то.

Локус контроля (интернальный - внутренний) - устойчивое ка­чество личности, выражающееся в принятии человеком ответствен­ности за совершенные им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.

Локус контроля (экстернальный - внешний) - устойчивая склон­ность личности приписывать ответственность за все происходя­щее с ней внешним факторам (случайности, обстоятельствам и

др.).

Рефлексия (лат. reflexio - отражение, обращение назад) - внутрен­няя психическая деятельность человека, направленная на осмысле­ние своих собственных действий и состояний; самопознание чело­веком своего духовного мира.

ТЕОРИИ ВОЛИ

Упоминание о воле можно встретить еще у Аристотеля. Одной из широко известных теорий воли в философии XIX в. был волюнта­ризм. Волюнтаристы (Шопенгауэр, Ах и др.) считали волю особой надприродной силой, которая определяет ход психических процес­сов и свободный выбор поведения. Они понимали волю как абсо­лютную свободу, не связанную с обществом. Представители другой механистической теории воли (Ч. Ломброзо и др.) полностью отри­цали свободу воли человека и полагали, что воля полностью зави­сит от обстоятельств, в которых находится человек (человек - без­вольная игрушка природы). В последние годы развивается концеп­ция, согласно которой поведение человека понимается изначально активным, способным самостоятельно выбирать формы поведения, адекватные познанным им законам природы и общества, а также собственному личностному смыслу (Франкл, Рубинштейн, Иванни-ков и др.).

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивос­тью и широтой.

Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных си­туациях.

Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, ра­бота и т.п.), в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качес­твах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности:

1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплини­рованность);

2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпе­ние, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настой­чивость).

Ответственность - внешний или внутренний контроль над де­ятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отно­шение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравс­твенных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляю­щемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность - способность предпринимать попытки к реали­зации возникших у человека идей.

Самостоятельность - способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятс­твующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на ос­нове своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведе­ния общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять заду­манное действие, а также воздерживаться от того, что хочется де­лать, но что представляется неразумным или неправильным.

Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благо­получия.

Мужество - высокая степень самообладания, которая ярко про­является в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необыч­ными трудностями. Мужество - сложное качество. Оно предполага­ет наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность- отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества - нерешительности являет­ся ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду.

Настойчивость- умение человека мобилизовать свои возмож­ности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрям­ством и негативизмом.

Негативизм- немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя ра­зумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Упрямство - упрямый человек всегда старается настоять на сво­ем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руковод­

ствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности.

РАЗВИТИЕ

Исследования отечественных психологов показали, что уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движе­ния, а со второго года жизни поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой (первая стадия развития воли). В два-три года складывается регулирующая функция речи. С двух-двух с половиной лет дети начинают действовать на ос­нове соподчинения мотива (Л.И. Божович). Способность преодоле­вать непосредственные желания, соподчинять мотивы и устанавли­вать отношение мотива к цели проявляется только при наличии вне­шних средств, в роли которых чаще всего выступает само присутс­твие взрослого или других детей, а также соответствующих предме­тов, при этом наибольшая побудительная сила остается все же за иг­ровыми мотивами. Показано, что уже в четырехлетнем возрасте раз­вивается контроль за своими действиями, а нарушение правил пове­дения со стороны других людей замечается с трех лет. Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:

- становление мотивационно-побудительного звена волевой ре­гуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы моти­ва и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурирова­нием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте;

- становление исполнительского звена характеризуется расши­рением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона исполь­зуемых способов самоуправления, преобладанием среди них само­стоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адек­ватными требованиям ситуаций;

- оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого зве­на волевой регуляции - старший школьный возраст.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формирова­нием богатой мотивационно-смысловой сферы личности.

НАРУШЕНИЯ

Одним из наиболее важных нарушений волевой сферы является нарушение структуры иерархии мотивов. Другим нарушением счи-

тается формирование патологических потребностей и мотивов

(Б.В. Зейгарник). Проявляются эти нарушения различными симпто­мами: снижением волевых процессов (гипобуяия) или чрезмерной активностью (гипербулия). Симптомы гипобулии могут быть весьма разнообразными. Наиболее часто встречаются нарушения воли: апа­тия, абулия (анорексия, булемия), симптом аутизма, гипербулия.

Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) - психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, па­дении активности психики.

Абулия - нарушение воли, частичное или полное отсутствие жела­ния и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и др.).

Анорексия - отсутствие аппетита, подавление желания есть.

Булемия - патологическое желание постоянно часто и много есть.

Гипербулия - нарушение поведения в виде двигательной рас-торможенности (возбуждения) (импульсивные, стереотипичные действия и др.).

Аутизма симптом - утрата больным потребности общаться с ок­ружающими, формирование патологической замкнутости, отгоро­женности, нелюдимости.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Люди различаются друг от друга: по силе воли, по форме про­явления чего и др. Установлена зависимость силы воли от типа не­рвной системы (улиц с сильной нервной системой воля более разви­та). Индивидуальные различия проявляются также в степени сфор-мированности волевых качеств личности.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальное

В качестве примера экспериментального исследования воли при­ведем изучение волевого усилия в интеллектуальной деятельности с использованием методики «Нерешаемые задачи». Детям дошколь­ного и младшего школьного возраста предлагалось собрать три кар­тинки. Первая картинка состояла из одного предмета, разделенно­го на несколько (4-6) частей и собиралась относительно легко. Вто­рая картинка состояла из двух предметов - большого и маленького (также разделенных на 4-6 частей); эту картинку дети собирали так­же легко и достаточно быстро, но требовалось некоторое соображе­

ние, рассуждение, чтобы ее собрать. Наконец, детям предлагалось собрать картинку, также состоящую из двух предметов и разделен­ную на 4-6 частей, которая решения не имела - по замыслу экспери­мента, отсутствовала одна из частей. Фиксировались время выпол­нения всех трех заданий, а также особенности поведения детей и объяснение причин отказа от деятельности при манипулировании с третьей картинкой.

Диагностическое

Для измерения волевого усилия в физической деятельности ис­пользуется методика «Динамометрия» (И.И.Купцов).

Для изучения уровня развития волевых качеств используется ме­тод «Экспертные оценки», где эксперты оценивают различные ха­рактеристики действий испытуемых (длительность решения зада­чи, число попыток, концентрированность усилий, наличие колеба­ний в процессе принятия решений).

Методика для диагностики уровня субъективного контроля (СК) и многие другие.

РАЗДЕЛ 3
психические свойства личности

ТЕМА 16 •ЛИЧНОСТЬ

ПОНЯТИЕ

Личность является предметом изучения разных наук: филосо­фии, социологии, педагогики, семантики, медицины и пр. Однако каждая научная область изучает личность со своей точки зрения. Эта фундаментальная категория не может быть понята без пред­ставления о таких понятиях, как человек, индивид, индивидуаль­ность.

Человек (Homo sapiens - человек разумный) - род Homo отряда приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к чело­веческому роду.

Индивид - отдельное живое существо, представитель биологичес­кого вида.

Человек рождается индивидом, а затем становится личностью благодаря вхождению каждого конкретного индивида в обществен­ные отношения и «интериоризации» этих отношений. Процесс превращения индивида в личность называется персонализацией.

Персонализация - процесс превращения человека в личность, при­обретение им индивидуальности.

Понятие «личность» в современной психологии понимается не­однозначно.

Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и со­знательной деятельности; 2) системное качество индивида, опреде­ляемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении.

В различных психологических направлениях и концепциях (в психоанализе, бихевиоризме, в концепциях К. Левина, А. Маслоу,

Г. Олпорта, К. Роджерса) личность трактуется по-своему. В отечес­твенной психологии личность выступает в единстве биологическо­го и социального, но природные свойства и особенности индиви­да выступают в личности как социально обусловленные элементы (СЛ. Рубинштейн). Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, а изменение в связи с этим характера (личности) свя­зано с социальной детерминацией. Индивид в процессе социализа­ции не только изменяет мир, но и изменяется сам. Он становится личностью.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации. Индивидуаль­ность - это те индивидуальные и личностные свойства человека, та­кое их сочетание, которое отличает данного человека от других лю­дей, личность в ее своеобразии.

ФУНКЦИИ

Личность обеспечивает индивидуальное своеобразие, времен­ную и ситуативную устойчивость поведения человека. От личности зависит, как функционируют психические процессы, которые явля­ются функциями личности. Они у человека не остаются спонтанны­ми процессами, а превращаются в сознательные регулируемые опе­рации, которые он направляет на решение своих задач (например, восприятие превращается в сознательное наблюдение, эмоции и во­ля обусловлены развитием личности и т.д.).

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Теории личности - это совокупность гипотез или предположений о природе и механизмах развития личности.

Основные вопросы, на которые должна дать ответ теория лич­ности, это:

- Что есть личность? Какова ее структура?

- Каковы источники ее развития (врожденные или приобретен­ные)?

- Что доминирует в личности: сознание или бессознательное?

- Обладает ли личность свободой воли?

- Является ли внутренний мир человека субъективным или объ­ективным и может ли быть выявлен с помощью объективных ме­тодов?

- Какими методами изучалась и др.

В науке сложилось восемь устойчивых теорий личности: психо­аналитическая (3. Фрейд), аналитическая (К. Юнг), индивидуальная (А. Адлер), когнитивная (Дж. Келли), гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс), поведенческая (А. Бандура), деятельностная (А.Н. Ле­онтьев), диспозиционная (Г. Одпорт). Существуют и другие подхо­ды, а также постоянно возникают новые.

Наши рекомендации