Соотношение сознания и бессознательного
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности, обеспечивают приспособление и адаптацию человека к внешнему миру. Сознание и бессознательное — это качественно отличающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.
Свойства внешнего мира выступают для человека как некие сигналы, знаки. Информация как сведения о мире при ее осмыслении человеком становится знанием о мире, т.е. идеальной моделью мира. Сознание — как интегрирующая форма психики представляет собой совокупность знаний о мире, его внутреннюю модель, возможную благодаря познавательным процессам — восприятию, вниманию, памяти и др.
Благодаря сознанию человек четко отличает «Я» от «не Я», поэтому отличительной особенностью сознания человека является наличие самосознания — осознания себя во взаимосвязи с другим миром (животное не отличает себя от своей жизнедеятельности). Следовательно, сознание человека включает самоконтроль, самоотношение, самооценку и эмоциональные опенки в межличностных отношениях. Другой отличительной особенностью сознания человека является наличие целеполагания.
Бессознательное—это совокупность психических процессов,актов исостояний, обусловленных такими воздействиями, о влиянии которых на его поведение человек не дает себе отчета.
Здесь нет самоконтроля, самооценки, целеполагания. Сущностная характеристика всей сферы бессознательного — слитность субъекта и мира, «Я» и «не Я» (неразрывность того, что со мной происходит, и моего отношения к происходящему). Именно благодаря слитности субъекта с миром в бессознательном человек непроизвольно воспринимает мир и запоминает его. Бессознательное в силу незнания логики сознания открыто бесконечному количеству иных логик действительности, которые еще не стали достоянием цивилизации. Проявления бессознательного часто покрыты туманом таинственности и служат почвой для самых причудливых мифологических построений.
А.Г. Асмолов предложил объединить разнообразие проявлений бессознательного в поведении человека в следующие группы:
1. Надындивидуальные надсознательные явления — это усвоенные субъектом, типичные для данной группы (общности) образцы поведения и
познания, влияние которых не осознается человеком. Эти образцы (например, этнические стереотипы), усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание, идентификация, определяют социально-типичные особенности поведения человека. Именно в социально-типических характеристиках поведения человека субъект и группа («Я» и «не Я») выступают как одно целое. В качестве другого примера здесь можно привести понятие менталитет — совокупность принятых и, в основном, одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает данное общество (общность) от других.
2. Неосознаваемые мотивы поведения.О существовании этого классаявлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выполнению действия, импульс которого неизвестен самому совершившему это действие после выхода из гипнотического состояния человеку. Затем 3. Фрейдом было разработано понятие бессознательного — это нереализованные влечения, которые из-за конфликта с социальными запросами общества не допускались
в сознание или изгонялись, отчуждались из него С помощью такого защитного механизма психики, как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания личности, эти влечения образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, юморе, оговорках и т. д.).
3. Неосознаваемые резервы органов чувств.Речь идет о воздействиина поведение таких раздражителей, о которых человек не мог дать отчета, т.е. подпороговых раздражителей. Таким образом, мозг защищает сознание — предотвращает проникновение тревоги, беспокойства. Все анализаторы человека сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем отражается в сознании. Наиболее эффективно подпороговые стимулы могут выявляться в состоянии расслабления, что широко используется в практических технологиях психологии творчества (подпороговые мысли приводят к интуитивному решению), в активных методах обучения и лечения. Известно, что подпороговая стимуляция исполняет роль внушения. Современная реклама иногда использует приемы типа «25-й кадр», что официально запрещено в цивилизованном мире как «манипулирование сознанием» (какая-то информация подается мельком на доли секунды, а потому не осознается, но потом возникает в сознании человека как самостоятельное решение).
4.Неосознаваемые регуляторыспособов выполнения деятельности(операциональные установки и стереотипы). Они возникают в процессе решения различных задач — перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных и детерминируются неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающимся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.