Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 10 страница
Релаксация - состояние успокоения, расслабления, восстановления. Релаксация может протекать непроизвольно, то есть организм сам восстанавливает силы, но может и произвольно вызванной с помощью тренинга, лекарств, гипноза и пр.
Сом - периодически возникающее функциональное состояние, проявляющееся в расслаблении, обездвиженности, близкое к релаксации.
Монотония - психическое состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности, наступающее в результате воздействия однообразных раздражителей. Проявляется в притуплении внимания, снижении его способности к переключению, снижении сообразительности, ослаблении воли, сонливости. При этом развивается неприятное эмоциональное переживание, сопровождающееся стремлением выйти из этой гнетущей обстановки, «встряхнуться», активизироваться. Монотония может превращаться в стойкое состояние скуки.
Скука - стойкое мотивационное состояние, которое возникает даже при разнообразной, но неинтересной работе. Скука оказывает влияние на качество деятельности и межличностные отношения.
Пресыщение - переживание человеком чувства отвращения к выполняемой работе, которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее прекратить. Это состояние не связано с утомлением.
Паника- мотивационное психическое состояние, связанное с проявлениями массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.
Эмоциональное выгорание - психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Может возникать в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслужи-
ваемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность.
Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности.
Тревога- состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Тревога, закрепившись, становится свойством личности.
Тревожность- склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность - достаточно устойчивое свойство личности.
Стресс{гсят. stress - напряжение, давление) - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий, (см. Стресс в теме «Эмоции и чувства»).
Фрустрация (англ. frustration - расстройство, срыв планов, крушение) - специфическое эмоциональное состояние, которое возникает в тех случаях, когда человек на пути достижения цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Поведение в состоянии фрустрации может быть как конструктивным, так и неконструктивным. Конструктивное поведение характеризуется усилением мотивации, пересмотром ситуации, адаптивными стремлениями. Неконструктивное - разными видами агрессии, самоуспокоением и др.
Симпатия (греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому-либо или к чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи. Противоположное состояние - антипатия.
Синтония (греч. syntonia - согласованность).
Восхищение - высшее удовлетворение, восторг.
Эйфория - психическое состояние (настроение), которое характеризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает наркотическими свойствами - оно активизирует психику, и к нему человек привыкает. Чтобы вызвать его, человеку нужны алкоголь, наркотики, а артисту или спортсмену - зрители.
Сосредоточенность - психическое состояние сосредоточенности сознания на определенном объекте или группе объектов в течение некоторого времени. Внешняя сосредоточенность выражается в ослаблении или полном прекращении движений, напряженной мимике. Внутренняя сосредоточенность - такое психическое состояние, при котором в фокусе сознания находятся мысли и переживания (внутренние монологи).
Рассеянность- психическое состояние, которое характеризуется отклонением внимания и тем самым нарушениями в умственной ориентировке. Под рассеянностью понимают разные слабости внимания (общее ослабление внимания, при котором человек не может ни на чем сосредоточиться; чрезмерная подвижность внимания; слишком большая сосредоточенность на чем-то, которая сочетается с невнимательностью ко всему другому («профессорская»).
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
Эмоции не всегда желательны. Избыточные эмоции могут дезорганизовать деятельность или общение. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение им способствуют. Поэтому желательно научиться управлять эмоциями: контролировать их внешнее выражение, вызывать желательные эмоции и устранять нежелательные эмоциональные состояния. Контроль экспрессии эмоций проявляется в трех формах: «подавлении», то есть сокрытии выражения переживаемых эмоциональных состояний; «маскировке», то есть замене переживаемого эмоционального состояния выражением эмоции, не переживаемой в данный момент; «симуляции», то есть выражении непереживаемых эмоций.
Способность контролировать выражение своих эмоций имеют значительные индивидуальные различия: по форме (подавление, маскировка, симуляция); по знаку эмоций; возраста; культуры и т.д. Так в западной культуре не принято, например, показывать не только положительные, но и отрицательные эмоции.
Многие виды деятельности человека (научная, актерская, спортивная и т.д.) требуют вдохновения, душевного подъема. Для этого нужно научиться вызывать нужные эмоции.
Среди приемов, которые человек использует для вызова желательных эмоций, выделяют два:
1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения и смех. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или
огорчения, воображает некоторые значимые для него ситуации. Использование этого приема предполагает определенную тренировку.
Положительное влияние на эмоциональную сферу личности оказывает смех.
2. Использование для вызова эмоций музыки. Экспериментально установлена зависимость определенных эмоциональных состояний от характера музыкального произведения.
Для устранения нежелательных эмоций используется психическая регуляция, связанная с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ланшафта), либо с саморегуляцией. Саморегуляция включает: 1) изменение направления своего сознания путем отключения сознания от эмоциогенных обстоятельств; переключения сознания на какое-то интересное дело; снижения значимости предстоящей деятельности; 2) использование защитных механизмов; 3) использование дыхательных упражнений.
Защита психологическая - механизм противостояния тревоге. Специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. 3. Фрейд выделил несколько таких защит.
Уход - физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации.
Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей.Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.
Проекция - приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому.
Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то (вымещение зла на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей гнев).
Отрицание - отказ признать, что какая-то ситуация или события имеют место. Например, мать отказывается верить, что ее сын погиб.
Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.
Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.
Реактивное образование - поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Например, чтобы скрыть свою влюбленность, подросток будет проявлять агрессию к объекту обожания.
ТЕМА 15 • ВОЛЯ
ПОНЯТИЕ
Воля - процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
В психологии проблема воли существует в двух вариантах: первый представлен традиционной проблемой самодетерминации, второй - проблемой саморегуляции. Волевая регуляция в варианте самодетерминации, по мнению ученых, происходит через изменение смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, наоборот, его торможение. Изменение смысла действия - необходимый психологический механизм волевого действия. Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может проходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:
1) на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания (непроизвольные);
2) на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключенными;
3) волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, усталость, страдания). На этом уровне личность становится субъектом деятельности. В этом случае человек вынужден создавать дополнительные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ради первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким образом, волевая регуляция - это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравствен
ных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия.
Волевая регуляция есть высший уровень регуляции, являющийся разновидностью произвольного регулирования, особой формой его проявления. Этой точки зрения придерживаются В.А. Иванников, Л.М. Веккер и др.
В настоящее время наиболее перспективным является системное изучение процессов, принимающих участие в регуляции деятельности и поведения человека, овладения им собой (К.А. Абдульхано-ва-Славская, О.А. Конопкин, В.К. Калин, Т.И. Шульга и др.).
Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции нацелена на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, то есть волевая регуляция, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности, а с другой - на самоизменение. Функциональная структура процесса волевой регуляции состоит из трех компонентов: 1) мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2) исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самим; 3) оценочно-результативное звено (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).
Волевая регуляция - высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознанностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуляция реализуется в условиях преодоления субъективных и объективных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.
Действия произвольные - действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные.
Действия непроизвольные - действия, совершаемые без постановки цели, неосознаваемые, совершаемые под воздействием восприятия.
Действия импульсивные- действие, «запущенное» стимулом, совершаемое мгновенно, без обдумывания, оно кратковременное и нередко немотивированно.
Действия волевые- действия, характеризующиеся следующими особенностями: а) имеющие целенаправленный характер; б) поставленная цель осознается (отражается во второй сигнальной системе, то есть обозначается конкретными словами); в) на пути к цели преодолеваются внешние (внутренние) трудности.
ФУНКЦИИ
Воля выполняет четыре функции.
1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.
2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.
3. Регулирующая функция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.
4. Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.
МЕХАНИЗМЫ
Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность. Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что и создает условия целенаправленного поведения. Регулятор волевой деятельности - лобные доли коры больших полушарий. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой. Функцию регуляции выполняют специальные пирамидальные клетки мозга. При поражении этих клеток наступает паралич или неловкость движений, теряются навыки.
Структура волевого акта
1. Побуждение к действию (потребности, мотивы).
2. Препятствие и борьба мотивов (подключение других мотивов- ценностей личности). Борьба мотивов может продолжаться достаточно долго, или действие прекращается из-за недостатка должной мотивации.
3. Принятие решения.
4. Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием. Этот этап может быть также достаточно продолжительным или не выполняться вообще.
5. Рефлексия (самоконтроль, самооценка).
6. Завершается волевое действие удовольствием от его успешного выполнения или извлечением «урока», если оно не достигло желаемого результата. В любом случае в результате совершения волевого акта происходит развитие личности.
То, как субъект оценит результат волевого действия, зависит от сложившегося у личности типа контроля (локуса контроля). Локус- место расположения чего-то.
Локус контроля (интернальный - внутренний) - устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за совершенные им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.
Локус контроля (экстернальный - внешний) - устойчивая склонность личности приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам (случайности, обстоятельствам и
др.).
Рефлексия (лат. reflexio - отражение, обращение назад) - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
ТЕОРИИ ВОЛИ
Упоминание о воле можно встретить еще у Аристотеля. Одной из широко известных теорий воли в философии XIX в. был волюнтаризм. Волюнтаристы (Шопенгауэр, Ах и др.) считали волю особой надприродной силой, которая определяет ход психических процессов и свободный выбор поведения. Они понимали волю как абсолютную свободу, не связанную с обществом. Представители другой механистической теории воли (Ч. Ломброзо и др.) полностью отрицали свободу воли человека и полагали, что воля полностью зависит от обстоятельств, в которых находится человек (человек - безвольная игрушка природы). В последние годы развивается концепция, согласно которой поведение человека понимается изначально активным, способным самостоятельно выбирать формы поведения, адекватные познанным им законам природы и общества, а также собственному личностному смыслу (Франкл, Рубинштейн, Иванни-ков и др.).
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.
Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.
Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях.
Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.
Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности:
1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);
2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;
3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).
Ответственность - внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.
Обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.
Инициативность - способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.
Самостоятельность - способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.
Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.
Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.
Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.
Мужество - высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество - сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.
Решительность- отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества - нерешительности является ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду.
Настойчивость- умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрямством и негативизмом.
Негативизм- немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.
Упрямство - упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руковод
ствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности.
РАЗВИТИЕ
Исследования отечественных психологов показали, что уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения, а со второго года жизни поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой (первая стадия развития воли). В два-три года складывается регулирующая функция речи. С двух-двух с половиной лет дети начинают действовать на основе соподчинения мотива (Л.И. Божович). Способность преодолевать непосредственные желания, соподчинять мотивы и устанавливать отношение мотива к цели проявляется только при наличии внешних средств, в роли которых чаще всего выступает само присутствие взрослого или других детей, а также соответствующих предметов, при этом наибольшая побудительная сила остается все же за игровыми мотивами. Показано, что уже в четырехлетнем возрасте развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения со стороны других людей замечается с трех лет. Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:
- становление мотивационно-побудительного звена волевой регуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы мотива и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурированием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте;
- становление исполнительского звена характеризуется расширением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона используемых способов самоуправления, преобладанием среди них самостоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адекватными требованиям ситуаций;
- оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого звена волевой регуляции - старший школьный возраст.
Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы личности.
НАРУШЕНИЯ
Одним из наиболее важных нарушений волевой сферы является нарушение структуры иерархии мотивов. Другим нарушением счи-
тается формирование патологических потребностей и мотивов
(Б.В. Зейгарник). Проявляются эти нарушения различными симптомами: снижением волевых процессов (гипобуяия) или чрезмерной активностью (гипербулия). Симптомы гипобулии могут быть весьма разнообразными. Наиболее часто встречаются нарушения воли: апатия, абулия (анорексия, булемия), симптом аутизма, гипербулия.
Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) - психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, падении активности психики.
Абулия - нарушение воли, частичное или полное отсутствие желания и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и др.).
Анорексия - отсутствие аппетита, подавление желания есть.
Булемия - патологическое желание постоянно часто и много есть.
Гипербулия - нарушение поведения в виде двигательной рас-торможенности (возбуждения) (импульсивные, стереотипичные действия и др.).
Аутизма симптом - утрата больным потребности общаться с окружающими, формирование патологической замкнутости, отгороженности, нелюдимости.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Люди различаются друг от друга: по силе воли, по форме проявления чего и др. Установлена зависимость силы воли от типа нервной системы (улиц с сильной нервной системой воля более развита). Индивидуальные различия проявляются также в степени сфор-мированности волевых качеств личности.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Экспериментальное
В качестве примера экспериментального исследования воли приведем изучение волевого усилия в интеллектуальной деятельности с использованием методики «Нерешаемые задачи». Детям дошкольного и младшего школьного возраста предлагалось собрать три картинки. Первая картинка состояла из одного предмета, разделенного на несколько (4-6) частей и собиралась относительно легко. Вторая картинка состояла из двух предметов - большого и маленького (также разделенных на 4-6 частей); эту картинку дети собирали также легко и достаточно быстро, но требовалось некоторое соображе
ние, рассуждение, чтобы ее собрать. Наконец, детям предлагалось собрать картинку, также состоящую из двух предметов и разделенную на 4-6 частей, которая решения не имела - по замыслу эксперимента, отсутствовала одна из частей. Фиксировались время выполнения всех трех заданий, а также особенности поведения детей и объяснение причин отказа от деятельности при манипулировании с третьей картинкой.
Диагностическое
Для измерения волевого усилия в физической деятельности используется методика «Динамометрия» (И.И.Купцов).
Для изучения уровня развития волевых качеств используется метод «Экспертные оценки», где эксперты оценивают различные характеристики действий испытуемых (длительность решения задачи, число попыток, концентрированность усилий, наличие колебаний в процессе принятия решений).
Методика для диагностики уровня субъективного контроля (СК) и многие другие.
РАЗДЕЛ 3
психические свойства личности
ТЕМА 16 •ЛИЧНОСТЬ
ПОНЯТИЕ
Личность является предметом изучения разных наук: философии, социологии, педагогики, семантики, медицины и пр. Однако каждая научная область изучает личность со своей точки зрения. Эта фундаментальная категория не может быть понята без представления о таких понятиях, как человек, индивид, индивидуальность.
Человек (Homo sapiens - человек разумный) - род Homo отряда приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к человеческому роду.
Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида.
Человек рождается индивидом, а затем становится личностью благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения и «интериоризации» этих отношений. Процесс превращения индивида в личность называется персонализацией.
Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности.
Понятие «личность» в современной психологии понимается неоднозначно.
Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении.
В различных психологических направлениях и концепциях (в психоанализе, бихевиоризме, в концепциях К. Левина, А. Маслоу,
Г. Олпорта, К. Роджерса) личность трактуется по-своему. В отечественной психологии личность выступает в единстве биологического и социального, но природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы (СЛ. Рубинштейн). Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, а изменение в связи с этим характера (личности) связано с социальной детерминацией. Индивид в процессе социализации не только изменяет мир, но и изменяется сам. Он становится личностью.
Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации. Индивидуальность - это те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей, личность в ее своеобразии.
ФУНКЦИИ
Личность обеспечивает индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. От личности зависит, как функционируют психические процессы, которые являются функциями личности. Они у человека не остаются спонтанными процессами, а превращаются в сознательные регулируемые операции, которые он направляет на решение своих задач (например, восприятие превращается в сознательное наблюдение, эмоции и воля обусловлены развитием личности и т.д.).
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Теории личности - это совокупность гипотез или предположений о природе и механизмах развития личности.
Основные вопросы, на которые должна дать ответ теория личности, это:
- Что есть личность? Какова ее структура?
- Каковы источники ее развития (врожденные или приобретенные)?
- Что доминирует в личности: сознание или бессознательное?
- Обладает ли личность свободой воли?
- Является ли внутренний мир человека субъективным или объективным и может ли быть выявлен с помощью объективных методов?
- Какими методами изучалась и др.
В науке сложилось восемь устойчивых теорий личности: психоаналитическая (3. Фрейд), аналитическая (К. Юнг), индивидуальная (А. Адлер), когнитивная (Дж. Келли), гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс), поведенческая (А. Бандура), деятельностная (А.Н. Леонтьев), диспозиционная (Г. Одпорт). Существуют и другие подходы, а также постоянно возникают новые.