Переговорный процесс при межличностном конфликте

В решении межличностного конфликта очень часто используют манипулятивные приемы, которые нужно знать.

Чаще всего встречаются:

• ссылки на авторитет

• выдергивание отдельных фраз из контекста

• уход от темы разговора

• намеки

• лесть

• шутки-высмеивания

• предсказание ужасных последствий.

Это так называемые простые приемы. Есть и более сложные:

• имитация решения проблемы

• альтернативные формулировки вопросов. Требующие ответа «да» или «нет «

• сократовские вопросы (техника первого «да»)

• оттягивание решения и др.

Для того, чтобы успешно противостоять манипуляциям, необходимо знать их и уметь выбрать правильный ответ. Вот несколько примеров с ответами на манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»:

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия
Патетическая просьба «войти в положение» Вызвать благосклонность и великодушие Не брать на себя обязательств
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна Принудить партнер раскрыть больше информации, чем ему нужно Спросить о том, что именно непонятно
Изображение делового партнера, представление существующих проблем как несущественных, побочных вопросов Показать, что вы – умудренный опытом человек, которому не пристало осложнять жизнь другим Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблем
Поза «благоразумности» и «серьезности», авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание

Манипуляции, направленные на унижение оппонента:

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия
Указание на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов или общественности Пробуждение чувства опасности и неуверенности Выразить возмущение тем, что вторая сторона опускается до таких методов
Постоянная демонстрация упрямства, самоуверенности Заставить оппонента быть просителем, показав ему, что его методы не успешны Относиться ко второй стороне скептически, не терять уверенности в себе
Постоянное подчеркивание того, что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики Пробудить чувство бессилия, установку, что другие аргументы будут несостоятельны Вежливо сказать, что вторая сторона не совсем правильно вас поняла
Постоянно задаваемые риторические вопросы относительно поведения или аргументации оппонента Породить тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом ключе, либо вообще не отвечать вследствие чувства бессилия Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно
Проявление себя как «милого и подлого», то есть демонстрация дружественности и вместе с тем постоянное возмущение Породить неуверенность, дезориентировать и напугать оппонента С прохладой относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента.
Стремление показать, что зависимость оппонента намного больше, чем это есть на самом деле Завоевать авторитет и заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не в состоянии был сохранить занятую позицию Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно.

Однако все эти манипуляции очевидны и просты. Им можно с легкостью противостоять, если уметь определять их. Существует уровень манипуляций, который выявить достаточно проблематично. Чаще всего такие манипуляции проявляются во взаимоотношениях очень близких людей и являются долгосрочными.

Так, например, в нашем социуме (особенно в семейных отношениях) чрезвычайно широко распространена манипуляция через чувство вины и идею жертвенности. Первое формируется как реакция на детско-родительские взаимоотношения, вторая также опирается на них и подкрепляется социализацией идеи жертвенности.

Еще одна распространенная манипуляция – манипуляция верностью. Я верен, следовательно, ты должна мне тоже. Я верен не потому, что мне так хочется, а потому что уважаю тебя, жалею. Ты должна делать то же самое. В случае измены действует манипуляция чувством вины.

Довольно распространена манипуляция игнорированием. Не замечай партнер или каких-либо его потребностей, человек те самым привязывает его к себе, заставляет все время доискиваться причин такого безразличия и искать дефекты в себе самом.

Манипуляция преследует, как правило. Иерархические цели и всегда является средством компенсации и самоутверждения.

Главное – учиться постепенно распознавать манипуляцию и уметь противостоять ей в конфликте.

Наверх

Тема 9. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

Вопросы:
1. Понятие о медиации
2. Результаты участия медиатора в разрешении конфликтов
3. Этапы медиации

Наверх

Понятие о медиации

Медиация - термин, используемый для определения одного из способов разрешения конфликта. Т. е. это завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в исходе конфликта. В роли третьей стороны чаще всего выступает один человек. Могут выступать группы профессионалов или даже государства (США, Россия в войне в Югославии).

Медиация - не менее древнее понятие, чем сам конфликт (в сфере социальных конфликтов разумеется). Оно существовало еще в Китае, в странах Африки, где в качестве медиаторов выступали старейшины племени.

Как общественно значимая деятельность медиация возникла в США в начале 60-х годов. Сейчас медиация - это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в США не проходит ни один серьезный переговорный процесс. В этой стране выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации ( «Ежеквартальный журнал по медиации»). Существует Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации.

Медиация (посредничество) – процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который бы соответствовал их интересам.
У процедуры медиации много общего с технологией фасилитации. Но есть и различия:

Медиация означает «встать между» двумя или более группами и личностями)

Фасилитация означает «сделать легким» (для группы быть эффективной)

Медиатор может работать со сторонами как вместе, так и раздельно

Фасилитатор работает в присутствии членов группы

Задача медиатора – разрешить конфликт, который стороны затрудняются разрешить самостоятельно

Фасилитатор: а) работает не обязательно в конфликтной ситуации, б) его основная цель – улучшение процесса групповой работ

Медиатор в большей степени контролирует процесс, чем члены групп

Фасилитатор всегда контролирует процесс вместе с членами группы.

Медиацию следует понимать прежде всего как процесс, продвигающий конфликт в сторону его разрешения. Это целенаправленное вмешательство.

В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют однако группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:

- межгосударственные организации (ООН)

- государственные правовые институты (арбитражный суд /…/, прокуратура)

- государственные специализированные комиссии (например по урегулированию забастовок)

- представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах)

- руководители структур по отношению к подчиненным

- общественные организации (профсоюзы)

- профессиональные медиаторы-конфликтологи

- социальные психологи

Неофициальные медиаторы, к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:

- представители религиозных организаций

- психологи

- социальные педагоги

- юристы

В роли спонтанных медиаторов могут выступать и все свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.

В каких случаях вам разумно обратиться к медиатору?

- стороны изначально отстаивают взаимоисключающие интересы

- все аргументы, средства исчерпаны, но выхода нет

- изначально по-разному трактуются критерии оценки (например, законодательство)

- одной из сторон нанесен серьезный ущерб (психологический или физический)

- сторонам важно сохранить хорошие отношения

- существует временное перемирие, но конфликт не исчерпан

- требуется третья сторона для контроля за исполнением соглашения

В каких случаях необходимо выступить в качестве медиатора?

- происходит опасная эскалация конфликта, возникает угроза применения насилия

- вам лично невыгоден этот конфликт

- конфликт отрицательно влияет на подотчетную вам группу (вы - руководитель, а конфликтуют подчиненные)

- вы видите реальный выход из положения

- у вас есть то, что устранит конфликт.

Выделяют пять типов медиаторов:

1. «третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется

2. «арбитр» - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому

3. «посредник» - нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам

4. «помощник» - организует встречу, но не участвует в обсуждении

5. «наблюдатель» - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение

Первые два стиля называют высокоавторитарными. Они выгодны. Если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.

Каким образом может воздействовать третья сторона?
- волевое прекращение конфликта
- разведение конфликтующих сторон третейский судья
- применение санкций арбитр
- определение правого и неправого
- оказание помощи в поиске решения
- содействие нормализации отношений помощник
- оказание помощи в организации общения посредник
- контроль за выполнением соглашения арбитр, посредник, наблюдатель
- блокирование борьбы третейский судья, арбитр, наблюдатель

Процесс медиации включает три основных этапа:

1. знакомство с конфликтом (составление карты конфликта)

2. работа с конфликтными сторонами (встречи с каждой из сторон, подготовка совместных переговоров)

3. ведение переговоров (функции медиатора сводятся к роли ведущего, тренера, педагога и т.п.)

Важно, чтобы каждая встреча сторон заканчивалась пусть небольшим, но продвижением вперед.

Наверх

Наши рекомендации